Секреты успеха в учёбе
методическая разработка на тему

Шлемко Ольга Геннадьевна

Дети и взрослые вместе раскрывают секреты успешной учёбы. Узнают о примерах самовоспитания великих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_uspehov_v_uchyobe.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня в нашем зале собрались представители разных поколений:

бабушки- старшее поколение, мамы и папы –среднее и ученики – представители младшего современного поколения.

Человечество развивается, новое поколение, приходя на смену старшим, принимает, осваивает то, что было достигнуто предыдущим поколением, и на этой базе создаёт новые ценности. Перед каждым из школьников стоят общие задачи: обогатить себя знаниями и своим трудом, творчеством внести вклад в развитие общества. Без активного учения невозможно овладеть ни производительным трудом, ни художественным творчеством, ни спортом. Во многом наш успех в жизни зависит от того, как мы учимся и что делаем в настоящем для своего будущего. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учёбе.

 

Итак, в жизни всё движется. Одни бегут к цели, преодолевая препятствия. Это – бегуны. Такие люди, как правило, находят своё место в жизни, добиваются успехов, радуют родных, окружающих людей. Другие бегут от неудач и проблем. Это – беглецы. В их жизни часто бывают разочарования, они огорчают близких. (Презентация успехов учеников)

Вы побываете в роли астрологов и попытаетесь дать прогноз: к чему приведут данное поведение, поступки сразу же,  через неделю или месяц, через несколько лет. (Ситуации)

Легко сделать вывод, что причин неуспешной учебной деятельности много. ( Анкета)  Мы выявили причины нежелания учиться. И сегодня вместе раскроем  секреты, как стать успешным учеником.

Из толкового словаря Ожегова:

Успех – 1) удачное завершение какого-либо дела;

             2) общественное признание.

Любая деятельность должна быть мотивирована. Человек должен захотеть заниматься этой деятельностью.

                                     Задание для родителей

Приглашаю в центр 6 человек. Вы садитесь в круг – вы потенциальные дети, а вам предстоит сыграть роль родителя. Сейчас перед родителем стоит задача – убедить ребенка хорошо учиться. Если вам (сидящим) доводы кажутся убедительными, вы встаете.   Если нет – продолжаете сидеть.

Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Они объясняют, почему мы поступаем так, а не иначе.

Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Мотивы делятся на внешние и внутренние. Благодаря внутренним мотивам происходит собственное развитие в процессе учения.  Внутренние мотивы направлены на стремление узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, повысить культурный уровень, овладеть способами действий.  Детям интересно преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение, т.е. таким детям интересен сам процесс учения.

Внешние мотивы бывают широкие социальные и узкие личные. Широкие социальные –  долг, ответственность перед родителями, обществом. Это не плохо. Но если дети не испытывают ответственности и внутренняя мотивация не развита? Возникают проблемы. давайте познакомимся со  следующими внешними мотивами - узкие личные  – это учёба ради лидерства, престижа, материальной выгоды, стремления быть первым, получать хорошие отметки. Отдельной группой выделяют отрицательные мотивы. Это стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.

Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом ( например, танцами, написанием реферата, подготовкой к педсовету, ремонтом класса своего ребёнка), если вас не ждёт в будущем поощрение за его выполнение  или наказание, осуждение за его невыполнение?» Если ваш ответ положительный, и более того, вы с удовольствием будете выполнять, то ваша мотивация внутренняя, когда человек испытывает удовлетворение от самой деятельности, от осознания, что это важно для себя и для окружающих.

Есть ещё негативные мотивы. Мотивы, которые подталкивают ученика не выполнять задания, не заниматься учебной деятельностью добросовестно, так называемая лень, которой прикрываются ученики. Это отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, неблагополучная семейная обстановка, негативное отношение родителей к образованию, к школе, к конкретным педагогам.

 Мы провели небольшой анализ мотивации у обучающихся школы.

Внутренняя мотивация является необходимым условием интеллектуального развития. Поэтому одна из самых важных задач семьи и школы – стимулировать развитие внутренней мотивации детей. Как? Создавать благоприятные условия в семье для воспитания ребёнка, ситуации успеха на уроке и во внеурочное время.

Может быть нам сегодня помогут ответить на этот вопрос сами дети. Они раскроют 10 секретов успехов в учёбе.

Секрет №1  Учись, обучая.

Чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно ( и нужно!) обучить этому другого. Выбираешь человека ( друга, подругу, сестру или брата),  которому нужна помощь в учёбе. Кстати, учителя нередко просят проверить и оценить знания товарища по какой- либо теме – и учителю помог, и сам материал закрепил. Также поделиться интересной информацией, полученной на уроках или самостоятельно, можно с вами, дорогие родители. Мы сразу же вырастаем в ваших глазах.

