Урок-игра для 6 класса "Космоплюс-космоминус"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Хренова Елена Александровна

Обобщающий урок по теме "Положительные и отрицательные числа" в форме деловой игры, посвященной первому полету человека в космос, для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 6 класс

Обобщающий урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

Цели урока:

обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»,  
  • ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
  • усиление прикладной и практической направленности изученной темы;
  • установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры, астрономии, космонавтики и геометрии;

развивающие:

  • расширение кругозора учащихся;
  • пополнение их словарного запаса;
  • развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;
  • развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;

воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело;
  • воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;
  • воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников.

Тип урока: деловая игра 

Оборудование: 

  • карты готовности к полету (для каждого ученика) (см. «Приложение №1»);
  • карточки «Выход в космос» (см. «Приложение №2»);
  • карточки «Встреча с инопланетянами» (для каждого ученика) (см. «Приложение №4»);
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация (Microsoft Power Point);
  • тексты задач (для каждого экипажа) (см. «Приложение№3»);
  • карточки для рефлексии (см. «Приложение №5»)

Класс предварительно поделен на три группы по уровню подготовленности учащихся. Уровень сложности заданий для групп дифференцирован.

Перед уроком нужно расставить столы для трех групп: в каждой группе 6-7 человек.

Структура урока

  1. Начало организации урока. Целеполагание (6 минут)
  2. Реализация основных этапов урока (33 минуты)
  1. Выбор траектории полета (2 минуты)
  2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету (6 минут)
  3. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа (4 минуты)
  4. Старт (5 минут)
  5. Выход в космос (6 минут)
  6. Встреча с инопланетянами (8 минут)
  1. Организация рефлексии и обратной связи (3 минуты)
  1. Возвращение домой
  2. Разбор полетов (рефлексия)
  1. Завершение урока, подведение итогов(3 минуты)
  1. Подведение итогов работы
  2. Домашнее задание

Ход урока

I. Начало организации урока. Целеполагание:

  1. приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку;
  2. сообщение темы урока: заключительный урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», определение целей урока учащимися.

- Ребята, вы знаете, что  12 апреля  2011 года отмечается  50 летний юбилей полета первого человека в космос.  (слайд 2)

Сегодняшний урок я начну со стихотворения (слайд 3)

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из-под облачных ковров…

И укрощенный мирный атом

Послушен разуму людей;

Над Падуном, плотиной сжатым,-

Свет электрических огней!

Все это- плод людских исканий,

Все это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракете той был дан прицел,

Ее маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений-

В них сила разума влилась,

В них - объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь!

В 1934 году в селе Клушино под Гжатском родился Юрий Алексеевич Гагарин.  (слайд 4)

12 апреля 1961 года майор Юрий Гагарин стартовал на космическом корабле «Восток» и за 1час 48 минут совершил полный виток вокруг Земли, после чего благополучно приземлился на территории СССР.

-А что нас ожидает сегодня на уроке, мы узнаем, выполнив следующие задания. Работаем устно. (слайд 5-17)

-5+8=              ко

-4+(-7)=          с

0,2∙(-4)=         ми

- 0,4∙(-3)=       че

∙(-3)=                 с

-=            ко

-1-  =               е

-2,4 : 1,2=        пу

-18 :(-3)=         те

- +  =           ше

4 -  =            ст

(-1) ∙ (-3)=       ви

-1 -  =             е

Космическое путешествие…- конечно  виртуальное

II. Реализация основных этапов урока

1. Выбор траектории полета

 - У нас сегодня три экипажа. Экипажи готовы к полету. Выберите капитанов и придумайте название экипажа. Но учтите, что название должно соответствовать вашему пункту назначения (слайд №16):

III –эллипс (полет вокруг Земли);

II  - парабола (полет на Луну);

I  - гипербола (полет к планете неземной цивилизации).

-От дальности полета будет зависеть сложность заданий, которые вам предстоит выполнить в полете.

-С данными линиями (эллипс, парабола, гипербола) мы познакомимся подробно в курсе алгебры.

2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету

- Прежде, чем отправиться в полет, что бы вы сделали?

Каждая команда находит неисправность (слайды №19-20).

Повторим инструкции:

  1. Сформулируйте правило сложения двух чисел с одинаковыми знаками.
  2. Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.
  3. Сформулируйте правило умножения двух чисел с одинаковыми знаками.
  4. Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
  5. Сформулируйте правило нахождения расстояния между двумя точками на координатной прямой.
  6. Сформулируйте правило вычитания двух чисел.

  1. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа

Заполните «карты готовности к полету» (слайд№21). (Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа). Вначале каждый ученик решает примеры самостоятельно (нужно выбрать правильный вариант ответа), затем обсудите в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок) и в конце выработайте одно решение от группы.

