Внеклассное мероприятие. Математическая игра "Поле Чудес" для учащихся 7 классов
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Вертянова Алевтина Викторовна

Данное внеклассное мероприятие было разработано для учащихся 7 классов (13-14 лет) в рамках предметной математической недели.

Как известно, важную роль в формировании первоначальных представлений  о зарождении и развитии науки играют исторические сведения. В связи с этим, задания для математической игры я составляла, опираясь на  исторический материал из жизни учёных-математиков. Проведение внеклассного мероприятия способствовало укреплению дружеских отношений как среди одноклассников, так  и среди  учащихся всей параллели.

При планировании  математической игры мною были  поставлены следующие цели:

1) повысить познавательную активность учащихся не только во  время проведения внеклассных мероприятий, но и в урочное время;

2) продолжить интеллектуальное развитие,  формирование качеств личности необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли,  критичности мышления, интуиции,  логического мышления, способности к преодолению трудностей.

Оборудование:

1) презентация мультимедиа;

2) модель круга с секторами;

3) творческие работы учащихся - математические кроссворды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вертянова Алевтина Викторовна, учитель математики

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Астрахани

 Математическая игра «Поле Чудес» для учащихся 7-х классов.

«Уважение к минувшему – вот черта,                                                                                                                           отличающая  образованность от дикости»

                         (А.С.Пушкин)

 ЦЕЛИ  ИГРЫ:

 Развивающие:

  1. повышение мотивации обучения учащихся  предмету математика;
  2. развитие интереса учащихся к изучению истории математики;
  3. развитие  интеллектуальных способностей  учащихся;
  4. воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний

  Воспитательные:

  1. формирование ответственности и последовательности в выполнении своих действий;
  2. формирование умения работать в группе;
  3.  формирование понимания значимости предмета математики в других отраслях знаний.

 МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  

  1.  презентация мультимедиа;
  2. модель круга с секторами для игры «Поле чудес»;
  3. творческие работы учащихся - математические кроссворды

 ПЛАН ИГРЫ:

  1. Организационный момент

 1.1 Подведение итогов конкурса математических кроссвордов

  1.  Вступительное слово о значимости предмета математики
  1. Математическая игра

                 2.1  Задание для первой четвёрки игроков

                 2.2  Рекламная пауза.   Математическая пьеса  

                       «Среднее арифметическое» (Приложение № 1)

                 2.3   Задание для второй четвёрки игроков

                 2.4  Рекламная пауза.   Математическая пьеса  

                       «Бесплатный обед»       (Приложение № 2)

                 2.5  Задание для третьей четвёрки игроков  

                 2.6  Рекламная пауза.   Математическая пьеса

                      «Треугольник и   квадрат»  (Приложение № 3)

                 2.7  Финал

                 2.8  Игра со зрителями

                 2.9  Суперигра для победителя

  1. Подведение итогов игры.  Награждение.

  1. Организационный момент
  1.  Подведение итогов конкурса математических кроссвордов

Слово ведущего (учителя):

Добрый день, дорогие друзья – любители  математики!

Сегодня мы проводим математическое соревнование «Поле Чудес»

К этому празднику ребята готовились: составляли кроссворды на

   математическую тему.  Было составлено    29    кроссвордов.

В номинации «Самый грамотный кроссворд» победил    1 ученик

  7Б   класса                                              

В номинации «Самый   необычный кроссворд»-   1 ученик 7А класса

В номинации «Самый  историко-математический кроссворд» -

2 ученик 7Б класса

В номинации «Самый  информационный кроссворд»- 1 ученик 7В класса

В номинации «Самый  геометрический кроссворд» - 

3 ученик 7Б класса и 1 ученик 7Г   класса

В номинации «Самый исторический кроссворд»- 2 ученик 7Г класса

В номинации «Самый  красочный кроссворд»-

 2 ученик 7В класса и  2 ученик 7А класса

В номинации «Самый большой кроссворд»  - 3 ученик  7А класса

В номинации «Самый  маленький кроссворд» - 3 ученик  7Г класса

В номинации

 «Самый обычный кроссворд, но с необычными вопросами» - 

3 ученик  7В класса

Ребята обращались за помощью  ко  взрослым и вместе с ними  

хорошо потрудились.

Спасибо всем!

