Тема урока: Организм как единое целое. Предмет: биология 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Слойкова Елена Викторовна

Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления

                  знаний.

Тема: "Организм как единое целое"

Продолжительность:1 урок – 40 минут.

Класс: 6-Б

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических           системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов; выявить уровень знаний о строении живых организмов.

Задачи:

-обучающие: показать целостность живых организмов как биологических систем;

-развивающие: обобщить знания о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов и систем;

-воспитательные: создать условия для развития у учащихся самостоятельности, социальных и коммуникативных компетенций. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

Тема урока: Организм как единое целое.

Предмет: биология

6 класс

                                                                                                                                                                                 Конспект урока с использованием

                                                                                                                                                                          Электронно-образовательных

 ресурсов в 6-Б классе по биологии

                                                                                                                                                                           разработала учитель биологии:

                                                                                                                                                                          Слойкова Елена Викторовна

                                                     Видяево 2012/2013

Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления

                  знаний.

Тема: "Организм как единое целое"

Продолжительность:1 урок – 40 минут.

Класс: 6-Б

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических           системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов; выявить уровень знаний о строении живых организмов.

Задачи:

-обучающие: показать целостность живых организмов как биологических систем;

-развивающие: обобщить знания о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов и систем;

-воспитательные: создать условия для развития у учащихся самостоятельности, социальных и коммуникативных компетенций. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Оборудование:  

  • компьютер учителя;
  • проектор;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • набор ЭОР;
  • таблица «Организм как единое целое»;
  •  комнатные растения;
  • сообщения учащихся;

                                                                      Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1 минута

Мотивация учащихся

5 минут

2. Обобщение знаний, умений, навыков.

20 минут

3. Физминутка

1минута

Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.

Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов.

10 минут

3. Подведения итогов урока.

3  минут

Приложение 1 ( Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест. Начиная с первых уроков  биологии, вы изучаете живой организм. Вы уже очень много знаете о его строении и жизнедеятельности, сегодня мы должны обобщить все эти знания, упорядочить их, систематизировать.

Когда я готовила сегодняшний урок, то специально решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать в конце урока, может быть даже лучше, чем я! Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на лучшую тему урока.

Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов.

(Слайд 2)

  1. Скажите, как называется самая маленькая структурная часть любого живого организма? как бы маленькие кирпичики, из которых строится весь организм?
  2. А все ли клетки одинаковы? какие они могут быть?

  1. Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?

  1. Какие вы знаете ткани?

  1. А что образуется разными типами тканей? какая часть организма?

  1. Какие вы знаете органы?

  1. Что образуют органы, выполняющие одинаковые функции?

  1. Какие вы знаете системы органов?

Для разъяснения понятия система видеофрагмент (Приложение 2)

Борщ – это система? Попробуем доказать это! (Вместе с учащимися рассуждаем о понятие система)

По ходу беседы схема на слайде дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур.

Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений. Ваша задача найти лишний объект среди перечисленных и объяснить, почему он является лишним.

Демонстрируются (Слайды 4-8). Учащиеся выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда.

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.Я рада, что вы были внимательны .

Я хочу, чтобы все, кто работает на уроке хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Работа в группах. Каждая группа получает бланк с заданием (Приложение 3)

(Слайд 9)

Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и  заполняете бланк ответов. На это у вас есть ровно 5 минут. Запускаем секундомер …

Заслушивание ответов команд,  при заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов (Слайды 10-14).

  1. Скажите, а какую функцию должна выполнять нервная система?
  2. К чему может привести нарушение ее работы?

Учитель делает вывод:

Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм п.с.с единое целое, а не набор отдельных частей.

  1. Вы согласны со мной? или есть замечания, дополнения?

Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом.

Итак, мы изучили весь запланированный материал. А теперь как я и говорила, объявляется конкурс на лучшее название темы урока. (Слайд 15)

Заслушивание ответов.

Оценивание их ответов, выбор лучшей формулировки темы.

Подведение итогов работы. Выставление оценок.

Проведение рефлексии  

«Одним словом». Закончите, одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Спасибо за работу на уроке!!!

        

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Клетка

Растительные и животные, еще могут различаться по выполняемым функциям

В ткани

 

Покровная, основная, механическая у растений, соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных.

Органы

Приводят примеры органов растений и животных

Системы органов

Побеговая и корневая системы у растений, примеры систем органов животных

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.

Высказывают свою точку зрения.

Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке.

Регуляторную, координационную

Сбою работы всех систем органов и организма в целом.

Выбирают лучшую формулировку темы урока. Заканчивают фразу.

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КЛЕТКИ ТКАНИ ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНИЗМ

Слайд 3

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: : ЛЁГКИЕ СЕРДЦЕ ТРАХЕИ ЖАБРЫ

Слайд 4

ЖЕЛУДОК КИШЕЧНИК ГОРМОН РОТ НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

Слайд 5

НЕРВНАЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЭНДОКРИННАЯ НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

Слайд 6

ЛИСТ ЦВЕТОК КОРЕНЬ НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

Слайд 7

СЕМЯ ПЛОД ПОЧКА НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

Слайд 8

КЛЕТКИ ТКАНИ ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНИЗМ 0 3 6 9 ПОДСКАЗКА: ВРЕМЯ РАБОТЫ: Время!!! 10 СЕКУНД 20 СЕКУНД 30 СЕКУНД 40 СЕКУНД 50 СЕКУНД 1 МИНУТА 1,5 МИНУТЫ 2 МИНУТЫ 2,5 МИНУТЫ 3 МИНУТЫ 3,5 МИНУТЫ 4 МИНУТЫ 4,5 МИНУТЫ 5 МИНУТ

Слайд 9

глотка пищевод зоб рот желудок кишка ПИЩЕВАРИ-ТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ И ПОСТУПЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА Николаева С.Б.

Слайд 10

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАВКУ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА И ВЫНОСИТ ОТ НИХ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА Николаева С.Б.

Слайд 11

ВЫДЕЛИТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЫВЕДЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТОК ИЗ ОРГАНИЗМА ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ Николаева С.Б.

Слайд 12

ДЫХАТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ И УДАЛЯЕТ ИЗ ОРГАНИЗМА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ Николаева С.Б.

Слайд 13

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ОРГАНИЗМА Николаева С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В

Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...

Комплекс по биологии на тему "Организм как единое целое"

Данные темы направлены на формирование у студентов представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. ...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

Биология 10 класс конспект урока "Организм-как единое целое"

Конспект урока 10 класса Биология на тему:"Организм- как единое целое "...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...