Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. На уроке используется компьютерная презентация и мультимедиапроектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klass_sekrety_uspeha_rasteniy_ili_rastitelnyy_organizm_kak_edinoe_celoe..doc | 520.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жильцов Александр Владимирович
учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Воскресенска Московской области
Урок-моделирование в 6 классе.
Секреты успеха растений или растительный организм как единое целое.
Задачи:
систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены; развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- о необходимости функционирования всех органов растения для нормальной жизнедеятельности организма;
- о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать, сопоставлять, обобщать.Основное содержание:
- Актуализация знаний учащихся:
- На какие две группы делят органы растения? Назовите органы растения.
- Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительного организма?
- Обобщение и систематизация знаний:
- Органы цветкового растения, взаимосвязи между ними в процессе жизнедеятельности:
- Функции корней.
- Функции стеблей.
- Функции листьев.
- Функции цветков.
- Функции плодов.
- Функции семян.
- Значение процессов жизнедеятельности растительного организма:
- Значение минерального питания.
- Значение фотосинтеза.
- Значение дыхания.
- Значение испарения воды.
- Значение размножения.
- Обмен веществ – основной признак живого организма.
- Растение – целостный организм. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнедеятельность растительного организма.
- Формулирование выводов. Подведение итогов урока.
Краткое содержание материала:
органы растения вегетативные генеративные корень цветок побег (стебель, лист) плод семя |
минеральное фотосинтез процессы жизнедеятельности испарение воды дыхание рост развитие размножение |
Функции органов растения. Функции корней:
Функции стеблей.
Функции листьев:
Функции цветков:
Функции плодов:
Функции семян:
|
Значение процессов жизнедеятельности растительного организма. Значение минерального питания:
Значение фотосинтеза:
Значение дыхания:
Значение испарения воды:
Значение роста:
Значение развития:
Значение размножения:
|
- Выводы:
- Обмен веществ – основной признак живого организма. Обмен веществ обусловливает дальнейший рост и развитие растения.
- Все органы взаимосвязаны.
- Растение – целостный организм.
Дополнительный материал:
- Между ростом и развитием растения имеется очень глубокая связь. Обычно многолетние растения зацветают не в первый год жизни, а лишь через несколько лет (иногда несколько десятков лет). Так, выращивая шиповник при круглосуточном освещении, удалось заставить его цвести на первом году жизни, а не на 3-4-м, как он обычно цветет. Таким образом, ускоряя рост растения, можно вызвать и более раннее его цветение.
- Ростом и развитием всех органов растения человек научился управлять путем применения приемов агротехники, подкормки и своевременных посевов и посадок.
- Обмен веществ и энергии в клетках растений происходит постоянно. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает её при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.
- Биологи нашли способы разведения растений без почвы. Гидропоника (от греч. «гидро» - вода и «понос» - работа) – земледелие без почвы. Это система, позволяющая искусственно выращивать овощные и другие культуры в особых минеральных субстратах (от лат. substratum – подстилка, основа) вроде крупного песка. Все необходимые неорганические вещества в точно отмеренных количествах растения получают из специально приготовленных растворов, которыми поливают такой «огород». При этом они не зависят от почвенных условий. Гидропоника стала давать продукцию овощей в промышленных масштабах. Одно время даже надеялись, что благодаря ей удастся обеспечить продовольствием всё население Земли. Но, увы, оказалось, что некоторые культуры экономически выгоднее выращивать традиционным способом: слишком дороги растворы и автоматизированные устройства для полива. С применением гидропоники удаётся получить высокие и дешёвые урожаи некоторых культур (например, помидоров). Однако их безвкусные плоды лишены многих ценных веществ, которые есть в обычных грунтовых растениях.
- Древние римляне ежегодно весной устраивали веселый праздник, посвященный Флоре (лат. flora – цветок) – богине цветения колосьев, садов и цветов, дарующих обильный урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир. (Рембрант. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.)
- Секвойя за свой долгий век вырастает до 100 м и более, диаметр ствола которых достигает 20 м. В США во время одной из выставок на пне подобного дерева разместился ансамбль танцоров со всем оркестром.
Использованная литература:
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Аванта+, 2001.
- В.В. Пасечник Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2006.
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Биология: тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2000.
- Н.И. Галушкова Биология: поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2005.
- В.И. Кузнецова Уроки биологии 6-7 класс. М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"
Урок биологии с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...
Тема урока: Организм как единое целое. Предмет: биология 6 класс
Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Тема: "Организм ...
Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В
Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...
Конспект урока биологии 7 класс "Голосеменные- отдел семенных растений".
Конспект урока по биологии для 7 класса по курсу учебников "Линия жизни", "Голосеменные - отдел семенных растений". Конспект содержит групповую работу, заполнение...
Презентация к уроку биология 5 класс по теме: Покрытосеменные растения
Презентация к уроку биологии 5 класс по теме: "Покрытосеменные"...