  1.  Вступительное слово о значимости предмета математики

Слово учащегося:

Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно означает «наука», «размышление». В древности, часто полученные знания, открытия старались сохранить в тайне. Например, в школе Пифагора запрещено было делиться своими знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила один из учеников, требовавший свободного обмена знаниями – Гиппас был изгнан из школы. Сторонников Гиппаса стали называть «математиками», т.е. приверженцами науки.

Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первых классов школы потому, что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.

Математика необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Но, кроме того, вы могли заметить: это   очень интересная и увлекательная наука. Если вы и не станете математиками, знания пригодятся и на Земле, и в космосе.

Итак, добро пожаловать в страну «История математики». Чтобы хорошо знать математику, нужно изучать историю её развития.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С.Пушкин).

  1. Основная часть. Математическая игра.
  1.  Задание для первой четвёрки игроков

Слово ведущего (учителя):

 (Приглашаются  первые четверо  учащиеся – победители конкурса кроссвордов)

Задание.

Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своем городке он был лучшим адвокатом, а позже стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу.

  Вопрос: Кто из математиков был на волоске от сожжения на костре? (4 буквы). 

Ответ: XVI век, французский  математик  Франсуа  Виет. Основоположник буквенной символики.  Его назвали отцом современной алгебры.

Никто из наших игроков без подарка  не уходит!

Подарки  в студию!  

 (учащиеся, помощники ведущего,  вносят на  подносе  призы)

 2.2  Рекламная пауза.   Математическая пьеса    

      «Среднее арифметическое».  (Приложение № 1)

        (подготовили учащиеся 7А класса)

 2.3  Задание для второй четвёрки игроков

 (Приглашаются следующие четверо   учащихся)

Задание.

1 июня 1832 года парижские газеты сообщили «Вчера злосчастная дуэль отняла у науки юношу, который подавал большие надежды. Увы, его преждевременная известность связана только с политикой». Далее следовало подробное описание дуэли. Газетчики ошиблись. В истории имя этого юноши сохранилось не как имя одного из активных республиканцев, а встало в один ряд с именами самых выдающихся математиков. Хотя он прожил всего 20 лет, но его работы открыли новое направление в алгебре, позволили решить многие до тех пор неподдававшиеся решению задачи. Свою главную математическую работу, которая обессмертила его имя, он написал перед дуэлью. Она была найдена в его бумагах, лежавших на письменном столе.

 Вопрос: О ком из математиков прошлого века идет речь? (5 букв)

  Ответ: Эварист Галуа.  В математике есть такие понятия: группы Галуа, теория Галуа, поля Галуа.

(Все игроки также  получают подарки)

   2.4  Рекламная пауза.  Математическая пьеса

          «Бесплатный обед» (Приложение № 2)

           (подготовили учащиеся 7Г класса)

   2.5  Задание для третьей четвёрки игроков

 (Приглашается следующая четвёрка игроков)

Задание.

Эта история случилась очень давно (в I веке до н.э.). Финикийская царевна, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Пира с небольшим отрядом своих сторонников. Долго они плыли, пока не пристали к берегам Африки. Жили  в тех местах нумидийцы. Пришельцы были им совершенно ни к чему. Но царевне некуда было деться, место ей понравилось, и она стала упрашивать нумидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от настойчивой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, царевна приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерять свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу. Сначала она разрезала её так, что получился тонкий кожаный ремешок (а получился он очень длинный!), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала впоследствии великий  город Карфаген.

Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за царевной.

Задача, которую решила царевна, такова:  какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Оказывается, круг.

Вопрос:  Как звали царевну? (6 букв)

Ответ: Дидона. Задачу Дидоны знали ещё древние греки. А вот доказательство того, что среди фигур с одинаковым периметром наибольшую площадь имеет круг доказал Леонард Эйлер.

(Все игроки  получают подарки)

   2.6  Рекламная пауза.  Математическая пьеса

        «Треугольник и квадрат» (Приложение № 3)

         (подготовили учащиеся 7В класса)

   2.7  Финал.  

  В финал выходят следующие учащиеся: (перечисляются финалисты)

   Задание для финалистов.

Стихотворение о математике.

Автор К. Анкундинов 

Читает  ученица  7Г класса

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечён…

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

……………………………..

Уж пыль клубилась над дорогой,

То в рабство путь, в ярмо цепей.

«Убей меня, но лишь не трогай,

О, варвар, этих чертежей!»

Прошли столетий вереницы.

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца.

Но знают все, кто был убит.