Задания для учащихся из I команды:

  1. -4+13=                         Л. 9               Д. 17
  2. -15+(-17)=                   Е. 32             А. -32
  3. 0,9∙(-7)=                       С. 63             З. -6,3
  4. -3,5∙(-4)=                      А. 14            И. -140
  5. 3∙(-)=                      Р. -1            Н. 1,5
  6. -54+37- 6=                   А. 85             Е. -23
  7. -7-0,4∙(-5)=                  В. -5              К. -9

Правильный ответ: Лазарев

Задания для учащихся из II команды:

  1. -16+7=                        Т. -9              Л. -23          
  2. (-14)+(-8)=                  М. -4             Р. -3,6        
  3. 0,6∙(-6)=                      К. 36             Г. -3,9        
  4.  ∙ (-14)=                     Е. -2               Е.            
  5. -3,2 : (-8)=                   Ш. 0,4           Е. -22    
  6. 7,9∙(-1)=                      Ы. 7,9            К. -7,9
  7. -2,8∙(-5)=                     Н. 14             В. 2,1        
  8. -6,3:(-3)=                     О. 14             А. -380
  9. -38∙10=

Правильный ответ: Терешкова

Задания для учащихся из III команды:

  1. 10-6=                          Н. -4                Т. 4
  2. -3-5=                           И. -8                А. 8
  3. 7∙(-3)=                         Т. -21              К. 21
  4. -1,4∙(-5)=                     Е. -70              О. 7
  5. -36 : (-9)=                    В. 4                 Н. -4

Правильный ответ: Титов

- Кто такие Терешкова, Титов и Лазарев?

Историческая справка (слайд №22).

  1. Старт (слайд №21)

        Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов; все имеют необходимый запас теоретических знаний.

        Я – Земля,

        Я своих провожаю питомцев:

        дочерей, сыновей.

        Долетайте до самого Солнца

        И домой возвращайтесь скорей!

        Я – центр управления полетами, космическое МЧС. Обращайтесь ко мне при возникновении трудной ситуации.

Улетаем в космос и попадаем в зону метеоритного дождя (слайд №22), который падает на нас вопросами.

Вопросы:

- Первые  космические путешественники? (животные)

-Назовите клички  собак, которые были отправлены в космический полет? (Белка и Стрелка)

-сколько месяцев между июлем и декабрем? (4)

- сколько времен года в високосном году? (4)

-сколько месяцев в году имеет 30 дней? (11)

-Сколько дециметров в метре? (10)

-Сколько четвертей часа в 24 часах? (96)

-Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? ( вилка)

-Сколько минут продолжался полет Ю.Гагарина? (108 мин)

-Пара лошадей пробежала 10 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (10км)

-Астронавт какого государства стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (20 июля 1969 г американский астронавт Нил Армстронг)

-В школе 370 учеников. Докажите, что  среди учащихся этой школы обязательно найдутся хотя бы два ученика, отмечающие свое день рождение в один и тот же день.

-«Я – цифра, меньше десяти,

Меня тебе легко найти.

Но если букве «я» прикажешь рядом встать,

Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать». (семь)

-Возраст бабушки выражается наибольшим двузначным числом, записанным различными цифрами. Сколько лет бабушке?

  1. Выход в космос (слайд №24)

В каждом экипаже выберите одного человека для выхода в открытый космос.

I капитан:

Определить знак произведения

1) «+» · «–» · «–» · «+» · «–» · «–»             (+)

2) «–»·«–»·«–»·«+»·«+»·«+»·«–»·«–»       (-)

3) «–»·«+»·«–»·«–»·«+»·«+»·«–»·«+»·«–»·«–»·«+»     (+)

II капитан:

Вместо * поставить знак <, > или =

1. 1733 · (-69) * 1733  · 69

(<)

2. -178  ·  13 * -178  · (-13)

(<)

3. -204 · (-17) * 204  · 0

(>)

4. -5 · 0 * 0 · (-5)

(=)

III капитан:

Найти значения выражений:

 если ,

В это время оставшиеся учащиеся работают в группах. Вначале каждый ученик решает задачу самостоятельно, затем обсудите в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок) и в конце выработайте одно решение от группы.

Задание для I команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч ?

Ответ: 201 тыс. км

Задание для II команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч ?

Ответ: 144,5 тыс. км

Задание для III команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч ?

 (Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )

Ответ: 151 тыс. км

- Что увидели в открытом космосе?

Проверка правильности выполнения заданий (слайды №25-26).

  1. Встреча с инопланетянами (слайд №27)

Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа.

