Главные вкладки

    "Секрет успеха семейного воспитания"
    методическая разработка на тему

    Тараканова Анна Васильевна

    "Секрет успеха семейного воспитания"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sekret_uspeha_semeynogo_vospitaniya.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

    для родителей учащихся 1 – 4 классов

            

    Автор: Тараканова Анна Васильевна

    Должность: социальный педагог

    2018 год

            Семья – это начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности.

            Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Это – коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства и любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности ребенка. Это коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

            В семье старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

            Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

            Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

            Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни. А настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло  в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

            Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

            Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.

            Взрослые способствуют воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

            Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

    Все яснее становится понимание роли семьи в процессе социализации подрастающего поколения.  Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно – воспитательного процесса школы.

            Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

            Здесь он приобретает ЗУН в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

            А это положение бывает нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда  в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других, или ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

            Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются и на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

            Многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.        

    В условиях современной семьи даже относительно благополучный ребенок не всегда в полной мере ощущает достаток внимания и понимания, любви, ласки и заботы, что связано с трудностями и ошибками семейного воспитания.

    Основные из них: отсутствие единых требований родителей в вопросах воспитания ребенка; низкий уровень духовно – нравственной,  педагогической культуры, низкий воспитательный потенциал семьи; семейные конфликты, аморальный образ жизни; отсутствие психолого – педагогической подготовки к воспитанию ребенка.

    Растет число неблагополучных семей, которые требуют повышенного внимания со стороны школы с целью защиты прав и законных интересов ребенка.  Все эти проблемы требуют решения, а оно возможно только совместными усилиями школы и семьи при наличии программы, системы в работе.

    Одной из задач, решением которой занимается наша школа – систематическая работа с семьями учащихся. Посещения семей, проведение родительских собраний, тематических бесед, лекториев, дискуссий, «круглых столов»,  вечеров вопросов и ответов, педагогических практикумов, семинаров - колоссальный опыт, накопленный нашей школой для ранней профилактики семейного неблагополучия. Один из примеров работы с семьей – педагогический практикум для родителей учащихся 5 – 6 классов «Секрет успеха семейного воспитания», который направлен на освоение родителями конкретных примеров и методов семейного воспитания. Для того, чтобы данная форма взаимодействия педагога с родителями принесла результат, требуется серьезная подготовка, диагностическая работа по изучению проблем семейного воспитания, требующих незамедлительного решения.

     определить принципы воспитания в семье, способствующие полноценному социальному становлению, воспитанию детей.

    1. Выявить принципы воспитания детей в семье.

    1. Рассмотреть проблемы воспитательного процесса.
    2. Выработать рекомендации по воспитанию детей.
    3. Выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми.
    4. Создать благоприятный психологический климат в ходе проведения практикума, способствующего свободному выражению мыслей его участников.
    5. Способствовать профилактике раннего семейного неблагополучия.
    6. Способствовать единению и сплочению семьи.

     родители учащихся 3 – 4 классов, классный руководитель, социальный педагог.

    Этапы

    Содержание

    Участники

    1. Подготовительный

    1. Анкетирование учащихся 3 - 4 классов «Я и моя семья»

    2. Подготовка  книжкой выставки «Приоритет семьи в воспитании ребенка»

    3. Подготовка памяток для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»

    Социальный педагог

    2. Основной

    1. Проведение педагогического практикума.

    Социальный педагог, классный руководитель, родители

    3. Итоговый

    1. Оценка эффективности проведенного мероприятия.  Анкетирование родителей.

    Социальный педагог

    4. Последействие

    1. Итоги, выводы, рекомендации.

    Классный руководитель, социальный педагог

            В результате проведения педагогического практикума предполагается достижение следующих результатов:

            - выявление особенностей взаимоотношений между детьми и родителями;

            - определение принципов семейного воспитания, способствующие полноценному социальному становлению, воспитанию детей;

            - освоение родителями навыков эффективного общения с ребенком;

            - содействие укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми, развитию гармоничных отношений между ними;

            - профилактика раннего семейного неблагополучия.

            

            

    1. Анкетирование учащихся 3 - 4 классов. Анкета «Я и моя семья» и

    ее анализ. Цель: выявить особенности взаимоотношения между родителями и детьми.

    1. Кто глава вашей семьи?

    2. Кто из родителей является для тебя авторитетом? Почему?

    3. Чем ты огорчаешь родителей?

    4.  Чем ты их радуешь?

    5. Как тебя наказывают родители?

    6. Просишь ли ты у них прощение?

    7. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    8. Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

    9.  Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

    10. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

    1. Подготовка книжной выставки «Приоритет семьи в воспитании

    ребенка». Цель: способствовать повышению педагогической культуры, психолого – педагогических знаний, просвещения родителей.

    На книжной выставке представлена литература по семейному воспитанию.