Вопрос: Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!» (7 букв)

Ответ: Греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д. Это он определил приближенное значение числа π. Осталось имя Архимеда и в физике – закон Архимеда, винт Архимеда. А кто не помнит его знаменитое восклицание «Эврика!».

Итак,  победителем  игры «Поле чудес»

становится учащийся   7  класса-    

  1. Игра со зрителями.

Задание зрителям.

Точных сведений о его биографии не сохранилось. Возможно, это связано с царской немилостью – согласно легенде, ученый был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Когда монарх начал изучать геометрию, у него возникли трудности. Не привыкший встречать затруднения, царь вызвал ученого-геометра и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь царям способа усвоить это науку. Ученый ответил: «Царской дороги в математике нет».

Вопрос: Имя этого ученого? (6 букв)

Ответ: Евклид (III век до н.э.)

Сам Евклид доказал не так уж много новых теорем, хотя, разумеется, были и они. Но не в этом его главная заслуга. Мы благодарны Евклиду за то, что он обобщил все геометрические сведения, знания, создал титанический труд под названием «Начала» (13 томов)

  1. Суперигра.  

Задание.

      Когда девочке исполнилось 8 лет, её отец, генерал Корвин-Круковской был уволен в отставку и семья переехала в загородное имение. Как ни удивительно, этот переезд самым серьезным образом повлиял на дальнейшую судьбу девочки. К приезду хозяина все комнаты в доме были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталась оклеенной страницами книги петербургского математика Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственной, покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом. Когда девочке исполнилось 15 лет, ей довелось изучать курс дифференциального и интегрального исчисления. Этот курс она усвоила очень быстро, так как все формулы тут же всплыли в её памяти.

Вопрос: Как звали девочку? (4 буквы)

Можно назвать две буквы.

Ответ: Соня (С.В.Ковалевская) – первая русская женщина-математик.

  1. Подведение итогов игры.  Награждение.

    Победителю игры вручается Диплом победителя.

    В исполнении творческой группы семиклассников звучит

 финальная   песня                                                                                                   (школьный фольклор на музыку  композитора Танича М.)

                          Песня

Какой предмет у нас сегодня в школе?

Кому сегодня будем отвечать?

Ведь Вас как извержение вулкана

Мы никогда не можем предсказать.

Припев.   Главней всего учитель в школе,

А всё другое суета.

Есть мы и вы, а всё, что кроме,

Легко уладить с помощью ума.

Решать задачи быстро и умело

Должны нас научить вы навсегда,

Но часто отвечаем мы не смело,

А от ответов не уйти нам никуда.

Припев.

Дай бог, всё знать, как вы учитель.

Пусть стороной обходит вас беда.

А если нет, то вы уж нас простите.

Ведь помним мы про вас всегда.

Припев.

Литература:

  1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2002.

- Среднее арифметическое. Сценка, стр. 15

  1.  Никольский С. М. и др.  Алгебра и начала математического анализа.                    10 класс – М.: Просвещение, 2011

- Задача-шутка.  №1.56, стр. 24

  1.  Савин А. П.,  Станцо В.В.,  Котова А. Ю.                      

    Я познаю мир. Детская энциклопедия.  Математика:– М.: АСТ,  1995

 - Виет, шифры, стр. 409

- Галуа (1811-1832),  стр.135

- Евклид и его «Начала», стр. 168

- задача Дидоны, стр.293                                                                                                                                                                                     - Софья Васильевна Ковалевская, стр. 141

Интернет-ресурсы

  1.  http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texs&file=show&f=118

 (Стихи о математиках)

  1. http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematika-nauka/002-Matematika-samaja-drevnjaja-iz-nauk-ona-byla-i-ostajotsja-neobkhodimoj.html   

(Вступительное  слово о математике.  Математика - самая древняя из наук…)

  1. http://www.lien.ru/children/saratov/index.htm                                                    (Эпиграф.  Высказывание    А. С. Пушкина)
  2. http://yandex.ru

(Стихотворение Евгения Паина «Треугольник и квадрат»)



Предварительный просмотр:

        Вертянова Алевтина Викторовна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Астрахани

Пояснительная записка к   внеклассному  мероприятию                                        Математическая игра «Поле чудес»

     Данное внеклассное мероприятие было разработано  для учащихся  7 классов      (13-14 лет)  в рамках предметной математической недели.    

