Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».
статья по алгебре (6 класс) по теме

Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».

Т.В.Логинова учитель математики МОУ СОШ № 32 Г. Энгельса

УМК «Сферы» по математике выходит под общей редакцией доктора физ.-мат. наук Дорофеева Г.В., кандидата пед. наук Суворовой С.Б. Руководитель авторского коллектива кандидат пед. наук Бунимович Е.А.

УМК «Сферы» включает в себя все возможные виды изданий для всех классов основной и полной средней школы, необходимые для рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования и методике преподавания математики в школе.

УМК «Сферы» сориентирован на усвоение школьниками базовых математических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. УМК обеспечивает создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей.

Особенностями нового комплекта являются:

– наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность школьного математического образования;

– особый функционал учебника, ориентирующего школьников на системное использование всех компонентов УМК на основе активных методик в обучении;

– единый методический, информационный и дизайнерский подходы к представлению учебного материала;

– наличие «навигационной» системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими особенностями современных школьников;

– практическая направленность, способствующая использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.

УМК «Сферы» включает:

– Учебник

– Электронное приложение к учебнику (CD-ROM)

– Тетрадь-тренажер

– Задачник

– Тетрадь-экзаменатор

– Методические рекомендации.

Учебник - центральное пособие комплекта.

Он открывает линию учебно-методических комплектов по математике «Сферы».

Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы курса математики 5 класса. Содержательно материал учебника направлен на продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников. При его создании использованы концептуальные идеи учебника «Математика,5» под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. Функции учебника - предъявление содержания и идеологии курса.

. Все содержание учебника разбито на главы. Каждая глава открывается фрагментом рубрики «Интересно», создающей общий культурологический фон курса. Завершается каждая глава рубрикой «Подведем итоги», которая содержит вопросы и задания, позволяю щие обозреть основное содержание темы.

Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Каждый практический разворот содержит представительный набор заданий и упражнений (от базовых до задач исследований), которые задают основу работы, направленной на овладение теоретическим содержанием, формирование умений и навыков. Задания представлены на двух уровнях.

Набор структурных элементов пункта включает рубрики, стимулирующие активную работу с учебным текстом, интерес к изучаемому материалу, расставляющие в нем смысловые акценты. Вот их перечень: «Внимание», «В фокусе», «Читаем и делаем», «Математический блокнот», «Записываем решение», «Кнопка».

 Использование электронного приложения к учебнику позволяет значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных математических задач.

Электронное приложение

Электронное приложение, выполняющее целый ряд важных функций, включает различные типы учебных цифровых объектов.

В электронное приложение входит электронный учебник с интерактивной конструкторской средой, значительно расширяющей и дополняющей содержание учебника и создающей принципиально новые возможности при изучении математики, недоступные без использования современных компьютерных технологий.

Электронное приложение содержит более 1500 ресурсов, объединённых в рубрики:

  1. флеш-демонстрации;
  2. виртуальные лаборатории;
  3. интерактивные модели;
  4. интерактивные упражнения;
  5. математический кружок;
  6. игры и головоломки;
  7. тренажёры;
  8. тесты;
  9. полезные интернет - ссылки.

Флеш - демонстрации- озвученные анимационные ролики продолжительностью 1-2 мин, поделенные на смысловые фрагменты. Я их использую при объяснении нового материала или предлагаю ученикам для самостоятельного  освоения новых понятий и методов.

Интерактивные модели - готовые модели математических объектов, построенные с помощью виртуальных лабораторий. Я их использую как иллюстрации новых математических понятий и методов,  для демонстрации возможностей  виртуальных лабораторий при объяснении нового материала и в самостоятельной работе учеников.

Интерактивные упражнения-задания для самостоятельной работы, использующие в качестве основного или вспомогательного инструментов виртуальные лаборатории. Задания делятся на два вида:

1) построить в лаборатории заданный математический объект (чертеж, фигуру, выражение, комбинацию, диаграмму и т.д.), который подвергается анализу, проверке;

2) ответить на вопрос задачи (ввести число, формулу, выбрать правильный вариант, используя лабораторию в качестве вспомогательного инструментария. Работу с использованием этого ресурса мы проводим в кабинете информатики.

