Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России"

(Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

Задачи урока:

Образовательные: повторить изученный материал ( особенности географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России),произвести контроль основных умений и навыков, усвоения данного раздела учебного курса.

Развивающие: Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку

Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала "Особенности природы и природные ресурсы России", знание основных терминов и понятий, географических объектов.

Тип урока: обобщающий.

Форма обучения: урок - игра.

Оборудование: Игровое поле на доске, жетоны ( 1, 2, 3, 4, 5, 6) разной окраски, раздаточный материал ( задания для конкурсов ).

План урока:

1. организационный момент ( Организация игры - соревнования ).

2. Актуализация знаний.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня после изучения раздела “Особенности природы и природные ресурсы России” мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. Для этого мы совершим путешествие по станциям, побываем во всех ее уголках. Наше путешествие будет долгим и, чтобы все и везде успеть, вы должны быть внимательными, четко отвечать на поставленные вопросы, не отвлекаться.
Класс делится на четыре команды. Составляются списки каждой группы. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах.

Команды в порядке очереди, начиная с первой, выбирают тип вопроса, на сколько баллов. За правильный ответ участник получает баллы и продолжает игру пока не ошибётся. Если ответ неверный, то ход переходит следующей команде. В этом случае баллы отнимаются, и право выбирать вопрос передаётся другому участнику.  

Каждая команда по очереди выбирает вопрос согласно его стоимости, и при правильном ответе получает определённое количество баллов. В случае, если представители команды не дают правильного ответа, право ответить на этот вопрос получают участники других команд.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов

Есть один сектор ШАНС - 6 баллов, один сектор кот в мешке. Вопрос кот в мешке по правилам необходимо отдать другому игроку.

       

Можно выставлять и индивидуальные оценки, так как в процессе игры учитывается индивидуальный вклад каждого члена команды. Оценку "отлично" получает тот, кто наберет больше баллов, "хорошо" - 2 место, "удовлетворительно" - команда, занявшая 3 место, "неудовлетворительно" - если вообще не смог ответить ни на один вопрос. Учитель прежде, чем поставить оценку "2", должен побеседовать с учеником индивидуально.

        Для проведения игры нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все предложенные задания.

II. Актуализация полученных знаний.

Вступительное слово учителя. Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Виктора Федоровича Бокова:

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

А сейчас начинаем наши соревнования

III. Ход игры.

Разминка. "География на все 100"

      Каждая группа получает карточку, в которой даны описания географических объектов. В каждом названии встречается - "сто". Учащиеся должны определить названия этих географических объектов. Количество баллов за задание определяется количеством верно отгаданных слов.

В каждом названии встречается - "сто":

1. Сторона горизонта? (восток)

2. Главный город страны? (столица)

3. Город на берегу Японского моря? (Владивосток)

4. Море бассейна Северного Ледовитого океана? (Восточно - Сибирское)

5. Город, входящий в "Золотое кольцо" России? (Ростов)

I  ТУР

1 - белые

2 - желтые

3 - зеленые

4 - синие

5 - красные

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Адресная

Цифровая география

Описание

Кто такой?

Что такое?

Климат

Рекорд

смены

Географический объект

Водные ресурсы

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

1). "Адресная"

1 - Назовите государство, расположенное в двух частях света? (Россия)

2 - Крайняя северная и южная точки России (северные - мыс Флигели и мыс Челюскин, южная- гора Базардюзю).

3 - Крайние западная и восточная точки России (западная- Гданьский залив близ города Калининграда, восточная- мыс Дежнева и остров Ратманова).

4 - Назовите моря, относящиеся к бассейну Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское).

5 - Где проходит северный морской путь? (через моря Северного Ледовитого   океана)

2). "Цифровая география" Ответ учащихся должен быть цифровой:

1 - Площадь России? (17, 1 млн. км)

2 - Сколько морей омывает Россию (13)

3 - Сколько часовых поясов в России? (10)

4 - Высота горы Эльбрус? (5642 м.)

5 - Сколько климатических поясов на территории России? (3)

3). "Описание" 

1 - Это территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохранения эталона нетронутых ландшафтов, а так же для расселения реликтовых животных или растений в другие регионы, утратившие этих обитателей. ( заповедник)

2 - Эти почвы имеют комковатую или зернистую структуру, таковы например, чернозем. Они плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды (структурные почвы)

3 - Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв”. (Растительность)

4 - Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог Александр Иванович  Воейков писал, что это “…продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы. (Вода или внутренние воды).

5- Когда экспедиция Ф. Магеллана вернулась в Испанию из кругосветного плавания, то оказалось, что мореплаватели "потеряли" один день. По их записям в корабельном журнале значилась среда, а на суше их уверяли, что четверг. Ошибки в записях не было. Куда же пропал день? (мореплаватели пересекли меридиан с востока на запад, а потому потеряли день)

4). "Кто такой? Что такое?"

