Математическая полундра
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Москаленко Надежда Алексеевна

Я работаю учитель математике в морском классе. Для того, чтобы у учащихся интересней проходил учебный процесс, я своим воспитанникам на школьной неделе математике предложила такую игру. Им очень понравилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_polundra.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

               

ИГРА-ВИКТОРИНА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОЛУНДРА»

              Цели: Развитие познавательного интереса к изучению математики, знаний по предмету; развитие творческих способностей у детей; сплочение школьного коллектива; создание хорошего настроения.

             

Возраст детей: 5 класс

             

              В игре принимают участие 2-3 команды по 6 человек. Каждому участнику присваивается определенный тип корабля: 1-; 2- или 3-х палубный. Всего однопалубных – 3 корабля; двухпалубных – 2 корабля и трехпалубных – 1 корабль. Игровое поле состоит из 81 клетки (квадрат 9Х9)

              А          Б          В          Г         Д          Е         Ж         З         И

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

Перед началом игры – тянется жребий, какая команда начинает ходить первая.

             Первый игрок называет координаты, например: Г-4. Следующая команда проверяет их на своем поле. Если корабль подбит, то эта команда отвечает на вопрос ведущего. Если пострадала часть корабля, то та команда делала выстрел, получает право еще на один ход – выстрел, а пострадавшая отвечает на вопрос в случае повторного попадания, в случае промаха ход передается следующей команде. Если команда правильно отвечает на вопрос, то игрок, чей корабль подбит, остается в команде. Если команда отвечает на вопрос не правильно, то игрок покидает команду. После каждого подбитого корабля ведущие рассказывают математическую шутку или историю.

              Каждой команде насчитываются очки:

- за «раненый» корабль – 5  баллов

- за «убитый» корабль – 10 баллов

- за правильный ответ – 8 баллов

              Первый этап игры заканчивается, когда подбиты все корабли одной из команд. Дальше играют до победы оставшиеся две команды.

               Итоги подводятся по двум номинациям:

  1. «Самая ловкая команда»
  2. «Самая умная команда»  

В конце игры дети награждаются призами и поощрительными подарками.

ВОПРОСЫ ИГРОКАМ.

  1. Какие из этих чисел не относятся к натуральным числам
  1. 1;
  2. 0;
  3. 2;
  4. 15
  1. Один центнер - это
  1. 100 кг;
  2. 10 кг;
  3. 1000 кг
  1. Отрезок – это
  1. часть прямой;
  2. прямая;
  3. часть прямой, соединяющая двумя точками
  1. Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находиться другое слагаемое:
  1. вычитание;
  2. сложение;
  3. умножение;
  4. деление;
  1. При деление любого числа на единицу получается:
  1. 0;
  2. 1;
  3. то же самое число
  1. Дробь в которой числитель больше знаменателя или равен ему называется –
  1.    правильной;
  2.    неправильной
  3.    такой дроби не существует
  1. Назовите наименьшее натуральное трехзначное число:
  1. 100
  2. 101
  3. 99
  1. Какая дробь больше 3/6 или 1/2?
  1. 3/6;
  2. 1/2;
  3. Они равны
  1. Если в числовом выражение входят действия возведение в квадрат и в куб, то какие арифметические действия выполняются первыми?
  1. Сложение и вычитание;
  2. Умножение и деление;
  3. Возведение в квадрат или в куб
  1.  Верно ли утверждение, если уменьшаемое увеличить на 10, то и разность увеличиться на 10
  1. да;
  2. нет;
  3. не изменится
  1. Как найти неизвестное делимое?
  1. частное разделить на делитель;
  2. частное умножить на делитель;
  3. частное умножить на остаток
  1. Может ли остаток быть больше делителя?
  1. да;
  2. нет;
  3. может быть равным делителю
  1. Равенство, содержащее неизвестную букву, значение которой надо найти называется
  1. выражение;
  2. неравенство;
  3. уравнение
  1. Какие из точек лежат на координатном луче правее?
  1. с меньшей координатной;
  2. с большей координатой
  1. Как называется соотношение между числами?
  1. равенство;
  2. неравенство;
  3. уравнение;
  4. дробь
  1. Как называют число, которое делят?
  1. делимое;
  2. делитель;
  3. частное;
  4. остаток
  1. Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
  1. 0;
  2. 1;
  3. 2
  1. Сколько прямых можно провести через т.N и т.М
  1. две;
  2. одну;
  3. ни одной
  1. Назовите единицу измерения в 100 раз больше, чем 1 см
  1. 1 метр;
  2. 1 дециметр;
  3. 1 миллиметр
  1. При деление на ноль мы получим
  1. то же самое число;
  2. 0;
  3. такого не может быть

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ

  1. Первыми понятиями математики, с которыми столкнулись люди,  были «меньше», «больше» и «столько же». Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыбы и сколько надо ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбиной один нож, чтобы обмен между племенами состоялся.

