Десятичная запись дробных чисел
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Качайкина Надежда Борисовна

Зима - такое время года,

Когда детишкам хочется гулять.

Кататься на коньках, играть, не глядя на погоду,

Но нам дроби с ними нужно изучать.

Чтобы настроить пятиклассников на позитивный лад при изучении десятичных дробей я использую уроки-экскурсии по историческим местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл destichnaya_zapis_drobnyh_chisel.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику

«Московский Кремль»

История предков

всегда любопытна для того,

кто достоин иметь отечество.

Н.М.Карамзин.

Тема:  Десятичная запись дробных чисел

Цели:  

Образовательная: научить читать и записывать десятичные дроби,

                                переводить обыкновенную дробь со  знаменателями 10,

                               100, 1000 и т. д. в  десятичную.

Воспитательная:  воспитывать любовь к родному краю

Развивающая: развивать мышление, интерес к предмету, познавательную и

                         творческую деятельность учащихся, математическую речь,

                         побуждать к любознательности

           

Оборудование: на плакате эпиграф урока, раздаточные карточки,

                          карточки устного счета.

Класс: 5

 Учитель: Качайкина Н.Б

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»

I.  Организационный момент.

                              Я прошу сегодня вас, ребята,

                              Настроится серьезно на урок.

                              И не шуметь, как делали когда-то,

                              Не ждать, когда же прозвенит звонок.

                              Откройте быстро школьные тетради,

                               Число (и тему) нам  нужно записать.

II. Устные упражнения.

                                 Зима – это такое время года,

                                 Когда детишкам хочется гулять,

                                 Кататься на коньках, играть, не глядя на погоду,

                                Но нам дроби нужно изучать.                               

Выполните указанные задания:

 1.  Назовите целую и дробную часть чисел.

                   3410 ;    17 ;     13100.

  1. Выделите целую часть из неправильной дроби.

                       28 ,    39 ,     135 ,    1147 .

                     10     10       100     1000      

  1. Представьте в виде неправильной дроби.

                   3110 ,   123100 ,   7321000 .

Зачеркните в таблицах соответствующие ответы и буквы.

3

35

10

32

100

4

10

35

100

17

17

10

3910

13

100

34

10

135100

0

А

Б

Ю

В

Р

Е

И

Ж

З

Й

М

Н

0

5

10

123

100

15

100

10

2810

13

11471000

8210

9310

135100

7032

1000

32

10

4

732

1000

П

Д

С

О

Л

Т

Г

Ф

О

Р

У

Х

К

И

 Й

 

  1. Изучение нового материала. 

     Учитель задает вопросы. Ученики отвечают, ответы записывают на доске.

1.  Что вы представляете, когда говорите Московский Кремль?

   ( Кремлевские стены, Спасская башня с курантами и т.д.)

2.  Все, что находится на территории Московского Кремля, является

     памятником истории и памятником строительного искусства своего

     времени. Красота этих памятников определяется их математическими

     пропорциями.

     Вот некоторые данные:

         Длина стен современного Кремля  2км 235м.

         Высота Спасской башни  71м.

          Спасская башня в плане является квадратом со стороной 14м 20см.

         Диаметр современных курантов на Спасской башне 6м 12см.

         Часовая стрелка Кремлевских курантов 328см, а минутная

         стрелка на 31см длиннее.

         Высота цифр на циферблате курантов составляет 72см.

3.  Выпишите и выразите данные величины в метрах или километрах.

              Что для этого нужно знать?

              Сколько метров в километре?

        Сколько сантиметров в метре?  

        Какую часть километра составляет   метр?

              Какую часть метра составляет сантиметр?

        2км 235м = 2------ км                                  71м = ----- км =  

               

         14м 20см =14---- м                                     72см = ---- м =                                          

         321см = ---- м = 3---- м  

         359см = ---- м = 3---- м  

 

  1. Какую особенность вы заметили в сегодняшних числах?

- Такие числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя.

    -  Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части.

    - Целую часть отделяют от дробной запятой.

    - После запятой числитель дробной части должен иметь столько

      же  цифр, сколько нулей в знаменателе.

    - Так мы получаем десятичные дроби.

    - Читаем сначала целую часть, потом дробную.

      22351000 =                            711000 =                        321100 =

     1420100 =                            72100 =                         359100 =

Десятичные дроби – особая запись дробей

                                                  со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д.                             

  1. Как называется тема сегодняшнего урока?

(Десятичная запись дробных чисел.)

Какая наша с вами задача на ближайших уроках?

(Знания иметь отличные по теме «Дроби десятичные».)

         Как называются полученные дроби?

         Как записывают десятичные дроби?

         Что пишем до запятой?

         Что пишем после запятой?

         Как читаем?

  1. Тренировочные упражнения.

   1.Прочитайте десятичные дроби.

1, 2      44,3       13,5       0,5         19,9         26,5         50,7        0,6

1,67     16,68     0,16        3,47       18,07       54,05      0,05        16,95

1,979     2,235       0,147         4,057           12,003          0,056     0,009

     2. Запишите в виде десятичной дроби.

       А    2710                          К    56100                           Я     5371000

       Ц     310                           Б     4100                            Т      21000

        Р    421100                        И   121251000                       О     261000 

   Запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. Прочтите название башни, ворота которой открыты для всех посетителей Кремля.

