Предпрофильный курс "Математика и сельское хозяйство", 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Маркина Ольга Дмитриевна

 

Предпрофильный курс « Математика и сельское хозяйство» рассчитан на изучение в первом полугодии 9 класса, на курс отводится 16 часов (1 час в неделю). При изучении курса выделены четыре основные темы:  «Математика в поле», «Математика на ферме», «Математика в мастерской» и «Математика сельскохозяйственных машин», проводятся вводное и итоговое занятия, экскурсия в мастерскую, предусмотрены темы для выполнения мини-пректов.

ЗАДАЧИ КУРСА:  создать базу для ориентации учеников в мире современных сельскохозяйственных профессий; l     познакомить учащихся со спецификой некоторых профессий: агронома, инженера сельскохозяйственных работ, лаборанта контрольно-семенной лаборатории, тракториста, токаря, комбайнера, экономиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_selskoe_hozyaystvo.doc790 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лозновская СОШ  им. Т.А. Аббясева

«МАТЕМАТИКА И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

(Предпрофильный курс)

Автор курса

О.Д. Маркина,

учитель математики,

высшая квалификационная

категория

х. Лозной

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Пояснительная записка.

  1.  Цели и задачи курса.

  1.  Учебно-тематическое планирование.

  1.  Структура курса.

  1.  Поурочное планирование.

  1. Задачи по темам.

  1.  Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предпрофильный курс « Математика и сельское хозяйство» рассчитан на изучение в первом полугодии, на курс отводится 16 часов (1 час в неделю).

При изучении курса выделены четыре основные темы:  «Математика в поле», «Математика на ферме», «Математика в мастерской» и «Математика сельскохозяйственных машин», проводятся вводное и итоговое занятия, экскурсия в мастерскую. Школа обеспечена компьютерами, подключена к скоростному Интернету, поэтому в структуру курса включена исследовательская деятельность учащихся.  Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетенцию:

  1. умение ориентироваться в информационных потоках,
  2. способность к самообразованию, переквалификации.

Проектная деятельность как ничто другое способствует этому развитию. Работая над выполнением учебного проекта, дети учатся проводить исследования, а, оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации; учатся эффективно работать в команде.

На последнем занятии 30 минут отводится на проведение профильной пробы, при этом ученики, создававшие и защитившие проекты, освобождаются от сдачи пробы и помогают учителю проверять работы.

ЦЕЛИ КУРСА

  1. Создание условий для: усвоения конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности;
  1. реализации связи обучения математики с жизнью;
  2. изучения смежных дисциплин;
  3. продолжения образования.
  1. Формирование и развитие
  1. навыков логического мышления;
  2. навыков анализа и синтеза;
  3. навыков самостоятельного выполнения учебных заданий;
  4. приёмов поиска, исследования и доказательства;
  5.  выделения существенных свойств, исследуемых математических объектов.
  1. Мотивирование занятий математикой на более высоком уровне, путем решения задач прикладного характера:
  1. вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности;
  2. решения задач с недостающими данными;
  3. решения задач с экономическим содержанием;
  4. составление расчётных таблиц;
  5. построение простейших номограмм.
  1. Привитие интереса к предмету  посредством информационных технологий.
  2. Развитие:
  1. коммуникативных способностей учащихся;
  2. познавательного интереса;
  3. потребности учащихся в самопознании с целью правильного выбора профессии.

 

ЗАДАЧИ КУРСА

  1. создать базу для ориентации учеников в мире современных сельскохозяйственных профессий;
  2. познакомить учащихся со спецификой некоторых профессий: агронома, инженера сельскохозяйственных работ, лаборанта контрольно-семенной лаборатории, тракториста, токаря, комбайнера, экономиста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Вводное занятие                                                                          1 час
  2. Математика в поле                                                                      3 часа
  3. Математика на ферме                                                                 3 часа
  4. Математика в мастерской                                                          3 часа
  5. Математика сельскохозяйственных  машин                            3 часа
  6. Защита проектов                                                                          2 часа
  7. Итоговое занятие                                                                         1 час

СТРУКТУРА КУРСА

Первое занятие - вводное.

