Главные вкладки

    Урок по математике " Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс
    методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

    Овчарова Людмила Васильевна

    Урок обяснение нового материала по теме " Умножение положительных и отрицательных чисел." математика 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_mat_6.doc238.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ « Средняя общеобразовательная  Владимировская школа»

    Урок  

    «Умножение положительных

    и отрицательных чисел»

                      Математика 6 класс

                 Учитель: Овчарова Л. В.

                                         Владимировка 2010

    Урок  «Умножение положительных

    и отрицательных чисел».6 кл.

    Цели урока:

    - вывод правил умножения чисел с одинаковыми и разными знаками;  

      формирование умения применять эти правила в простейших

      ситуациях;

    - развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;

    - обучение учащихся поиску различных способов и методов решения

      практических задач.

    Оборудование: модель термометра, карточки для тренажера.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    Сегодня нам с вами предстоит повторить  правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.и изучить новую тему о которой вы узнаете пожже.

    Ещё природа не проснулась,

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослышала она

    И ей невольно улыбнулась.

         Вот и пришла весна.

    Всё ярче и теплее становится солнце.

    В полдень звенит, играя с солнцем, весёлая капель,

     чувствуется весеннее настроение, весну уже не остановишь.

     Давайте друг другу улыбнёмся, и начнём урок.

    Повторим правила.

    Устный опрос.

    Как сложить числа с разными знаками.

    Как сложить отрицательные числа.

    Как вычесть два числа.

    Какие числа называются противоположными

    Что называется модулем числа.

    Как вы умеете выполнять  задания с положительными и отриц числами.

    Работа у доски по карточкам

    1.Найдите значение выражения :

    ( 3, 9-5,8) –(- 1 – 7 ) +1,1

                        45     9

    1. Найдите значение выраженя:

    ( 1      -  5    )-(-3,9 -2,2) -5,3

      30        6

    1. Найдите значение выраженя:

    ( 6      -  4    )-(-1,8 -4,3) -5,7

      35        7

    1. 1.Найдите значение выражения :

         ( -3,7-2,4) –(- 7 – 2 ) +5,9

                        15     3

    Тест

    1 вариант

    2 вариант

    Историческая справка

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Долгое время люди отрицательные числа считали несуществующими, «ложными». Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые

      во II веке до н.э. в связи с решением уравнений. Знаки «плюс» и «минус»

      они тогда не употребляли, а изображали   положительные красным а отрицательные  чёрным цветом.

    Отрицательным числам считали сопоставлялись различные понятия, чтобы удобнее было осмыслить результаты действия с ними. Например, индийские математики Брамагупта и Бхаскара связывали положительные и отрицательные числа с понятиями «долг», «имущество»

    В 7 веке индийский математик Брамагупта правила сложения и вычитания отрицательных чисел выражал так: « сумма двух имуществ есть имущество», «сумма двух долгов есть долг».

    Правила умножения, деления, сложения и вычитания были предложены в 3 веке греческим математиком Диофантом. Они звучали примерно так: «вычитаемое, умноженное на прибавляемое, дает вычитаемое», вычитаемое, умноженное на вычитаемое дает прибавляемое

    И так было до 17 века, математики все еще не признавали отрицательных чисел, называли их «меньшими, чем ничто».

     Лишь в 17 веке голландский математик Жирар стал пользоваться отрицательными числами наравне с положительными. Так появились рациональные числа, которые состоят из целых и дробных положительных чисел, им противоположных отрицательных и нуля.

    Еще в пеленках это мы знавали!…

    А я один, как клад, ее открыл

    И позабыть уже смогу едва ли.

    .....................................................

    Она во мне. Я жил, ее тая …..

    Я, стиснув зубы, в муках , на пределе,

    Ее добыл. Вот истина моя!

    Вы ж до сих пор банальностью владели.

    Давайте и мы попробуем открыть свою истину.

    Мы сегодня с вами научимся умножать положительные и отрицательные числа.

    СКАЗКА.

    “Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.

    И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:

    – О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.

    Богач прямо затрясся от жадности:

    – Чего ты стоишь? Умножай скорее!

    – А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.

    – Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!

    – Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.

    – Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.

    – Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!

    Богач бросился к своим сундукам да как закричит:

    – Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?

    – Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.

    Как вы думаете, почему так получилось?

    Хитрый бедняк не сказал, на какое число будет умножать.”[1] II. Создание проблемной ситуации.