Как известно, важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки  играют исторические сведения. В связи с этим, задания  для математической игры  я составляла, опираясь на исторический материал  из жизни учёных-математиков.     Проведение внеклассного  мероприятия способствовало укреплению дружеских отношений,  как среди одноклассников, так и среди учащихся всей параллели.

 Результат проведённого конкурса математических кроссвордов  выявил, с одной стороны, знание учебного материала   и, с другой стороны, невысокий  процент активности участия.  Из 95 учащихся 7 классов  кроссворды составили 31% учащихся. Это является показателем того, что две трети семиклассников не заинтересованы в изучении предмета на дополнительном уровне.  Ребята относятся к предмету как к обязательному, трудному, а значит, по их мнению,   не всегда интересному.  Такая ситуация значительно усложняет образовательный  процесс в  переходном возрасте. Поэтому в планировании данного внеклассного мероприятия  были поставлены следующие  

Цели:

  1. повысить познавательную активность учащихся, познавательную деятельность не только во время проведения внеклассных мероприятий, но и в урочное время;  
  2. продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых  человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли,  критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,  способности к преодолению трудностей;
  3. продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Оборудование и материалы:

  1. презентация мультимедиа;
  2. модель круга с секторами для игры «Поле чудес», волчок со стрелкой;
  3. творческие работы учащихся - математические кроссворды.

 Описание мультимедийного продукта:

Среда, редактор, в котором выполнен продукт: ОС Windows XP, Microsoft Office PowerPoint 2007.

Описание мультимедийных компонентов

Форма ресурса

Игра по математике для внеклассной работы по предмету в 7 классах

Размер ресурса

8,48 Мб

Формат ресурса

pptx

Вид ресурса

Презентация, Microsoft Office PowerPoint 2007

Цели, задачи создания ресурса

Презентация  разработана как вспомогательный  материал с целью лучшего  визуального восприятия заданий игры

Содержание ресурса

Слайд 1: Название игры «Математическая игра “Поле Чудес”», титульный.

Слайд 2: Эпиграф.

Слайд 3: Фотографии кроссвордов - творческих работ учащихся.

Слайды 4,6,8,10,12,14: Описание заданий для участников игры.

Слайды 5,7,9,11,13,15: Формулировка вопроса.

Слайд 16: Заключительный слайд.

Слайды 17 – 18: Используемые источники.

Примечание

Смена слайдов по щелчку.

  Как реализуется (время и место):

во время проведения предметной недели (декады математики); 90 минут.



Предварительный просмотр:

Вертянова Алевтина Викторовна, учитель математики

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Астрахани

                                                                                                    Приложение № 1

Математическая пьеса    «Среднее арифметическое»                                                   (Два действующих лица)

Лена:  О чём  задумался, Олег?                                                                                                    

Олег:   Знаешь,  о чём я задумался? Среднее арифметическое – гениальное   изобретение  математиков!   Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам! И хорошее, и плохое!  Возьмём, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила  -5, а я получил -1. Складываем, делим пополам, по 3 балла получили оба! Видишь как хорошо.                                                                                                                   И отец меня не накажет.  Да здравствует среднее арифметическое!

Лена:   Ну ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Олег:   Подожди, это ещё не всё! Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже начала занятий. Складываем, делим пополам, оба пришли вовремя!

Лена:   Ты же гений!                                                                                                                          (В сторону)   Ну я тебя проучу!                                                                                             Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине.   Тебе мама дала денег?                                                                                                                                                        

Олег:  Да.                                                                                                                                                          

Лена:  Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со средним арифметическим.                                                                                                                                                (Лена уходит)                                                                                                                                                 

Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кроссовки, и Роман Борисович не будет меня ругать  (делает несколько гимнастических упражнений).

Лена: (входит с пакетом) Видишь,  как я быстро вернулась!  Я тебе купила кроссовки, не  что-нибудь!                                                                                                                                                    

Олег:  (с нетерпением)    Давай  быстрее!                                                                                                            (раскрывает пакет и достаёт кроссовки)    Что это?                                                                                                          (держит в руках один большой, один маленький)                                                                                    

Лена:   Ты ещё спрашиваешь? Это твои кроссовки!                                                                Один 26 размера, а другой - 44 размера.                                                                             Складываем, делим пополам, получаем  твой размер - 35!                                               Да здравствует среднее арифметическое!

(Олег хватается за голову и убегает).                                