Игры и головоломки - комплекс интерактивных программных модулей для проведения математических игр и решения головоломок. Тематика игр примыкает к изучаемому материалу (арифметика, геометрия, комбинаторика), а в основе выигрышной стратегии всегда лежит какая-нибудь математическая идея (симметрия, четность, перебор с отходом назад, ретроспективный анализ и т.д.)

Математический кружок содержит набор заданий для проведения 33 занятий математического кружка, сгруппированных по тематике и снабженных полными решениями и ответами. В отличие от интерактивных упражнений эти задания мы решаем коллективно: я вывожу текст задания на экран, и обсуждаем с учащимися возможные подходы к решению.

Тренажеры состоят из заданий, которые я использую для отработки основных умений и навыков по определенной теме.

Тесты предназначены для тематического контроля. Так как задания представлены таким же способом, как и в тренажерах, то ученики проходят тест сами или по моему предложению.

Журнал - функциональный раздел автоматической регистрации результатов выполнения тестов и тренажеров и сохранения истории их происхождения.  Можно  просмотреть историю прохождения теста любым учеником, уточнив  номер интересующей вас попытки. В отдельном окне откроется тест, в котором будут отмечены  ответы ученика. Вы можете пройти тест заново из окна с перечнем попыток, кликнув на кнопку «Пройти заново», либо в окне теста с вашими ответами. Такая особенность ресурса дает возможность легко проанализировать допущенные ошибки.  Рядом с названием теста располагается пиктограмма, указывающая на способ прохождение того или иного теста.

Выход на медиаобъекты осуществляется через активные зоны развороты учебника отображаемого на экране, что позволяет осуществить их подбор по теме урока. Активная зона — интерактивное поле, ограничивающее блок информации, к которому относятся дополнительные объекты. Индивидуальная компоновка материала в электронном приложении обеспечивается с помощью специального инструмента «Личные папки», в котором я помещаю как ресурсы собственного приложения, так и дополнительные, отобранные мной или учениками.

Медиаобъекты также доступны через Каталог, который содержит систему поиска, организованного  в соответствии со структурой учебника. Система гиперссылок построена на основе активных дидактических единиц экрана, которые являются ключевыми содержательными элементами разворота и вызываются щелчком мыши. Такие активные дидактические единицы составляют своеобразный каркас информационно-образовательной среды урока и в совокупности  с медиаресурсами, содержательно связанными с ними, представляют собой учебные модули, являющиеся основой моделирования урока. Таким образом, на уроке и дома ученик имеет возможность открыть на экране компьютера любой разворот учебника и, кликнув мышкой по специально выделенным активным зонам, углубиться с этот фрагмент, получая дополнительную информацию по истории математики, просто интересные факты; прослушать снова объяснение, просмотрев соответствующую анимацию; потренироваться на тренажере; проверить себя с помощью тестов; развить сообразительность на основе математических игр и головоломок; прорешать творческие задачи в специальных виртуальных лабораториях - интерактивных программных модулях, предназначенных для конструирования и исследования различных математических объектов и моделей. А я  имею возможность организовать учебный процесс обучения как по траектории, выстроенной в строгом соответствии с логикой построения учебного материала в учебнике, так и на основе различных вариантов сочетания ресурсов учебника и электронного приложения с учетом особенностей класса, группы и каждого ученика. Таким образом, система учебных заданий, предлагаемая в электронной части учебника, не копирует его бумажную часть, а значительно ее расширяет, дополняет новыми методами и задачами исследовательского характера.

Нужные медиаобъекты я сохраняю в папку Избранное для последующего применения отобранных мною  ресурсов.

 Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

Виртуальные лаборатории (всего их 25)- интерактивные  программные модули, которые мы применяем для самостоятельного конструирования и исследования математических объектов  и моделей из разных областей школьного курса математики (планиметрия, стереометрия, арифметика, текстовые задачи, функции и графики, комбинаторика, вероятность и статистика). Используются нами в интерактивных упражнениях и моделях, а также для решения задач. Лаборатории позволяют выстроить в электронной составляющей учебника свою систему интерактивных заданий, естественным образом дополняющую систему упражнений из его бумажной части. Их выполнение требует от учащихся использования иного, компьютерного, инструментария, а иногда и принципиально других подходов к решению. Это, как я увидела на практике, позволяет выйти на тот уровень в развитии умений и навыков школьников, который сейчас принято называть компетентностью.