    1. Как вы думаете, почему так получилось?
    2. Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
    3. А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (натуральных и дробных положительных, да)
    4. Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)
    5. А какие числа еще можно перемножать? (отрицательные)
    6. Итак, тема нашего урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

    Вспомните, пожалуйста, какие методы мы использовали при выведении правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел и предложите свои версии, как нам получить правила умножения чисел.

    Записываем тему урока

    . Умножение положительных и отрицательных чисел

    1. Изучение нового материала.
    2. У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. Температура в марте может быть различной. Но температура может изменяться по разному.

     

    Приведите свои примеры. Сравните и сделайте вывод.

          Выводы (учащиеся делают самостоятельно)

    О знаке результата, получаемого при умножении двух отличных от нуля чисел, известно и такое правило древних:

    «друг моего друга – мой друг» (+) (+) = (+)

    друг моего врага – мой враг (+) (-) = (-)

    враг моего друга – мой враг (-) (+) = (-)

    враг моего врага – мой друг. (-) (-) = (+)

    Теперь сравните эти выводы с правилом, приведенным в учебнике.

    Физкультминутка.

    Учитель: А сейчас немного отдохнём, сделаем упражнение. Быстро-быстро моргаем и говорим: "Вы реснички усталость снимите, глазки нам хорошо освежите"

    Мы дружно трудились,

    Немного устали.

    Быстро все сразу

    За партами встали.

    Руки поднимем,

    Потом разведем.

    И очень глубоко

    Всей грудью вдохнем.

                     Итак, вы самостоятельно вывели правило.

    1. Первичное осмысление и применение правил.

    Работа с тренажером

    Тренажер по вариантам (карточки).

    ВАРИАНТ №1

    63;                    4(-5);                 (-6) 4;           (-5) (-3);

    4(-1);                 -50;                             0,2(-4);

    (-3) 1,2;            

    ВАРИАНТ №2

    45;                     6(-3);                   (-4) (-4);         (-3) 5;

    (-2) 0;               3(-1);                             (-4)

    (-3) (-1,2);        0,5(-7);                          

    ВАРИАНТ №3

    38;                    2(-9);                       (-3) (-8);              

    5(-1);                 (-4)                0,3(-5);               4(-1,2);

    ВАРИАНТ №4

    29;                       3(-8);                      (-2) (-9);            

    (-4) 0;                  5(-1);                      0,6(-5);             (-3) (-1,2);

    Оценки ставят сами учащиеся.

    Повторяем правила (вопросы задают ученики).

    5. Закрепление изученного материала. Работа с учебником.

    № 1121(два ученика работают у доски).

    1-й  ученик                                           2-й  ученик

    ж) 0,7(-8)= -5,6;                                   к) -0,6(-0,9)= 0,54;

     з) -0,56= -3;                                        л) -2,50,4= -1;

    и) 12(-0,2)= -2,4.                                 м) 0(-1,12)= 0.

    Идет взаимопроверка.

    №1123(работают две группы).

    1-я  группа                                               2-я  группа

    а)                                       г)

    б) ;                                  д)

    в)                                 е)

    Проговорим еще раз правила  умножения положительных и отрицательных чисел (опрос нескольких учащихся).

    Тренажер на компьютере.

    Оценки ставят сами учащиеся.

    6.  Задание на дом:

    Рефлексия: оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?

      неудовлетворительно

       удовлетворительно

        хорошо

      отлично

    Оценочный лист

    Да- нет

       Тест 1

    Работа у доски

    Компьютерный тест

    Средний баллл

    неудовлетворительно

    Работа у доски

    Компьютерный тест

    Средний баллл

      неудовлетворительно

       удовлетворительно

        хорошо

      отлично


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока по теме \'\'Умножение положительных и отрицательных чисел"

    Презентация урока изучения новой темы. Основные цели урока: ввести правила умножения положительных и отрицательных чисел; правила умножения положительных и отрицательных чисел на 1, на (-1); сформиров...

    Презентация урока по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

    Презентация урока изучения новой темы. Основные цели урока: ввести правила умножения положительных и отрицательных чисел; правила умножения положительны и отрицательных чисел на 1, на (-1); сформирова...

    План урока по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

    Урок был проведён в классе-комплекте (обычный класс + 2 ученика по программе коррекции 8 вида)...

    Урок по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

    Конспект урока+презентация(урок обобщения и систематизации)...

    Презентация урока по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

    Презентация урока изучения новой темы. Основные цели урока: ввести правила умножения положительных и отрицательных чисел; правила умножения положительных и отрицательных чисел на 1, на (-1); сформиров...