Программа саморазвития учителя математики, методиста Гимназии г. Лабытнанги Лазаренко Л.С.
методическая разработка (алгебра) по теме
Программа саморазвития представляет собой систему моей деятельности по теме "Реализация компетентностного подхода через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышлениеобучающихся на уроках математики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya__uchitelya_matematiki.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития учителя математики, методиста
Гимназии г. Лабытнанги
Лазаренко Л.С.
ТЕМА: «Реализация компетентностного подхода через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышление обучающихся на уроках математики.
- Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Востребованной стала такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели, а школьный учитель обязан решить эту проблему. В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики, ориентированное на ЗУНы (знания, умения, навыки), не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. В процессе преподавания математики очень важно создавать эффект системного подхода при изучении тем, формировать проблемные ситуации, обеспечивать формирование динамического мышления обучающихся, что особенно удачно достигается через решение творческих задач. На основе этого формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путем переноса способа или приема действий на класс аналогичных задач другой области знаний.
Это формирует систему личности школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а следовательно является важной составляющей компетентностного содержания образования.
По своему характеру эта тема является исследовательской, в основе лежит педагогическая проблема творческого преобразования учебно-воспитательного процесса.
Система моей самообразовательной деятельности будет характеризоваться следующими признаками.
1.Самообразовательная деятельность будет иметь концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, способами творческой педагогической деятельности.
2.Система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность будет иметь в своей основе целевой, когнитивный, технологический и функциональный компоненты; система самообразования будет наполнена личностно значимым содержанием,
3.Самообразование - рассматриваю через конструирование самообразовательной программы, моделирование профессиональной деятельности; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста; педагогическую рефлексию самостоятельной деятельности.
2. Основные этапы работы по самообразованию
Программа рассчитана на 3 года и реализуется через 8 этапов
Первый этап: самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по технологии системно - деятельностного подхода.
Второй этап: формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно - деятельностного подхода»;
Третий этап: выбор стратегии внедрения системно –деятельностного подхода в процесс преподавания математики;
Четвертый этап: определение задач и этапов деятельности;
Пятый этап: конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
Шестой этап: составление плана действий по самосовершенствованию;
Седьмой этап: самооценка роста;
Восьмой этап: передача опыта коллегам.
3. Результаты реализации программы
По результатам внедрения программы должна знать
- историю возникновения проблемы системно – деятельностного подхода в педагогической науке;
- теоретическое обоснование проблемы системно – деятельностного подхода;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью внедрения системно – деятельностного подхода;
- результаты, которые могут быть получены после применения системно – деятельностного подхода на практике;
- методы и приемы, использующиеся при внедрении системно – деятельностного методы и приемы работы учащихся при внедрении данного подхода;
- этапы освоения учителем и учащимися.
- иметь систему знаний по преподаваемому предмету, ориентацию в современных исследованиях по предмету, система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале;
- систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
- теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);
- система нормативно-правовых знаний , позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;
- систему знаний о законах общения.
- разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.,
- владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;
По результатам внедрения программы должна владеть:
- умением педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса;
- навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам з доровьесбережения в системе «учитель-ученик» ;
- приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;
- владеть приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;
- умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
- Как учитель должна уметь:
- провести педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывает особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;
- уметь проектировать цели для ученика – в ЗУНах;
- уметь планировать учебный процесс от конечной цели;
- уметь грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики;
- уметь проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.
- уметь планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.
Как учитель должна применять на практике:
- методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Личностные качества учителя:
- ответственность;
- трудолюбие;
- целеустремленность;
- требовательность;
- справедливость;
- тактичность;
- порядочность
4. Литература
5. Индивидуальный план профессионального роста учителя
Раздел плана | Задача деятельности | Содержание деятельности | Время работы | Формы работы | Результаты и их самооценка | Где рассматривались итоги работы |
I.Диагностический | 1. Изучить опыт личностно-ориентированного подхода к обучению. 2.разработка индивидуальных траекторий развития учащихся. 3. Разработать систему приемов, мотивирующих учащихся к изучению предмета, формирующих коммуникативную и математическую компетентности с целью развития продуктивного творческого мышления. | 1.Анализ личных затруднений по проблеме освоения компетентностного подхода.. 2.Постановка проблемы по заданной теме. 3. Посещение методического семинара по проблеме компетентностного подхода. 4. Обучение на курсах (дистанционных) «Система компетенностей как инструмент управления качеством образования» 5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Первый год работы над темой | Диагностика, анкетирование уровня владения теорией и методикой по данной теме. Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся программ и методик. | 1.Повышение профессиональных знаний по проблеме. 2. Самодиагностика по владению компетентностным подходом. 3. Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации. 4. Составление списка литературы по теме. | Собеседование с руководителем курсов, заместителем директора школы.
|
II.Прогностический | 1.Реализация первого этапа программы инновационной деятельности по проблеме. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения. | 1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания математики. 3.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла уроков. | Первый год работы над темой | Создание и апробация методического пособия из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на МО | Повышение качества знаний обучающихся | Выступление на заседании МО, подготовка плана методических материалов по теме. |
III.Практический | Реализации второго этапа работы | 1. Разработка новых форм, методов и приемов обучения. 5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 6.Корректировка работы | Второй год работы над темой | 1.Формирование методического комплекса 2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов |
рейтинговые показатели учащихся при прохождении итоговой аттестации.
| Открытые уроки, выступления на заседании МО, публикация из опыта работы в педагогическом журнале по предмету. |
IV.Обобщающий | Реализация третьего этапа | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме 3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег | Третий год работы над темой | Обобщение передового опыта в форме пособия | Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства обучающихся, успешная адаптации знаний по математике | Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы |
V.Внедренческий | Распространение опыта | 1.Создание учебно-методических пособий. 2.Представление опыта на практических семинарах городского методического объединения учителей математики. 3.Проведение тематических собраний и индивидуальных консультаций с родителями. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Издание пособия в одном из издательств. | Успешное обучение | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение городских мероприятий, размещение информации на сайте школы, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя математики в гимназии
Мероприятия, проводимые в гимназии №1530, во время Дней Математики....
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ГИМНАЗИИ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
Статья посвящена проблемам преподавания математики в лингвистической гимназии на основе перехода на ФГОС и с учетом требований для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике....
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ГИМНАЗИИ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ"
/Статья посвящена проблемам преподавания математики в лингвистической гимназии на основе перехода на ФГОС и с учетом требований для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике....
Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».
Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МБОУ "ГИМНАЗИЯ № 36" АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ ИГНАТЬЕВОЙ В.А. НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2021 г.г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2021 г.г....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ГИМНАЗИИ
Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания.Поэтому, была по...
Учебно-методическое пособие для учителей математики методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования в 2019 – 2020 учебном году будет производиться обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9...