Отчего зависит успех на ЕГЭ
статья по алгебре по теме

Отчего зависит успех на ЕГЭ

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педа­гогического коллектива нашей школы. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение раз­нообразных технологий тестирования знаний школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения.

Как формируется ситуация успеха

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подгото­вительная работа. Мы начинаем ее уже на августовском педсовете, ана­лизируя результаты прошедшего ЕГЭ. Принципиально важно, на наш взгляд, наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности вы­пускников. У нас против ЕГЭ не возра­жают ни учителя, ни ученики, ни ро­дители. Это очень конструктивный мо­мент: именно положительное обще­ственное мнение оправдывает уси­лия, снимает эмоциональное напря­жение, дает психологическое равно­весие. В такой обстановке не тратит­ся время на разговоры, дискуссии, уговоры, поскольку «больной вопрос» отсутствует. Главным становится выработка технологии подготовки к экзамену и алгоритма деятельности для админист­рации и педколлектива школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_chego_zavisit_uspeh.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Отчего зависит успех на ЕГЭ

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педа гогического коллектива нашей школы. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение раз нообразных технологий тестирования знаний школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения.

Как формируется ситуация успеха

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подгото вительная работа. Мы начинаем ее уже на августовском педсовете, ана лизируя результаты прошедшего ЕГЭ. Принципиально важно, на наш взгляд, наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности вы пускников. У нас против ЕГЭ не возра жают ни учителя, ни ученики, ни ро дители. Это очень конструктивный мо мент: именно положительное обще ственное мнение оправдывает уси лия, снимает эмоциональное напря жение, дает психологическое равно весие. В такой обстановке не тратит ся время на разговоры, дискуссии, уговоры, поскольку «больной вопрос» отсутствует. Главным становится выработка технологии подготовки к экзамену и алгоритма деятельности для админист рации и педколлектива школы.

Формируя ситуацию успеха для предстоя щего экзамена, школа подключает к этой работе все заинтересованные стороны -педагогов, детей, родителей. На обеспе чение результативной сдачи ЕГЭ нацелена специальная комплексная система их со вместной деятельности. Потребность в ней вызвана не только необходимостью разъяс нять нормативные документы, но и тем об стоятельством, что успехи детей находятся в зависимости от установок и настроения учителей и родителей. Исходя из этого, мы строим свою работу с родителями по двум направлениям: знакомим их с процедурой ЕГЭ и обучаем способам адекватного пси хологического воздействия на детей.

Проходит такая учеба, главным образом, на родительских собраниях. Два первых из них проводит администрация школы, а после дующие ведут классные руководители. По ходу собрания организуется просмотр кино роликов о процедуре ЕГЭ. Родителям раз даются материалы с информацией о целях и задачах единого экзамена, структуре и уровнях сложности заданий. После ознаком ления с ней участникам предлагается вы сказать свое понимание того, что такое ЕГЭ и от чего может зависеть его успешность.

Обсуждается, какие условия могли бы стать предпосылкой успешной итоговой аттеста ции и надо ли родителям и учителям объе динять свои усилия, чтобы эти условия воз никли. Каждый решает также, нуждается ли он в советах психолога о том, как под держать детей в период подготовки и сда чи экзамена. Родители согласились, что к пассивным и неуверенным выпускникам успех не приходит и поэтому следует обра тить внимание на психологический настрой детей. Психологическая подготовка роди телей включает в себя встречи с психоло гом на родительских собраниях, лекториях и индивидуальные консультации. Во время приватных бесед анализируются про блемные ситуации, складывающиеся в се мье между детьми и родителями в период выбора вуза и подготовки к экзаменам. Предлагаемые решения носят исключи тельно рекомендательный характер.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, в частности 0тm его профессиональной готовности к новой форме аттестации. Учитель, незнакомый с про цедурой экзамена, содержанием конт рольно-измерительных материалов (КИМ), не может быть уверен в своих воз можностях и вряд ли окажет положитель ное воздействие на формирование у школьника мотивации к достижению успе ха, прочных знаний и умений. Вот почему в нашей школе классные руководители и учителя-предметники готовятся к ЕГЭ не менее ответственно, чем родители. На се минарах-практикумах они проходят курс психологической поддержки выпускников, учатся заполнять бланки ЕГЭ, оформлять другую экзаменационную документацию. Эта работа позволила снизить уровень тре вожности учителей и послужила стимулом к их творческой активности.

