Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

 

   Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. В переходный период, как правило, существуют инновационные и традиционные формы организации учебного процесса. Урок был и остается самой распространенной формой обучения математике в школе. Урок рефлексии можно провести после изучения одной или нескольких тем для того, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. На этом уроке у ребят появляется возможность проанализировать и оценить собственную учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_refleksii.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Городской конкурс «Урок года»

Методическая разработка урока по теме:

Применение распределительного свойства умножения

Автор Михалина Елена Альбертовна,

учитель математики,

 высшая квалификационная категория

   Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. В переходный период, как правило, существуют инновационные и традиционные формы организации учебного процесса.

   Урок был и остается самой распространенной формой обучения математике в школе. Уроки деятельностной направленности можно распределить в четыре группы [1]:

  1. уроки открытия нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общей методологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

   Урок рефлексии можно провести после изучения одной или нескольких тем для того, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. На этом уроке у ребят появляется возможность проанализировать и оценить собственную учебную деятельность.

   Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

-этап самоопределения к деятельности;

-этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности;

-этап локализации затруднений;

-этап построения проекта выхода из затруднения;

-этап обобщения затруднений во внешней речи;

-этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

-этап включения в систему знаний и повторения;

-этап рефлексии деятельности.

  Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин.)

Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Необходимо:

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала;

-определить основную цель урока.

  Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности (8-12 мин.)

Целью этого этапа является - подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к исправлению собственных ошибок;

Необходимо:

-организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определения, алгоритмы и т.д.

-активизировать мыслительные операции;

-зафиксировать способы действий в буквенной или знаковой форме;

-организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу);

-организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

  Этап локализации затруднений (7-8 мин.)

Целью этого этапа является - выявления места и причины затруднений и уточнение цели урока.

Исправление ошибок не должно быть формальным и проводиться по определенному алгоритму.

Учащиеся допустившие ошибки анализируют свое решение, определяют место ошибки, выделяют и фиксируют  способы действий, в которых допущены ошибки. Уточняют индивидуальную цель.

Учащиеся, получившие правильные ответы, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют творческие задания. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность работать по своему индивидуальному плану.

  Этап построения проекта выхода из затруднения (4-5 мин.)

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Необходимо:

-исправить ошибки самостоятельно и проверить с использованием, предложенного эталона

-выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы...), в которых были допущены ошибки.

-решить задания (часть из которых можно перенести в домашнюю работу).

 

 Этап обобщения результатов во внешней речи (2-3 мин.)

Целью этого этапа является - усвоение способов действий, вызвавших затруднения.

Необходимо:

-организовать обсуждение типовых затруднений;

-проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Целью этого этапа является - фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

-выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая те задания, в которых были допущены ошибки;

-проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты.

  Этап включения в систему знаний и повторения (5-6 мин.)

Целью этого этапа является - включение используемых способов в систему знаний,

повторение и закрепление ранее изученного материала.

Учащиеся выполняют задания, в которых новые способы связаны с ранее изученными, решают задания на подготовку к следующим темам.

  Этап рефлексии деятельности (3-4 мин.)

Целью этого этапа является - самооценка результатов деятельности.

Необходимо:

-повторить алгоритм исправления ошибок;

-зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

-оценить деятельность на уроке;

-определить задания для самоподготовки.

Далее представлены материалы по методической разработке урока рефлексии в 6 классе.

Тема урока:  «Применение распределительного свойства умножения»

Цели урока:

образовательные – закрепление полученных знаний и выработка умений по их применению; продолжение формирования вычислительного навыка учащихся;

развивающие – развитие познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы, учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока;

воспитательные – воспитание устойчивого интереса к изучению предмета,

 аккуратности, умения проверять и оценивать результаты деятельности.

Средства обучения: проектор, раздаточный материал.

Структура урока

1. Этап самоопределения деятельности (2 мин).

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности(15мин).

3. Этап локализации затруднений (7 мин).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (5 мин).

5. Этап обобщения результатов во внешней речи (2 мин).

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин).

7. Этап включения в систему знаний и повторения (5 мин).

8. Подведение итогов урока. (4 мин).

1.Этап самоопределения деятельности

Задача этапа: создать рабочее настроение у учащихся и условия для включения их в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения: коллективная.

Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь. Далее  учитель просит учащихся вспомнить, что они изучили на прошлом уроке, повторить основные правила по теме.

Учитель определяет и называет учащимся основную цель урока.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Задача этапа: повторить все случаи применения распределительного свойства

                        умножения относительного сложения и вычитания.

Методы обучения: словесный, практический.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

  Учитель предлагает учащимся выполнить устные вычисления с целью активизировать их мыслительные операции.

На доске написана цепочка действий с обыкновенными дробями (см. рис.1). Учащиеся устно выполняют вычисления с пояснениями.

Далее учитель предлагает всем учащимся записать распределительное свойство в буквенном виде.

(a + b) ∙ c = a ∙  c + b ∙ c

(a – c) ∙ c = a ∙  c – b ∙ c

3

                                 

                                                                                   

                                                     6                            

                                 

4

 

 Рис. 1. Устный счёт

Учитель просит учащихся сформулировать вопросы, на которые мы должны дать ответ в ходе повторения этой темы.

Вопросы:  Как можно представить смешанное число?

Как умножить смешанное число на натуральное?

Какие случаи применения распределительного свойства

умножения мы знаем?

 К доске выходят двое учащихся и решают примеры, остальные выполняют задания в тетрадях. Учитель спрашивает: «Как более рационально (проще, быстрее) вычислить значение выражения?»