Предварительный просмотр:

Вертянова Алевтина Викторовна, учитель математики

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Астрахани

                                                                                           Приложение № 2

Математическая пьеса  «Бесплатный обед»                                         (действующие лица:  автор, хозяин кафе, семеро друзей)

Автор:                                             Как-то раз в воскресенье семеро друзей зашли в кафе, уселись за один столик и заказали мороженое.     

Хозяин кафе:

Если вы, уважаемые друзья,  в каждое следующее воскресенье будете приходить в моё кафе и садиться по-новому и перепробуете все способы посадки, то с того момента я буду кормить вас мороженым бесплатно!                                                                                      

Автор:                                                                                                              Удастся  ли друзьям воспользоваться предложением хозяина кафе?        

Действия на сцене

Автор:                                                                                                                                Прошла неделя                                                                                               (Друзья встают и пересаживаются так, чтобы хотя бы одна пара соседей за столом была новая)   

Автор:                                                                                                                                Прошла  ещё одна неделя                                                                                               (Друзья  вновь встают и пересаживаются так, чтобы  опять появилась хотя бы одна  новая пара соседей за столом)                   

Автор:                                                                                                                                Прошла  третья  неделя                                                                                               (Друзья  вновь встают и пересаживаются )

Автор:    (рассказывает решение)

Число пересаживаний равно числу перестановок, которое вычисляется по формуле   Pn =n!                                                                                                                    Итак,  возможны                                                                                                                              

P7 =7! =1*2*3*4*5*6*7=5040  различных способов, которыми друзья могут занять свои места за столиком!                                                                                       Только после этого они имеют право на бесплатное мороженое.                                   В году 365 дней  --52 недели—52 воскресенья.                                                         Значит должно пройти     5040: 52= 96 (лет)   пока переберутся все эти способы!



Предварительный просмотр:

Вертянова Алевтина Викторовна, учитель математики

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Астрахани

                                                                                Приложение № 3

 Математическая пьеса  «Треугольник и квадрат»                             (Стихотворение Евгения Паина «Треугольник и квадрат»)                        (действующие лица:  автор, квадрат, треугольник)                                             

Жили-были  два брата,                                                                                                            треугольник с квадратом.                                                                                                      Старший  - квадратный,                                                                                                              добродушный, приятный.                                                                                                           Младший - треугольный,                                                                                                              вечно недовольный.                                                                                                                        Стал расспрашивать квадрат:                                                                                                                                

«Почему ты злишься, брат?»                                                                                                          

Тот кричит ему: «Смотри!                                                                                                             Ты полней меня и шире.                                                                                                                    У меня углов лишь три,                                                                                                                            У тебя же их четыре!»                                                                                                                          

Но квадрат ответил:                                                                                              «Брат!                                                                                                                                      Я же старше, я квадрат»                                                                                                                    

И сказал ещё нежней:                                                                                                    «Неизвестно, кто нужней!»                                                                                                                                  

Но настала ночь и к брату,                                                                                                натыкаясь на столы,                                                                                                           младший лезет воровато,                                                                                                      срезать старшему углы.                                                                                                                                 Уходя,  сказал:

«Приятных я тебе желаю снов.                                                                             Спать ложился – был квадратным,                                                                                                    а проснёшься без углов!»

Но на утро младший брат                                                                                                     страшной мести был не рад!                                                                                             Поглядел он - нет квадрата.                                                                                              Онемел, стоял без слов,                                                                                                                    Вот так месть!                                                                                                                             теперь у брата восемь новеньких углов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая игра « Поле Чудес » МБОУ “ СОШ № 12 г. Астрахани Учитель: Вертянова Алевтина Викторовна Игра для учащихся 7 классов

Слайд 2

« Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 3

Результаты конкурса кроссвордов Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 4

Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции… Задание для I четвёрки игроков Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 5

Кто из математиков был на волоске от сожжения на костре? (4 буквы) Вопрос: Виет Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 6

1 июня 1832 года парижские газеты сообщили «Вчера злосчастная дуэль отняла у науки юношу, который подавал большие надежды. Увы, его преждевременная известность связана только с политикой». Далее следовало подробное описание дуэли. Газетчики ошиблись. В истории имя этого юноши сохранилось не как имя одного из активных республиканцев, а встало в один ряд с именами самых выдающихся математиков. Задание для II четвёрки игроков Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 7

О ком из математиков прошлого века идет речь? (5 букв) Вопрос: Галуа Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 8