Секрет №2  Умей планировать.

Планирование может стать нашим верным другом и помощником в учёбе, своеобразным «ангелом – хранителем» от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаём от несделанных вовремя дел. Важно следовать мудрости: не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня. Учите нас этому, взрослые!

 Секрет №3  Соблюдай режим дня.

Волевые усилия – главные наши помощники в соблюдении распорядка дня, в выполнении домашних заданий.

Начинай работу смело – волевых боится дело!

В голове есть мысли, если стол твой чистый!

Ты время даром не теряй, свой план работы составляй!

За временем следи – будильник заводи!

Чтоб за работой не уснуть, про перерыв не позабудь!

Работу выполнил без промедленья. Теперь зафиксируй свои достиженья!

В сумку сложи всё по порядку: ручки, учебники и тетрадки!

Секрет №4  Эффективно работай с различными источниками информации.

Мы познаём что-то новое на протяжении всей жизни. Важно знать, где и каким образом можно получить ту или иную информацию. Это книги, компьютер, телевидение, экскурсии. Но информации сейчас так много, необходимо учиться её перерабатывать, т.е. «раскладывать по полочкам» у себя в голове, а затем применять на практике.

Секрет №5 Хороший отдых.

Раскрывая секреты успешной учёбы, особо хотим отметить важность полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) помогает нам «отключиться» от однообразной работы. Лучший отдых – другая деятельность! Важность прогулки после уроков несомненна, при плохой погоде её можно заменить прослушиванием приятной современной  музыки. Но главное, чтобы отдых не затянулся. Не жди, когда родители придут с работы и начнут тебя подгонять или ещё хуже за тебя делать задания. Сидеть за уроками до поздней ночи нельзя, в противном случае устанешь ещё больше.

Секрет №6  Правильное питание.

Правильное питание является необходимым условием нашего физического и нервно- психического развития. Кроме того, не забывайте нас баловать любимыми продуктами перед  или после контрольной работы, диктанта, экзамена: йогуртом, шоколадкой,  фруктами. Нам очень важны ваши забота и внимание.

Секрет №7   Умение слушать  учителя  на  уроке

На уроке важно смотреть на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные  одновременно с помощью и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

Нужно  учиться думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Мы, школьники,  способны мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

  Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса  или сомнения. Наши вопросы говорят об активности мышления. Не надо бояться обращаться к учителю. Но спрашивать надо скромно, тактично.

 Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.

Секрет №8  Поощрение и наказание

Мы не всегда поступаем,  как положено, не бойтесь нас наказывать. Мы понимаем, это для нашей пользы. Но наказание должно быть справедливым, не жестоким и понятным за что оно. Всё же большую пользу имеет поощрение: словом, жестом, взглядом, действием.

Секрет №9  Пример родителей. Доброе отношение к школе.

Мы  часто поступаем так, как поступают наши родители. Родители добросовестны в любой работе и нам стыдно халтурить, родители много читают, имеют различные интересы, увлечения и мы не хотим отставать. Родители благодарны школе, с уважением относятся к труду учителей, готовы оказать любую помощь – ведь это для нас! И мы учимся быть благодарными, достойными детьми своих родителей!

Секрет №10 Полезные привычки. Самовоспитание.

Когда заставляют сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки, что испытывают некоторые ученики? Неприятные ощущения. Но когда работа выполнена, появляются чувства облегчения, свободы, лёгкости. Именно волевые усилия дарят нам такие чувства. Важно «приручить» и сделать своими спутниками обязательность, исполнительность, настойчивость. Эти качества воспитывают в нас взрослые, но куда эффективнее бороться с негативными качествами и развивать положительные самому. Многие знаменитые люди добились успеха благодаря ежедневным усилиям.

 Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

  Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

  А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: "Ты пишещь,  что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый.  Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что".

Александр Васильевич  Суворов, в детстве болезненный, слабый, обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке. Альберт Эйнштейн занимался самообразованием, имея плохую память. Преподаватель греческого языка сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет».

Если успехов достигли великие люди, будучи обыкновенными, почему бы не добиться и нам?! Всегда и всему нужно учиться самим. Учителя могут только помогать нам учиться, управлять нашим развитием и поведением.

Ученик:

А сейчас мы предлагаем свою формулу успеха

У=Ж+У+В,Т, где

У - успех,  Ж - желание, У – умения,  В – воля,  Т – труд.

- Я добиваюсь и буду добиваться успехов, потому что желаю…

- Я добиваюсь успехов, так как умею….

- Приблизить мою мечту помогают….

- У меня получается…, потому что приходится много трудиться. (Ученики продолжают фразы)

Некоторые родители считают, что только школа ответственна за  воспитание и образование детей, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения.

Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.