«ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО – СТИМУЛ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ В УЧЁБЕ».
методическая разработка по теме

В методической разработке рассматривается проведение различных видов творческих работ с учащимися детской школы искусств для создания  мотивации к успеху в творчестве и учёбе. Предложено и реализовано в  практике работы преподавателя фортепианного отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Янтиковская детская школа искусств»

Чувашская республика

Методическая работа:

«ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО –

 СТИМУЛ  СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ

 К УСПЕХУ В УЧЁБЕ».

                                                                                                                             Подготовила преподаватель фортепиано

Глухова Светлана Анатольевна.

с. Янтиково, 2011

Аннотация

В статье рассматривается проведение различных видов творческих работ с учащимися детской школы искусств для создания  мотивации к успеху в творчестве и учёбе. Предложено и реализовано в  практике работы преподавателя фортепианного отделения.

Не секрет, что, приходя на урок фортепиано после занятий из общеобразовательной школы  - ребёнок выглядит уставшим, измотанным и приносит с собой кучу эмоций (часто довольно негативных), приобретённых за день в основной школе. Казалось бы – о каком творчестве в данный момент  может идти речь?

Но…доброжелательное отношение к ученику, разговор о его успехах в школе, о его планах на ближайшее время, о новостях, которые он узнал -  помогает раскрепоститься ребёнку, постепенно проходит его «зажатость», усталость, и он  потихоньку перестраивается на восприятие музыки.

Каждый ребёнок - это целый мир непознанной индивидуальности, которую наша задача – раскрыть и, по возможности, развить. Так как, придя учиться в детскую школу искусств (6-8 лет), каждый ребёнок  уже несёт в себе какой-то опыт, полученный в семье, в обществе, то на начальных уроках используется именно он.

В книгах для детей младшего возраста к музыкальным строчкам часто добавляют сопровождающие картинки. И самый простой пример занятия творчеством на уроке в младших классах, это:

- рассказ по картинке (« Зайка», «Медвежья полька», «Динь, Дон - загорелся Кошкин дом» и т.д.),

-описание чувств героя, изображённого на картинке, сравнение с опытом ребёнка – схожесть ситуации в жизни, его опыт. Можно сравнить эмоции,  выраженные на картинке - с музыкой, предлагаемой к ней. Также можно попросить ребёнка описать используемые цвета для раскраски собственной картины (и почему он хочет взять именно данные цвета?) после исполнения музыки учеником. Если музыка имеет слова (песня), то можно попросить придумать под эту музыку собственные слова, которые, возможно, изменят характер исполнения музыки (мажор, минор – радостно, грустно) и её темп  («быстро» на  «медленно» и / или/ обратно). Т.е. необходимо предоставить ребёнку  полную свободу для его фантазии. Эту игру можно назвать так - «Если бы я был композитором / художником/, поэтом/, певцом/музыкантом/- я бы сделал так…».

В младших классах только-только выучив несколько мелких пьес -  ребята «рвутся» на сцену, хотят принимать  участие в концертах и праздниках по любому поводу, лишь бы их успехами  гордились их родители. Порой выступления на сцене заканчиваются «провалом» - что-то, где-то вдруг забыли и остановились, ища поддержки преподавателя. Вот в таких ситуациях ясно проявляется будущий характер. Кто-то опускает руки и уходит со сцены в слезах, кто-то в «творческих муках» ищет выхода,  краснеет, но твёрдо доигрывает до конца. Вот  тут-то и  проявляется дальнейший путь работы над творческим, психологическим и  индивидуальным развитием конкретного ребёнка – это и поощрение упорства, но и объяснение ошибок в работе над собой.

В средних и старших классах – мир подростка приобретает чувственность, расширяется его кругозор. Он уже достаточно хорошо владеет новыми современными технологиями – Интернетом, созданием слайдовых презентаций и т.д. Здесь путь к успеху лежит через познание современного, нового, поэтому в обучение  добавляется другой творческий элемент  - игра на электронном клавишном  инструменте – синтезаторе, с целью добавления красочности, образности,  новых тембров в музыкальное произведение. Ученик сам ищет новые подходы к исполнению произведения.

 Также проводятся  исследовательские работы с созданием презентаций по изучаемым произведениям, по нахождению интересных фактов из творчества композиторов – как классиков, так и  современных – национальных и зарубежных. Эти работы появляются после кропотливого поиска новых фактов их многообразного мира интернета, из  «недр» библиотечных фондов, из интервью с современниками национальных  молодых композиторов. Здесь на первый план выходит осознание собственной гордости за хорошо сделанное дело, за прекрасное выступление,  а уж потом – радость от похвалы родителей и оценки преподавателей.

К выступлению на сцене ребята этого возраста подходят с самокритичностью, оценивая свои реальные возможности в той или другой ситуации. Они готовятся к выступлениям  усердно, исключая из практики любую возможность ошибки или нечаянной остановки из - за внутренних переживаний перед выступлением на Международных, Всероссийских и  республиканских конкурсах. Для этого в течение года они стараются выступать в публичных концертах как в самой школе перед родителями, так и на сцене Дворца Культуры, на праздниках перед большой аудиторией, чтобы не было чувства неуверенности и боязни сцены. Свой творческий потенциал ребята реализуют в создании и проведении таких музыкальных праздников,. как «Музыкальный ринг», «Посвящение в юные музыканты», «А ну-ка, девочки!», «Выпускной бал», «День Матери» и т.д.  А в проведении недели «Детской музыки» принимает участие весь детский коллектив Школы искусств – от мала до велика. Мы выступаем в детских садах (участвуют младшие классы), в общеобразовательных школах района (участвуют средние и старшие классы). В отчётном концерте школы в конце года   принимают участие самые сильные учащиеся школы и их преподаватели, т.к. этот концерт  является рекламой и  визитной карточкой работы нашей школы. Хочется заметить, что «троечников» среди наших учеников очень мало, не приживается эта оценка в стенах нашей школы.

Творчество на уроках фортепиано, создание мотивации к успеху через развитие  творческой индивидуальности ученика – это первый и самый главный «кирпичик» в построении успешной личности ребёнка и, нашего с вами, светлого будущего.

Конечно, виды творческих работ с учащимися можно придумывать до бесконечности, и это не предел. Попытайтесь добавить в свою работу чуточку собственного творчества, любознательности, интереса к новому, ещё неизведанному в мире искусства, а также  собственный энтузиазм,  который нам не занимать, дорогие учителя!

Ваши детки вам подскажут дальнейшие пути в этом направлении.

Удачи ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты успеха в учёбе

Дети и взрослые вместе раскрывают секреты успешной учёбы. Узнают о примерах самовоспитания великих людей....

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Викторина "Успех в учёбе"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе в форме викторины "Успех в учёбе", презентация с самопроверкой....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....