0,002

4,21

0,026

12,125

0,3

5,06

2,7

5,037

Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

             3. Запишите в виде десятичной дроби число:

               1) 7 целых 6 десятых;                            4) 0 целых 21 сотая;

               2) 9 целых 341 тысячная;                      5) 1 целая 5 сотых.

               3) 3 целых 84 тысячных;

             4. Выясните, в каком столбике таблицы верно записано число. 

        Выделите букву, ему соответствующую.

  1. пять целых две десятых;
  2. нуль целых восемь тысячных;
  3. три целых двадцать пять тысячных;
  4. шестнадцать целых пять сотых;
  5. восемнадцать целых восемь сотых;
  6. пять целых пятнадцать десятитысячных;
  7. тридцать четыре целых сто пять тысячных.

5,02

5,2

0,08

0,008

3,25

3,025

16,05

16,5

18,08

18,8

5,0015

5,015

34,105

Т

К

О

У

Д

Т

А

Е

Ф

Ш

Ь

И

Я

   Полученное слово – «                                    » название единственной башни неправильной формы. Это башня, через которую проходят на Троицкий мост, а потом через Троицкие ворота в Кремль.

  1. Выполнить № 1117 в тетради самостоятельно, с последующей

     проверкой. Двое учеников выполняют на крыльях доски.

    2,4;    4,9;    24,2;     98,03;    1,01;    1,1;    4,333;   8,045;    75,0008;     9,0565.

 

  1. Тренировочная разноуровневая самостоятельная работа

Вариант 1

1.Запишите в виде десятичной дроби числа:

1810 ,   3710 ,   915100 ,   206100 ,   55761000 ,   310 ,   3100  ,   31000 ,   2710 ,    381100

2.Запишите в виде десятичной дроби число:

1) 6 целых 6 десятых;                                     3) 3 целых 183 тысячных;

2) 15 целых 25 сотых;                                4) 0 целых 8 тысячных.

Вариант 2

1.Запишите в виде десятичной дроби числа:

2610 ,   5910 ,   123100 ,   67100 ,  46251000 ,  4621000 ,   710 ,  7100  ,  71000 ,  4610 ,    515100

2.Запишите в виде десятичной дроби число:

1) 8 целых 5 десятых;                                  3) 15 целых 7 сотых;

2) 0 целых 14 сотых;                                        4) 9 целых 25 тысячных.

Вариант 3

1.Запишите в виде десятичной дроби числа:

2310 ,  4710 ,  1533100 , 111100 ,  41591000 ,  5141000 ,   510 ,  5100  ,  51000 ,  3710 ,   219100

2.Запишите в виде десятичной дроби число:

1) 8 целых 7 десятых;                                   3) 10 целых 1 сотая;

2) 3 целых 37 сотых;                                         4) 0 целых 16 тысячных.

Вариант 4

1.Запишите в виде десятичной дроби числа:

3710 ,   810 ,   715100 ,   84100 ,  112371000 ,  151000 ,   111000 ,  91810000  ,  9610 ,    158100

2.Запишите в виде десятичной дроби число:

1) 3 целых 8 десятых;                                   3) 14 целых 8 сотых;

2) 0 целых 1 десятая;                                        4) 0 целых 15 тысячных.

Ответы:

Вариант 1:

1.  1,8    3,7    9,15    20,06    5,576    0,3    0,03    0,003    2,7    3,81  

2.   6,6     15,25      3,183     0,008

Вариант 2.

1.   2,6    5,9    1,23    6,07    4,625    4,062    0,7    0,07    0,007    4,6    5,15

2.   8,5      0,14      15,07       9,025

Вариант 3.

1.   2,3    4,7    15,33    11,1    4,159    5,014    0,5    0,05    0,005    3,7    2,19

2.   8,7     3,37    10,01     0,016

Вариант 4.

1.   3,7    0,8    7,15    8,04    11,237    0,015    1,001    9,0018    9,6    1,58

2.   3,8      0,1     14,08     0,015  

V.     Домашнее задание: № 1139, 1141(1), 1118(а,б,в).

                                            Сочинить сказку, стихотворение, рассказ.

                                            Приготовить выступление о истории

                                            десятичных дробей.

                                           Ответить на вопрос: Чем знаменит Магницкий

                                           Леонтий Филиппович?

                     

                        Когда-то были необычными

                       Для нас все дроби десятичные

                      Задача для преподавателя:

                      Чтоб мы умели отличать

                       Числители и знаменатели

                       И с целыми не перемешать.

                                       Зачем спросите дроби эти,

                                       И вам ответят даже дети:

                                       Когда к вам гости на порог

                                       Пришли попробовать пирог.

                                       Мы смело всем даем зарок

                                       Про дроби вспомните урок.

                                                                 Сергеева Л.П..2007г.                                                         

VI.  Итог урока.

1.Что мы сегодня изучали?

2.Как короче записывать дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д.?

3.Как называются такие дроби?

4.Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби 184310000 ?

   (Учитель показывает это число).

5.Какое число, в этой записи будет после запятой и какое – до запятой.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел

Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...

Десятичная запись дробных чисел

Тема урока«Десятичная запись дробных чисел» Тип урока:урок  изучения нового материала Цели урока: образовательная: научить читать и записывать десятичные дроби воспитательная: развити...

Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"

Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...

Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"

Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"...

Презентация по теме: "Десятичная запись дробных чисел"

Презентация по теме: "Десятичная запись дробных чисел" - это учебная презентация к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....