Задание для lII четвёрки игроков Финикийская царевна, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона , отплыла из родного города Пира с небольшим отрядом своих сторонников. Долго они плыли, пока не пристали к берегам Африки. Царевна стала упрашивать нумидийского царя Ярба продать ей немного земли. Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению царевна приняла это предложение, расплатилась и отправилась отмерять свою землю. Она не стала расстилать шкуру на берегу. Сначала разрезала её так, что получился тонкий кожаный ремешок (а получился он очень длинный!), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала впоследствии великий город Карфаген. Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 9

Вопрос: Как звали царевну? (6 букв) Дидона Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 10

Финал Он был задумчив и спокоен, Загадкой круга увлечен… Над ним невежественный воин Взмахнул разбойничьим мечом… Прошли столетий вереницы. Научный подвиг не забыт. Никто не знает, кто убийца. Но знают все, кто был убит. Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 11

Вопрос: Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей» ? (7 букв) Архимед Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 12

Игра со зрителями Точных сведений о его биографии не сохранилось. Возможно, это связано с царской немилостью . Согласно легенде, ученый был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Когда монарх начал изучать геометрию, у него возникли трудности. Не привыкший встречать затруднения, царь вызвал ученого-геометра и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь царям способа усвоить это науку. Ученый ответил: «Царской дороги в математике нет» Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 13

Вопрос: Имя этого ученого? (6 букв) Евклид Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 14

Суперигра Когда девочке исполнилось 8 лет, её отец, генерал Корвин-Круковской был уволен в отставку и семья переехала в загородное имение. К приезду хозяина все комнаты в доме были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталась оклеенной страницами книги петербургского математика Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственной, покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом. Когда девочке исполнилось 15 лет, ей довелось изучать курс дифференциального и интегрального исчисления. Этот курс она усвоила очень быстро, так как все формулы тут же всплыли в её памяти. Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 15

Вопрос: Как звали девочку? (4 буквы) Соня Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 16

Благодарим за участие в игре ! Вертянова А.В., г . Астрахань 2012 Благодарим за участие в игре !

Слайд 17

Используемые источники ЛИТЕРАТУРА Савин А. П., Станцо В.В., Котова А. Ю. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика:– М.: АСТ, 1995 - Виет, шифры, стр. 409 - Галуа (1811-1832), стр.135 - Евклид и его «Начала», стр. 168 - задача Дидоны, стр.293 - Софья Васильевна Ковалевская, стр. 141 Вертянова А.В., г . Астрахань 2012

Слайд 18

Используемые источники Интернет-ресурсы Шляпа [2] - http://static.colnyshko.ru/big/8b87914661df705b8d8c7b552dcfa775.jpg Число пи [5] - http://rlv.zcache.com/pi_card-p137122411727050827z85cd_400.jpg Книги [7] - http://lrtnews.ru/image/63221ec24f3704055c61.jpg Царевна [9] - http://i036.radikal.ru/0712/0f/20b6912de927.jpg Часы [10] - http://www.seibeldesign.ru/wp-content/uploads/2008/08/unit_circle_wall_clock.jpg Корабль [11] - http://www.abc-people.com/data/archimed/pic-3.gif Сова [13] - http://thumbs.dreamstime.com/thumblarge_474/1264864548lX278Q.jpg Портрет девочки [15] - http://s42.radikal.ru/i098/0901/ed/9a4e1bae67ac.jpg Личный архив Фотография модели круга для игры “ Поле чудес ” [1] Фотографии кроссвордов [3] Вертянова А.В., г . Астрахань 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Математически ринг" для учащихся 5-6 классов

Материал содержит план-конспект и презентацию....

Внеклассное мероприятие "Математический турнир" для 6 классов

Тип: познавательная игра. Форма: соревнование. В качестве участников турнира выступают учащиеся 6 классов....

Внеклассное мероприятие "Математическая регата" для 6 класса.

Данный материал можно использовать на предметной неделе по математике....

План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса

Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...

Внеклассное мероприятие. Математическая игра. 5-7 классы

Цели и задачи игры:·         Привитие интереса к предмету через соревнование.·         Развитие внимания, сообразительно...

Внеклассное мероприятие "Математический час" для учащихся 5 класса

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса. Развивает смекалку, внимательность, математическое мышление.Можно использовать для проведения в рамках предметной недели....

Внеклассное мероприятия Математический КВН между учащимися 5 классов

Цель: формирование творческого подхода к изучению математики, воспитание культуры совместного творчества.Задача: формирование командного духа, повышение мотивации к изучению математики, ...