номер билета

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Билет № 1

3,2-9

4,2-(-9)

1)18

2)-180

3)-1,8

4)-18

1)5,8

2)-12,2

3)-5,8

4)12,2

11) -13,2

12) 4,8

13)-4,8

14) 13,2

-9,3: (-3)

-5,4+(-4)

-7,2-2,8

  1. 3,01

15) -3,1

16) 3,1

17) 31

  1. 9,4

18) -9,4

35) -1,4

36) 1,4

19) -10

20) 10

23) 4,4

24) -4,4

0-(-5,4)

-70-(-52)

21) 5,4

22) -5,4

25) 0

26) 0,54

27) 18

28) -122

29) -18

30) 122

31) -5,6

32) 0

33) 5,6

34) -0,56

Билет № 2

4,17-9

7,2-(-3,2)

  1. 2
  2. -2
  1. -13,17
  2. 13,17

10) 4,83

11) -4,83

  1. 4
  2. -4

13) 10,4

14) -10,4

-5,4-3,7

9)0,5

12) -0,5

15) 2

16) -2

17)

18)

21)

22)

19) 1,7

20) -1,7

27) -9,1

28) 9,1

0-(-7,4)

-32-(-60)

23) -0

24) 0

25) -7,4

30) 7,4

26) -92

29) 92

31) -28

32) 28

33)

34) 0

35)

36) -6

III. Организация рефлексии и обратной связи

  1. Возвращение домой

Приборы показывают, что прямо по курсу Земля. С мягкой посадкой!

(слайд №29)

  1. Разбор полетов (рефлексия)
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…
  • Я смог…
  • Теперь я могу…

IV. Завершение урока, подведение итогов

  1. Подведение итогов работы
  1. Вспомните названия линий, соответствующих траекториям полета.
  2. Назовите 5-7 понятий по теме «Космос».

  1. Домашнее задание. Повторить  все действия с положительными и отрицательными числами.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ
раздаточный материал

для урока математики в 6 классе

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

Обобщающий урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

(учебник «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                         КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ 

Задания для учащихся из I команды:

  1. -4+13=                         Л. 9               Д. 17
  2. -15+(-17)=                   Е. 32             А. -32
  3. 0,9∙(-7)=                       С. 63             З. -6,3
  4. -3,5∙(-4)=                      А. 14            И. -140
  5. 3∙(-)=                      Р. -1            Н. 1,5
  6. -54+37-6=                    А. 85             Е. -23
  7. -7-0,4∙(-5)=                  В. -5              К. -9

                  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из II команды:

  1. -16+7=                        Т. -9              Л. -23          
  2. (-14)+(-8)=                  М. -4             Р. -3,6        
  3. 0,6∙(-6)=                      К. 36             Г. -3,9        
  4.  ∙ (-14)=                     Е. -2               Е.            
  5. -3,2 : (-8)=                   Ш. 0,4           Е. -22    
  6. 7,9∙(-1)=                      Ы. 7,9            К. -7,9
  7. -2,8∙(-5)=                     Н. 14             В. 2,1        
  8. -6,3:(-3)=                     О. 14             А. -380
  9. -38∙10=

                    КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из III команды:

  1. 10-6=                          Н. -4                Т. 4
  2. -3-5=                           И. -8                А. 8
  3. 7∙(-3)=                         Т. -21              К. 21
  4. -1,4∙(-5)=                     Е. -70              О. 7
  5. -36 : (-9)=                    В. 4                 Н. -4

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Выход в космос

Задание для I команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч ?

Задание для II команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч ?

Задание для III команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч ?

 (Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Встреча с инопланетянами

номер билета

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Билет № 1

3,2-9

4,2-(-9)

1)18

2)-180

3)-1,8

4)-18

1)5,8

2)-12,2

3)-5,8

4)12,2

11) -13,2

12) 4,8

13)-4,8

14) 13,2

-9,3: (-3)

-5,4+(-4)

-7,2-2,8

  1. 3,01

15) -3,1

16) 3,1

17) 31

  1. 9,4

18) -9,4

35) -1,4

36) 1,4

19) -10

20) 10

23) 4,4

24) -4,4

0-(-5,4)

-70-(-52)

21) 5,4

22) -5,4

25) 0

26) 0,54

27) 18

28) -122

29) -18

30) 122

31) -5,6

32) 0

33) 5,6

34) -0,56

Билет № 2

4,17-9

7,2-(-3,2)

  1. 2
  2. -2
  1. -13,17
  2. 13,17

10) 4,83

11) -4,83

  1. 4
  2. -4

13) 10,4

14) -10,4

-5,4-3,7

9)0,5

12) -0,5

15) 2

16) -2

17)

18)

21)

22)

19) 1,7

20) -1,7

27) -9,1

28) 9,1

0-(-7,4)

-32-(-60)

23) -0

24) 0

25) -7,4

30) 7,4

26) -92

29) 92

31) -28

32) 28

33)

34) 0

35)

36) -6

Приложение №5

Карточки для рефлексии

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Меня удивило…

Я смог…

Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...