  1. У некоторых племен не было других числительных кроме «один» и «два». А все, что шло после двух называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке папуасских племен числительное «один» звучит «урапун», а числительное «два» - «окоза». Число «три» они называли «окоза-урапун», а число четыре «окоза-окоза».

  1. Иногда число три обозначали весь окружающий человека мир – его делили земное, подземное и небесное царства. Поэтому число три стало у многих народов священным. Другие народы знали четыре стороны света – север, юг, запад, восток. У этих народов главную роль играло не число три, а число четыре.

  1. Число «нуль». Впервые «нуль» был придуман вавилонянами примерно 2000 лет тому назад. Но они применяли его лишь для обозначения пропущенных разрядов.   Писать  «нули» в конце записи они не договаривались. Позже «нуль» был присоединен к девяти цифрам, и появилась возможность обозначать этими десятью цифрами любое число, как бы велико оно не было.

  1. Самым ранним греческим математиком является Фалес. Он смог предсказать солнечное затмение, сделав предварительные расчеты. В 6 веке до н.э. жил Пифагор. Около 300-го года до н.э. жил Евклид, составивший «Начала» геометрии. Математик  и механик Архимед считается величайшим математиком всех времен.

  1. Чем более сложные задачи приходилось решать людям, тем чаще они прибегали к помощи уравнений, тем сложнее становились и сами уравнения. Так и появился особый раздел математики – алгебра. Название этой науки дал ученый Мухаммед бен Мусса Ал Хорезми, который написал книгу, в названии которой содержатся слова «ал джебр альмукабало».

  1. Знак «равно» для обозначения равенства двух выражений предложил английский автор Роберт Рикорд в 1557 году. Полагают, что знаки «плюс» и «минус» возникли в торговой практике. Виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он из бочки продал. Так яко бы произошли знаки «плюс» и «минус» в 15 веке.

  1. Кроме арифметики и геометрии, в греческую математику входила музыка. Музыкой греки называли ту часть нашей математики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Почему такое странное название? Дело в том, что греки создали и научную теорию музыки. Они знали: чем длиннее натянутая струна, тем нише получается звук, который она издает. Они знали, что короткая струна издает высокий звук. Но у всякого музыкального инструмента не одна, а  несколько струн. Для того, чтобы все струны при игре звучали приятно для уха, длины их звучащих частей должны быть в определенном отношении. Поэтому учение об отношениях, о дробях и стало называться музыкой.

  1. Главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на семь «ладоней», а «ладонь» - на четыре «пальца». Как и многие другие народы, в качестве мерок длины египтяне использовали части человеческого тела. Но люди бывают разного роста и локти у них не одинаковые. Египтяне это, конечно, понимали. Для того, чтобы измерения получались точными и не происходило никакой путаницы, они придумали образцовые меры: локоть, ладонь и палец, общие для всего Египта.

  1. Слово «геометрия» по-гречески означает «землемерие». Ученые считают, что эта наука зародилась еще у самых древних египетских земледельцев. После каждого разлива Нила им приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. А для этого надо было уметь измерять площади различных фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры "Полундра"

Развитие познавательного интереса к изучению морских традиций, знаний по морской тематике; развитие творческих способностей у детей; сплочение детского коллектива; создание хорошего настроения....

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Полундра

Морской бой по новым, биологическим, правилам. Интересно, живо, весело!  Для внеклассного мероприятия или летнего лагеря...

Интеллектуальная игра "Полундра" для 5-6 классов.

Несмотря на то что  наша игра напоминает «морской бой», этот бой интеллектуальный. Все вопросы связаны с природой. Игра состоит из нескольких этапов. В этой игре участвуют две команды 5 и 6 класс...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Математическая игра "Полундра"

Предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия по математике 6 класс...