Ход занятия  

  1. сообщение о целях и задачах курса;  
  2. беседа о применении математики в сельском     хозяйстве;    
  3. рассказ о тематике занятий и видах решаемых задач, при этом,  сообщается список задач для выполнения проектов.

Каждая тема изучается блоками:

  1. первое  занятие – беседа по теме специалиста сельского хозяйства (агронома или главного механика) или экскурсия;
  2. два других занятия  - решение задач по теме (задачи для выполнения проектов сообщаются на вводном занятии).

Первое занятие каждой темы – это лекция либо экскурсия.

Ход лекции:

  1. вводное слово учителя;
  2. рассказ специалиста сельского хозяйства (агронома  или главного механика) об использовании математики в сельском хозяйстве;
  3. представление основных видов задач по теме.

Ход экскурсии в мастерскую базового хозяйства:

  1. беседа о назначении мастерской;
  2. рассказ токаря о значении токарных работ, об основных частях и узлах токарного станка;
  3. демонстрация процесса обтачивания.

Четырнадцатое и пятнадцатое занятия – оформление и защита проектов. При выполнении и оформлении проектов использованы следующие приложения Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word, при этом вычисления для заполнения таблиц можно проводить с помощью микрокалькулятора, а построение номограмм - выполнять на миллиметровой бумаге.

Последнее занятие курса – итоговое.

Ход  занятия

  1. Вводное слово учителя.
  2. Профильная проба (тестовая работа, содержащая 3 простых задания, с выбором ответов и 2 задания, для которых необходимо привести подробное решение) – на выполнение работы отводится 25-30 минут, при этом ученики создававшие и защитившие проекты, освобождаются от сдачи пробы и помогают учителю проверять работы.
  3. Итог занятия (рекомендации учителя).


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Вид учебного занятия

Ход занятия

Вводное занятие

1

Лекция

1.Сообщение о целях и задачах курса.

2.Беседа о применении математики в сельском хозяйстве.

3.Рассказ о тематике и видах решаемых задач.

Математика

в поле

3

Математика в поле

1

Беседа, лекция

1.Вводное слово учителя.

2.Рассказ агронома об использовании математике на поле.

3.Основные виды задач по теме.

Решение задач

2

Математика

на ферме

3

Математика на ферме

1

Беседа, лекция

1.Вводное слово учителя.

2.Основные виды задач по теме.

Решение задач

2

Математика в

мастерской

3

Математика в мастерской

1

Беседа, экскурсия

1.Беседа о назначении мастерской.

2.Рассказ токаря о значении токарных работ, об основных частях и узлах токарного станка.

3.Демонстрация процесса обтачивания цилиндрической детали, демонстрация обработки конической поверхности способом поворота верхних салазок суппорта и способом смещения задней бабки.

Решение задач

2

Математика

сельскохозяйственных машин

3

Математика сельскохозяйственных машин

1

Беседа, лекция

1.Вводное слово учителя.

2.Беседа главного инженера базового хозяйства.

3.Основные виды задач по теме.

Решение задач

2

Оформление и защита проектов

2

Итоговое занятие

1

Профильная проба


ЗАДАЧИ

1. Математика в поле.

2. Математика на ферме.

3. Математика в мастерской.

4. Математика сельскохозяйственных машин.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Апанасов П.Т., Апанасов Н. П. Сборник математических задач с практическим содержанием. М. : Просвещение, 1987;
  2. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2005;
  3. Лопатников Л.И. популярный экономико-математический словарь. М.: Просвещение, 1979;
  4. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. М.: Просвещение, 1986;
  5. Сабанин Л.В. математика в понятиях, определениях и терминах. М.: Просвещение, 1982;
  6. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"

Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...

Предпрофильный элективный курс "Физика в сельском хозяйстве"

Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.В развитии сельского хозяйст...

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Введение в основы механизации сельского хозяйства Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки)

В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с  высокой кул...

Столярное дело в сельском хозяйстве Элективный курс (для 6-9 класса предпрофильной подготовки)

Элективный курс "Столярное дело в сельском хозяйстве" направлен на применение знаний и умений учащихся специальной (коррекционной) школы с 6 по 9 классы по обработке древесины, посредством котор...

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....