Успех семейного воспитания.От чего он зависит?
консультация по теме

Беседа с родителями.Одна из основных предпосылок здорового душевного разви­тия ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теп­лом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется оче­видным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить не­мало сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_detey.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании детей.

УСПЕХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ?

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и другие. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается семья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предполагают зрелость чувств и культуру.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребенка исключительна. Пример близких - основа воспитания. Семья, в которой растет малыш, является его коллективным воспитателем. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве зависит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики. Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возросшей самостоятельностью женщины с се стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее  положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Возникло неверное, распространенное представление  о  возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей обязанности воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!». Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. множатся случаи нежелания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил. Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи,

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, обмена мнениями. Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни - разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И. С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего, и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия, и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

Состояние воспитания детей

школьного возраста в семье

Центром  социологических исследований  Министерства образования Российской Федерации с 11 по 27 апреля 1999 года было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста (на основе анкетирования). Были опрошены родители (преимущественно женщины). В массив для исследования были включены четыре типа семей: неполные (18%), полные с одним (47,3%), с двумя (39,3%), тремя и более (13,4%) детьми. Средний стаж существования семьи — 10 лет.

Данные исследования позволили социологам сделать следующие основные выводы.

  • Родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье.
  • Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период: ориентация не на собственно профессии, а на образ жизни (на вхождение в определенную социальную группу).
  • В соответствии с этим большинство родителей ориентируют детей на высшее образование, по любой профессии.

В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует, в связи, с чем они не ориентируют детей на рабочие профессии.

♦        Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность в обществе. Почти треть (30%) семей сталкивается с серьезными и 48% — с частичными трудностями в воспитании детей.

  Причины трудностей в воспитании детей родители сводят к семи причинам, в следующем порядке по их значимости: нехватка материальных средств, нехватка времени, недостаток педагогического опыта, плохие жилищные условия, отрицательное влияние неформальных групп, отсутствие помощи со стороны школы и, в последнюю очередь. — неблагоприятная ситуация в семье.

Ситуация в семьях характеризуется следующим образом: основная масса (до 70%) семей — в целом стабильные, с благоприятными условиями; до 15% семей — в целом устойчивые, однако с не вполне благоприятными условиями и до 15% семей — конфликтные либо находятся в стадии развода.

♦        Полное взаимопонимание между родителями и детьми имеется в 25% семей. Однако и в остальных семьях родители не склонны драматизировать свои отношения с детьми (о полной конфликтности заявили родители лишь в
2% семей).

Основные причины конфликтов между родителями и детьми — это недовольство отношением детей к учебе, содержанием досуга детей, грубостью в отношении старших, нежеланием помочь по дому, выбором друзей и чрезмерной расточительностью.

♦        Подавляющее большинство (92%) родителей считают, что у них нет конфликтов с детьми из-за непонимания интересов последних.

4 Основная масса (65%) семей имеет демократическое устройство, где родители обращаются с детьми «на равных». Примерно четверть семей имеет авторитарный и 10% — попустительский уклад. В последнем случае дети имеют абсолютную свободу поведения. Несмотря на это, структура воспитательных воздействий в семьях с авторитарным и попустительским укладом в целом схожа: и здесь и там часто практикуются методы физического воздействия на детей либо ущемление их финансовых интересов.

Почти во всех семьях (95%) воспитанием детей занимаются матери. Им в 35% семей помогают отцы и примерно в 20% семей — бабушки.

♦        В случае нежелательного поведения детей основные методы воспитания, применяемые к ним родителями, — «чтение морали» и окрики.

4 В будни родители проводят с детьми в среднем по 5, а в выходные дни — по 10 часов.

4 В целом родители считают, что именно они оказывают основное воспитательное воздействие на детей. Значимым, по их мнению, является еще воздействие на детей неформальных объединений и кинофильмов. До

=Основные ценности, на которые родители ориентируют детей, следующие: образование, семья, труд, достаток, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей. Ориентация детей на интересы общества характерна всего для 17 % семей, на моральные ценности - 7%.

♦ Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей «умеренное»: в течение учебного года родители встречаются с учителями своих детей в среднем 3 раза.

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - ребенок должен выспаться и легко проснуться.

  1. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»

  1. Скоро ваш ребенок принесет отметки за вторую четверть. Какими бы слабыми они вам ни показались, все-таки найдите, за что похвалить.

.

11.Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

В одиннадцать лет ребенка как будто подменили, и родителям даже кажется, что он попал под дурное влияние. Не ищите виноватых, просто ребенок становится подростком

  1. Когда ваш сын идет на свидание с девушкой, не забудьте спросить, нужны ли ему деньги. Свидание без копейки денег очень сложно.
  2. Договаривайтесь с ребенком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.

  1. Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите и их жаловаться, а не жалеть.

.

  1. Говорят: как пройдет первый день Нового года, так пройдет и весь год. Хвалите сегодня ребенка с утра и до вечера.

Вместо совета сегодня — Новогоднее пожелание. Мир вашему дому. Пусть ваши дети приносят вам больше радости, и пусть будете вы им всегда в радость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

"Успех семейного воспитания. От чего он зависит?"

Работа с родителями (беседа, методические рекомендации, памятка для родителей)...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Педагогический практикум "Секрет успеха семейного воспитания"

Мероприятие раскрывает принципы воспитания в семье, способствующие полноценному социальному становлению и воспитанию детей...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

"Секрет успеха семейного воспитания"

quot;Секрет успеха семейного воспитания"...

Доклад по теме: «Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.Семейные ценности являются одним из элементов здорового функцион...