1 - Какой город может парить в небесах?(Орел)

2 - Каким поясом не подпояшешься? (часовым)

3 - Кто раньше всех встречает Новый год в наше стране? (остров Ратманова, мыс Дежнева)

4 - Какой полуостров говорит о своей величине? (Я-мал)

5 - Что такое солнечная радиация? (Количество тепла и света, излученного солнцем).

5). "Климат"

1 - В каких климатических поясах расположена Россия? (арктический, субарктический, умеренный).

2 - Область повышенного давления с максимум в центре (антициклон).

3 - Соотношение годового количества осадков и испаряемости  ( коэффициент увлажнения).

4 - Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре (испаряемость).

5 - Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности и прозрачности ( воздушные массы).

6). "Рекордсмены"

1 - Самая высокая вершина (г. Эльбрус- 5642 м.)

2 - Самое глубокое и большое море России (Берингово).

3 - КОТ В МЕШКЕ. Самая холодная зима (Оймякон).

4 - Самая обширная природная зона (тайга).

5 - Самый северный полуостров России? (Таймыр)

7). "Географический объект" Учащиеся должны быстро ответить на вопрос - назвать географический объект.

1 -   1. Прикаспийская-  низменность

         2. Онежское- озеро

         3. Чукотское- море

         4. Ангара- река

         5.Приволжская- возвышенность

3 -    1. Ямал- полуостров

         2. Лаптевых- море

         3. Кольский- полуостров

         4. Кама - река 

         5. Казбек - гора

2 -   1. Базардюзю- гора

         2. Исток- начало реки

         3. Средне -сибирское-  плоскогорье

         4. Челюскин- мыс

         5. Берингов- пролив

4 -   1. Валдайская- возвышенность

         2. Ягель- олений мох

         3. Устье- впадает река

         4. Ключевская- сопка

         5. Телецкое- озеро

5 - ШАНС! Ваш выигрыш увеличивается на 6 баллов

8). "Водные ресурсы"

1 - Самое глубокое озеро в России (Байкал- 1637 м.).

2 - Самое мелкое море России (Азовское).

3 - Самая длинная река России ( Обь и Иртыш)

4 - Самая многоводная река (Енисей).

5 - Куда впадает большинство рек? Почему? ( В СЛО, т.к. уклон общий на север)

II ТУР

Задание № 1: Учащиеся должны распределить слова в 3 группы- природные зоны: пустыни, степи, тундра.

Пустыни: Почвы- засолены- сероземы; Кувл 0,1-0,3;

У растений длинны е и разветвленные корни; Колючки вместо листьев;

Животные обитают в норах; Змеи, Ежи, Черепахи, Скорпионы, Верблюды

Степи: Черноземы; недостаток влаги; Кувл,0,6-0,8; испаряемость превышает количество осадков; Травянистая растительность; жаворонок, стрепет, дрофа, суслики, зайцы; сайгаки встречаются реже.

Тундра: зима долгая и холодная; увлажнения избыточное Кувл 1,5; многолетняя мерзлота; почвы тундроглеевые; мхи, лишайники , карликовые деревья, северный олень, песец, казарка, гусь.

Задание № 2: Предлагается 2 конверта и учащиеся должны распределить слова в 2 группы по темам: рельеф и климат.

Слова: Урал, Циклон, Изотерма, Трансформация, Платформа, Ключевская, Муссонный, Саяны, Испаряемость, Кайнозойская, Валдайская, Путорано, Суховеи, Умеренный, Верхоянский, Изобары.

Ответ:

Рельеф- горы Урал, Тектоническая структура- платформа, вулкан Ключевская сопка, горы Саяны,  кайнозойская геологическая эра, Валдайская возвышенность, плато Путорано, Верхоянский хребет.

Климат: Циклон, Изотерма, Трансформация, Муссонный, Испаряемость, Суховей, Умеренный, Изобары.

IV. Итоги игры

Подсчитываются жетоны (баллы), выбирается команда победительница. Выставляются оценки

V. Рефлексия:  Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.  Синквейн  1)  1 уществительное                3)  3 глагола

                            2)  2 прилагательных                4)  предложение из 4 слов

Используемая литература:

Антушева О. В., Поурочные планы по учебнику " География России. Природа. 8 класс".

Баринова И. И., Поурочные разработки по учебнику " География России. Природа. 8 класс". - М.: Экзамен, 2008.

Баринова И. И., География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.

Безруков А. М., Пивоварова Г. П., Занимательная география. - М.: Дрофа, 2006.

Болотникова Н. В., Уроки - игры в средне школе. - В.: Учитель, 2007.

Касаткина Н. А., География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 -8 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс

На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"

Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы  игры и методика ее проведения...

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Обобщающий урок-игра по географии «Природа Земли» для обучающихся 5 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Природа Земли". Данная игра повышает интерес обучающихся к урокам географии, повышает сообразительность, любознательность, логическое мышление...

Обобщающий урок-игра по теме "Рельеф России" 8 класс

Материал урока рассчитан на обобщение знаний по географии 8 класса по теме "Рельеф России" в увлекательной форме....