Педагогический проект
материал по алгебре (5 класс) по теме
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ
ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_uch_yagya_e_b.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ
ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Учителя математики :
Ягья Елена Борисовна
ГОУ СОШ № 172
Г.МОСКВА
Постановка проблемы
В XXI веке человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.
Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование . Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает из специфики продуктивного, творческого мышления. Процесс открытия новых знаний и у ребенка, впервые познающего давно открытые человечеством истины, и у ученого, впервые проникающего за пределы известного, не происходят в виде строгих логических рассуждений, непосредственно опирающихся на знакомые закономерности. Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играют и практическое и образное мышление, непосредственно связанное с чувственной опорой.
Решение задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний. Решение задач в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном. человеку невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, « одним взглядом» охватить все входящие в проблемную ситуацию компоненты, а практические действия позволяют установить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения.
Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих людей.
Вот почему я думаю, что одним из важнейших принципов развития творческого мышления является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям индивида) развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления. Привлечение наглядности(проведение уроков с использованием ИКТ и мультимедийное сопровождение уроков), в том числе наглядных аналогий, как опоры для поиска решения.
Гипотеза
Известно, что первоклассники могут оперировать отвлеченными символами, решать задачи на основе формул, овладевать грамматическими понятиями и т. д.
Наблюдая за тем как дети всегда увлекаются ,играя в игры на компьютере, можно предположить, что использование ИКТ и проведение уроков с мультимедийным сопровождением позволит повысить интерес к получению новых знаний и позволит лучше усвоить учебный материал.
Нельзя забывать о том, что и отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление, далеко выходя за пределы чувственного опыта, только тогда обладает действенной силой, позволяет проникать в суть познаваемой действительности, когда оно неразрывно связано с наглядно-чувственными представлениями. Форсированное развитие отвлеченного мышления, без достаточной конкретизации усваиваемого материала, без связи с наглядно-практическим и наглядно-образным мышлением может привести к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности.
Объект
образовательный процесс , направленный на активизацию мыслительной деятельности при решении практикоориентированных задач.
Предмет
система формирования и развития практически ориентированных знаний и умений учащихся.
Цель
выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, а следовательно облегчать усвоение материала и активизировать творческие способности школьников.
Задачи
- Использовать систематически на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
- Осуществлять целенаправленно обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, с помощью мультимедийного сопровождения уроков
- Учить учащихся наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
- Раскрывать индивидуальные особенности школьника, проводить дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
Методы реализации
- иллюстративно-объяснительный;
- частично поисковый.
План работы
Содержание деятельности | Сроки выполнения | |
1 | -подобрать и систематизировать разнообразный наглядный материал, который может быть использован при объяснение нового материала , закреплении и проверки знаний ( для различных групп учащихся) по теме «Основные задачи на дроби». | В течении учебного года |
2 | -нацелить обучающий материал на формирование важнейших умений и навыков , в котором приводятся образцы решения основных задач , правила ,некоторые термины и др.по теме «Нахождение процентов» | В течении учебного года |
3 | -подобрать и систематизировать разнообразный наглядный материал, который может быть использован при объяснение нового материала , закреплении и проверки знаний ( для различных групп учащихся) по теме «Решение задач на движение». | В течении учебного года |
4 | -составить работы «Проверь себя» содержащие задания с выбором ответа снабдить иллюстрациями и перечнем верных ответов. Они предназначены для самостоятельного обзора ,обсуждения ошибок и повторения законченных фрагментов учебного материала | В течении учебного года |
5 | -экспериментальная проверка педагогической эффективности подготовленных и разработанных уроков; - анализ результатов, внесение корректив в учебно-методический комплект. | В течении учебного года |
Ожидаемый результат
Решение задач такими методами ,должно приблизить школьное обучение к жизненной практике, повысить действенность знаний, поскольку последние приобретены в процессе более или менее самостоятельной активной мыслительной деятельности.