Тетрадь-тренажер  предназначена для целенаправленного формирования познавательной учебной деятельности. В ней содержатся задания в соответствии с новым образовательным стандартом. Главной особенностью тетради является распределение заданий по видам деятельности внутри каждой темы, что позволяет мне эффективно формировать необходимые навыки, а также развивать познавательную деятельность учащихся. В соответствии с назначением этого пособия в нем принят другой принцип структурирования учебного материала. Задания по каждой главе учебника располагаются по видам учебной деятельности (а не в логике развертывания содержания, как это принято в учебнике). Поэтому и в ходе учебного процесса задания  используются мной избирательно, с  акцентом на соответствующую деятельность.

Эти виды деятельности таковы:

  1. работаем с текстом;
  2. выполняем упражнения;
  3. находим закономерности;
  4. анализируем и рассуждаем.

Завершает каждую главу тест, который мои ученики используют, например, для самопроверки.

 Тетрадь-тренажер-пособие на печатной основе. Вся предложенная система контроля в целом отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой  в данном УМК. И в соответствии с этим проверочные работы, включенные в пособие, предусматривают проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дают возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Задачник-тренажер

 Основное его назначение  - создание возможностей для формирования навыков  организации дифференцированного обучения.

Задачник-тренажер состоит из двух частей. В первой части содержится двухуровневая система упражнений по всем главам курса (за исключением геометрических), которая дополняет и расширяет содержание практических разворотов учебника. Вторая часть включает дополнительный материал, расширяющий и углубляющий основное содержание курса.

Учебник и задачник вместе обеспечивают полноценную систему упражнений, позволяющую формировать умения и навыки, организовывать дифференцированную работу, согласуя уровень обучения с возможностями учащихся данного класса. Материал второй части задачника я использую для курса «Решение нестандартных задач».

Тетрадь-экзаменатор

Тетрадь-экзаменатор содержит материал для тематического и итогового контроля знаний учащихся.В ней содержатся проверочные работы в 4-х вариантах: два варианта в тестовой форме и 2 варианта в форме зачётов. В содержательном и конструктивном отношении эти работы одинаковы: обе фактически состоят из двух частей, первая из которых направлена на проверку усвоения учебного материала на обязательном уровне, вторая содержит более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне. Разница состоит в том, что в «Проверочной работе№1»первая часть представлена в виде заданий с выбором ответа или с кратким ответом, в «Проверочной работе№2»-в традиционной форме, т.е. с записью решения. Вторая часть в той и другой работе состоит из заданий, которые надо выполнить с записью решения. Таким образом, мне предоставляется возможность выбора той формы контроля, которая в большей степени соответствует моим взглядам. Это позволяет мне эффективно организовать тематический контроль знаний учащихся. Вся предложенная система контроля в целом отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в данном УМК. И в соответствии с этим проверочные работы, включенные в пособие, предусматривают проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дают возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Методическое пособие для учителя

Данное пособие сопровождает учебно-методический комплект «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы». В нем содержится поурочное планирование, разработанное группой авторов на основе образовательного стандарта, а также материалы, освещающие основные концептуальные подходы к разработке и использованию в учебном процессе учебно-методических комплектов, создаваемых на основе современных тенденций в развитии новых технологий обучения.

Заключение.

УМК созданы на основе общей методологии и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию межпредметных связей. А также широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Инновационная модель построения УМК, позволяет  мне за счет новых форм организации учебной деятельности и увеличения познавательной активности учащихся усилить ее дидактические возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение УМК «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе

Применение УМК  «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе в рамках  реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по УМК "Сфера" "Математика.Арифметика.Геометрия.5 класс" под ред.Е.А.Бунимовича

Данный материал содержит подробное календарно-тематическое планирование по ФГОС  к рабочей программе по УМК "Сфера" "Математика.Арифметика.Геометрия.5 класс" под ред.Е.А.Бунимовича рассчитан...

Система учебно-тренировочных занятий, основанных на современных тенденциях построения тренировочного процесса с учётом квалификации и возраста спортсменов.

В настоящем проекте предпринята попытка обобщить имеющийся опыт и восполнить его собственными результатами тренерской деятельности и многолетних наблюдений за подготовкой борцов и сборных команд....

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»...