    1. Подготовка памяток для родителей «Создание благоприятной се-

    мейной атмосферы». Цель: дать рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.

    Памятка для родителей

    «Создание благоприятной семейной атмосферы»

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

    Не стоит встречать ребенка после уроков вопросом: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

    Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Ход педагогического практикума:

    1. Выступление классного руководителя.

    Основы формирования личности закладываются семьей. Семья – это малая социально – психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

    Семья – сложная, многофункциональная система. Главные функции семьи:  

    - воспитательная; - оздоровительная; - духовно – нравственная;

    - познавательно – образовательная; - трудовая; - культурно – просветительная;

    - досугово – творческая; - охранно – защитная.

    Именно семья  формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции семьи в качестве основной имеет большой общественный смысл.

    К сожалению, сегодня налицо  кризис российской семьи, который характеризуется: появлением молодых бездетных семей, ростом числа разводов, и, как следствие, ростом количества неполных семей, насилием и алкоголизмом в семье, ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщины.  Кризис семьи фактически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенных связей. При этом семья по разным причинам стала всем больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. А школа в этом вопросе должна помочь педагогически правильно выстроить общение родителей с детьми.

    Накануне мы провели анкетирование ваших детей с целью выявить особенность ваших взаимоотношений с ними.  /результаты анкетирования/

    2. Выступление социального педагога на тему «Характеристика принципов воспитания в семье».

            Тест – игра «Какой вы родитель?». Отметьте фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

    1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
    2. Посоветуй мне, пожалуйста! (-)
    3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1 балл)
    4. И в кого ты только такой уродился?! (2 балла)
    5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
    6. Ну, на кого ты похож (а)? (2 балла)
    7. Я в твое время! (2 балла)
    8. Ты моя опора и помощник (ца) (1 балл)
    9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
    10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
    11. Какая ты у меня умница! (1 балл)
    12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1 балл)
    13. У всех дети как дети, а ты… (-)
    14.  Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

    5 – 6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас; ваши отношения способствуют становлению личности.

    7 – 8 баллов – это свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

    свыше 9 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

    Принципы семейного воспитания:

    1. Единство требований для всех членов семьи. Пример: бабушка оде-

    вает внучку – завязывает ей шарф, надевает шапку. Из кухни раздается голос мамы: «Ну зачем шарф?! На улице не так холодно!», а из спальни слышится голос папы: «Да и шапку уже пора  снять!». Бабушка в растерянности. А внучка? Какой вариант выберет она? Тот, который ей приятнее. Бывали ли в вашей семье такие ситуации? Как вы из них выходили?

    Вывод: отсутствие единых требований приводит к выработке приспособленческих навыков у ребенка.

    1. Наличие авторитета родителей.  В данном случае авторитет – это ду-

    ховное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

    Какие родители авторитетны? Авторитетны те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное и систематическое внимание. При несистематическом общении сохраняется психологическая дистанция, ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности к родителям. К сожалению, авторитет теряется быстрее, чем приобретается. Кроме того, нельзя путать авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм – стиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчинения.

      3. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей. Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к эгоизму, господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности.  Таким образом, вседозволенность - опасный принцип воспитания. Родители должны помнить, что любовь не отвергает строгость, а строгость не может существовать без любви.

    4. Традиции в семье. Семью скрепляют традиции. Они могут проявляться в виде праздников, отпусков, совместных прогулок и выездов на природу. Например, традиция собираться всей семьей за праздничным столом в канун Нового года. Традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность и значимость семьи.

    Какие  традиции поддерживаются в вашей семье?

    5. Учет особенностей пола ребенка. Педагог В. А. Сухомлинский призывал родителей не забывать, что в семье живут девочка и (или) мальчик. Образцом поведения для девочки обычно служит мама. Именно у нее она перенимает хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, то есть «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец. Недостаток отцовского внимания негативно влияет на процесс воспитания мальчиков и юношей. Ни одна женщина, сколь бы амбициозна и самоуверенна она ни была, не может заменить ребенку отца и мужского начала в воспитании. Правда, возможна  и иная крайность: отцы чрезмерно увлекаются в строгости своего «настоящего мужского воспитания». Подобная обстановка  также не идет ребенку на пользу. Только авторитетный отец, который в любой ситуации демонстрирует обоснованность своего поведения и требований, умеет отстаивать свою  позицию, может воспитать у юноши мужские черты характера: стойкость, основательность, уверенность в своих силах.

    6. Правильное использование наказания и поощрения. Этот принцип является очень важным условием успешного семейного воспитания. Ошибка некоторых родителей заключается в том, что они чаще наказывают, нежели поощряют. А все должно быть как раз наоборот. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

    Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести, Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления — обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки — могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

                 Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий — наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. 0но должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.  Как вы наказываете и поощряете своего ребенка?