1-й учащийся                                                  2-й учащийся

                                                          3

                                                        5  + 1

На этом этапе урока необходимо организовать индивидуальную деятельность учащихся – это проведение самостоятельной работы в двух вариантах (без выставления оценки)

Самостоятельная работа №1

        

I вариант                                                                                                        II вариант

1)       6                                                           1)       7

2)                                                        2)    

3)       67 - 26                                         3)     33 + 3

4)       х + х                                                    4)     а - а

Через 5 минут учащимся предлагается проверить свою работу по образцу, она появляется на доске с помощью проектора. На данном этапе ошибки не исправляются, а свои ответы учащиеся отмечают знаками «+» (верно) и «-» (неверно) в тетради напротив каждого примера.

3. Этап локализации затруднений

Задача этапа: выявление места и причины затруднений в самостоятельной работе,

уточнение цели урока.

Метод обучения:  практический, частично-поисковый.

Форма обучения:  индивидуальная.

   Учащиеся сравнивают свое решение с готовым образцом, анализируют и в случае несовпадения ответа должны определить место, где была допущена ошибка (вычислительные ошибки или неверное применение распределительного свойства).

Учитель наблюдает за работой детей и в случае необходимости учит их сравнивать с эталоном своё решение.

Учащиеся, у которых правильные ответы, получают дополнительное задание на оценку.

Учитель раздаёт детям карточки с заданием (творческим), и они выполняют его на листочках (см. пример карточки №1).

К а р т о ч к а   №1

Задание: «Вычисли удобным способом и из данных ответов-букв сложи слово».

1) 12 ∙ 17 + 35 ∙ 13 + 17 ∙ 23                           3)  

2)  т + т - т

1050

2т

1500

т

О

У

М

К

Р

С

А

Учащиеся решают задания карточки и находят в таблице букву, которая соответствует ответу (искомое слово «УРА»).

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача этапа: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование

способности к его выполнению.

Метод обучения:   практический, частично-поисковый.

Форма обучения:   индивидуальная.

    Учащиеся исправили ошибки и проверили свои ответы с использованием эталона (образец на плёнке кодоскопа).

Всем учащимся, которые допустили ошибки, учитель выдаёт карточки  аналогичным заданием (см. пример карточки №2). Дети должны выбрать и решить только те примеры, в которых были допущены ошибки.

К а р т о ч к а  №2.

1)                                        3)   1

2)  у - у                                           4)   84 + 86

Учащиеся, которые получили дополнительное творческое задание на предыдущем этапе, сдают свои работы.

Для снятия физического и эмоционального напряжения на этом этапе урока проводится «физкультминутка».

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика. Например [2]:

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

5. Этап обобщения результатов во внешней речи

Задача этапа: усвоение способов действий вызвавших затруднения.

Метод обучения:   словесный.

Форма обучения:   коллективная.

   Учитель просит ребят обсудить все затруднения, которые у них возникли в ходе написания самостоятельной работы.

   Далее необходимо проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

6.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача этапа: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации

успеха.

Метод обучения:   практический.

Форма обучения:   индивидуальная.

   Учитель предлагает учащимся написать на оценку  другую самостоятельную работу (под копирку), которая является аналогичной первой. Дети выбирают те задания, в которых были допущены ошибки.

Самостоятельная работа №2

Задание: Выберите не более 4-х примеров и решите их.

1)  7 ∙ 14                                              5)  а + а

2)  27∙ 9                                              6)  3с + с

3)                                       7)  5 + 2

4)                                           8)  85 + 35

   Через 5 минут учитель собирает работы. На доске с помощью проектора появляются примеры их решения. Ребята проверяют и оценивают свои работы знаками «+» (верно),

 «-»  (неверно).

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача этапа: включение используемых способов в систему знаний, повторение и

закрепление материала.

Метод обучения:   практический, словесный.

Форма обучения:   индивидуальная, коллективная.

   К доске выходит учащийся и решает предложенное учителем уравнение (с проверкой), остальные решают его в тетрадях.

Учащийся проговаривает распределительное свойство умножения, с помощью которого упрощает уравнение, затем решает его.

8.  Подведение итогов урока

Цели этапа: самооценка результатов деятельности.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения:  коллективная.

  Учитель просит учащихся оценить, как они справились с работой на уроке, что было удачным, а что нет.

Далее задает учащимся вопросы:

  1. Найдите, пожалуйста, в тетради те примеры из самостоятельной работы №1, где были допущены ошибки и отметьте их зелёной ручкой.
  2. Где именно вы допустили ошибку? Как можно её исправить?
  3. Поднимите руки, кто ни разу не ошибся в примерах. Хорошо, напишите в тетради красной ручкой «молодец».

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, делая акцент на то, что примеры они будут решать так же, как и в классе, применяя распределительное свойство умножения.

Домашнее задание – номера из учебника [3]  551 (а, в),  552 (в, г) и  по желанию дополнительное задание: «Придумайте и запишите три интересных примера, в которых можно применить распределительное свойство умножения».

Учитель благодарит класс за работу на уроке, ставит оценки.

Список литературы

1. Тернопол А.Н. Лекции по методике преподавания математики. МГТУ им. Баумана. – М.:

2006

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов. Подвижных игр. – М.: ВАКО 2005

3. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 5 класс по теме Распределительное свойство

Урок математики по теме Распределительное свойство представлен по типу -урок проверки и коррекции знаний...

Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"

Презентация к уроку  математики для 6 класса по теме  "Распределительное свойство умножения"...

План-конспект урока математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"

План-конспект урока математики для 6 класса по теме  "Распределительное свойство умножения"....

6 класс. Урок математики по теме "Применение распределительного свойства умножения". (План урока + презентация)

6 класс. Урок математики по теме "Применение распределительного свойства умножения". (План урока + презентация). Общая тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей»    Тема ...

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умноженияпрезентация...