Третье непременное условие хорошей ре зультативности экзамена — это стремление самого школьника к такому успеху. Заинте ресовать его успешной сдачей ЕГЭ нам по могает та же комплексная программа. На чинаем с диагностики знаний учащегося, не забывая при этом учитывать его способ ности. Затем изучаем эмоциональную сфе ру, точнее, уровень тревожности (школь ной, самооценочной, межличностной). Далее анализируем мотивацию (к учению, к достижению успеха и иерархию мотивов поведения и деятельности). На этой осно ве разрабатываем программу педагогичес кой помощи школьнику и устанавливаем, какие формы, методы и приемы работы помогут ему добиться успеха на экзаменах. В процессе учебы выпускник систематичес ки оценивает свою готовность к ЕГЭ. В за вершение проводим пробные испытания.

        Осторожное «да»

Но, конечно, сказать, что проблем у нас нет и все идет гладко, как по маслу, нельзя. Потому мы и говорим ЕГЭ скорее осторож ное «да», чем категоричное «нет». В ре зультате подготовительной работы нам ста ло ясно, что готовность школьников к еди ному экзамену зависит не только от усилий школы. Недостает еще как минимум двух шагов самого государства в области обра зовательной политики. Во-первых, необхо димо расширить рамки содержания учеб ных курсов, а во-вторых, - сделать реаль ностью право выпускника быть зачислен ным в вуз без вступительных испытаний -только на основе сертификата о ЕГЭ.

Тестирование уже давно вошло в практику нашей школы, и мы видим четкую разницу между ним и ЕГЭ. Новая форма аттестации, на наш взгляд, предполагает не только вы бор ответов, но и объяснения, и собствен ную оценку экзаменующегося. Разноуров невые задания (каждому по способностям), базовая и конкурсная часть гарантируют объективную оценку. Но все же этих воз можностей недостаточно для учета прав выпускника. Допустим, он учится в про фильном гуманитарном классе и в то же время проявляет склонности к физике. Ре ально ли для него получить такой же ба гаж знаний, которым располагают выпуск ники физико-математического класса? Фа культатив? Репетитор? Но ведь в результате - дополнительная нагрузка. Каким мо жет быть выход из этого положения?

Не раз слышал нарекания учителей в ад рес экзаменационных заданий: не соответ ствуют программе (хотя, не стоит ли видеть в этом конкурсную часть?), учебникам (но ведь их множество!), не совсем корректно формулируются вопросы. Без сомнения, КИМы требуют постоянной доработки и обновления. Иначе как бы не оправдалось опасение, что с годами обучение в школе сведется к заучиванию ответов к тестам. Эти негативные факторы усугубляются не полной информированностью. Норматив ные документы приходят в школу, как пра вило, в апреле. И когда в минувшем апре ле вот так же - фактически вдруг - были предложены условия выбора формы госу дарственной (итоговой) аттестации по ма тематике, ученики и учителя, к тому вре мени уже определившиеся с предстоящим экзаменом, пришли в замешательство и не знали, что делать. Так что хорошо, что уча стие в ЕГЭ пока проводится на доброволь ной основе и в нем участвуют только те школьники, которые изъявили на то свое желание. И нарушать это право ребенка на выбор недопустимо.

ПО заранее намеченному плану

Вся работа по организации и проведению ЕГЭ ведется по заранее составленному пла ну необходимых мероприятий. Познакомь тесь с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успех семейного воспитания. От чего он зависит?"

Работа с родителями (беседа, методические рекомендации, памятка для родителей)...

Статья "Успешность в обучении. Отчего она зависит?"

Статья содержит материалы для проведения родительского собрания в 5-7 классах по теме "Успешность в обучении"....

Успех семейного воспитания.От чего он зависит?

Беседа с родителями.Одна из основных предпосылок здорового душевного разви­тия ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теп­лом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется оче­в...

результативность школьного урока. Отчего она зависит

Эту презентацию можно использовать на родительском собрании...

Зависит ли успех ребенка с ОВЗ от успешной работы команды специалистов?

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Так и сейчас, мы стоим на пороге больших перемен в системе образования....