    7. Наличие благоприятного психологического климата – обязательное условие эффективного семейного воспитания. Основой устойчивого эмоционального настроя в семье (психологического климата) является общность нравственных интересов мужа, жены и других членов семьи. В этом случае ребенок испытывает чувство защищенности, у него есть желание проводить время дома, в кругу семьи, он гордится своей семьей, то есть чувствует себя комфортно, может спокойно приглашать к себе друзей, не опасаясь бурной реакции родителей.

            Предлагаю вам ознакомиться с памяткой «Создание благоприятной семейной атмосферы».

            Вывод: помните, что воспитательный потенциал семьи безграничен. Мы обозначили наиболее важные, на наш взгляд, принципы семейного воспитания, чтобы оно стало эффективнее.

            Воспитание в семье должно быть проникнуто заботой о будущем ребенка и счастливой старости родителей. Абсолютно прав А. С. Макаренко: «Хорошее воспитание детей – это Ваша счастливая старость. Плохое – это Ваше горе и слезы».

                    Чтобы выявить, насколько значимым и эффективным было проведенное воспитательное мероприятие в глазах родителей, какое впечатление у них осталось после его проведения, в конце мероприятия проводится  оценка его эффективности.


    Эффективность воспитательного мероприятия можно проанализировать путем анкетирования родителей по следующим вопросам:

    1. Соответствует ли содержание мероприятия его целям, задачам  и ожидаемым результатам?

    2. Каков уровень организации мероприятия?

    3. Выдержано ли мероприятие по времени?

    4. Является ли мероприятие системным или представляет собой набор несвязных между собой фактов?

    5. Какие моменты мероприятия понравились больше всего? Почему?

    6. Какие моменты мероприятия не понравились? Почему?

    В заключении анкетирования можно предложить родителям отметить следующие моменты:

    1. Самый сильный момент мероприятия…

    2. Самый слабый момент мероприятия…

    3. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы…

    4. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы…

            

            Делаем вывод, что данное мероприятие имеет большую воспитательную ценность, так как способствует гармонизации взаимоотношений между родителями и детьми, сплочению и единению семьи.

            В ходе педагогического практикума родители учащихся имеют возможность познакомиться с основными принципами семейного воспитания, которые способствуют полноценному социальному становлению и воспитанию подрастающего поколения.

            После проведения педагогического практикума классным руководителем и социальным педагогом изучаются результаты анкетирования родителей по оценке эффективности проведенного воспитательного мероприятия.

            Выявляется, насколько значимым и эффективным было проведенное воспитательное мероприятие в глазах родителей, какое впечатление у них осталось после его проведения, осталось ли у них желание в следующий раз снова быть участником подобного мероприятия.

            Исходя из результатов оценки эффективности проведенного мероприятия определяются его «слабые» и «сильные» стороны, отмечается, что необходимо учесть при проведении следующего подобного мероприятия.

            

    1. Алымова Н. А., Белибихина Н. А. Сотрудничество педагогов и семьи – Волгоград: Учитель, 2008
    2. Баранова Л. Д. Социальный педагог в школе – Волгоград: Учитель, 2008
    3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи – М.: Просвещение, 1998
    4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители – М., 1991
    5. Кондрунина Т. Как избежать семейных ссор// Воспитание школьников – 2003. - №2
    6. Кошелева А. Д. Азбука любви: книга для родителей – М.: Просвещение, 1996
    7. Мальцева С. В. Роль семьи в формировании личности ребенка. Родительское собрание /\Педсовет. – 2005. - №7. – С. 219 - 223
    8. Мирошниченко Т. А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий – Волгоград: Учитель, 2008
    9. Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали //Воспитание школьников. – 2001. - №5. – С. 36
    10. Хрипкова А. Г. В семье растет сын и дочь – М., 1985
    11. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи /педагогический всеобуч/ - Волгоград: Учитель, 2006
    12. Черепахова Е. М. Воспитание без слез – М., 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".

    Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...

    Секреты успеха в учёбе

    Дети и взрослые вместе раскрывают секреты успешной учёбы. Узнают о примерах самовоспитания великих людей....

    Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

    Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

    "Успех семейного воспитания. От чего он зависит?"

    Работа с родителями (беседа, методические рекомендации, памятка для родителей)...

    Успех семейного воспитания.От чего он зависит?

    Беседа с родителями.Одна из основных предпосылок здорового душевного разви­тия ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теп­лом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется оче­в...

    Педагогический практикум "Секрет успеха семейного воспитания"

    Мероприятие раскрывает принципы воспитания в семье, способствующие полноценному социальному становлению и воспитанию детей...

    Конференция для родителей «Секреты семейного воспитания»

    Семья является одной из самых эффективных социальных организаций, влияющих на духовно-нравственное развитие детей и подростков. Очевидно, что в воспитании сегодняшнего малыша - будущего гражданина, за...