Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"
методическая разработка (алгебра, 6 класс) по теме
Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-ploshchadka.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:Закирова Ильсеяр Салихзяновна, учитель математики первой категории МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Мастер-класс «Познание начинается с интереса»
Тема : «Прямая и обратная пропорциональность»-
-Начнем мы наше общение с темы, близкой нам всем, и, вроде бы, далекой от математики- с кулинарии. Я прошу вас вспомнить рецепт какого-нибудь несложного блюда, где расчет продуктов идет на 1 порцию. Кто готов поделиться своим рецептом?
(кто-то из участников знакомит со своим рецептом).
-Замечательный рецепт. А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?, три порции?, четыре порции?, половинку порции?
-Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, … (участники продолжают), а если порций нужно меньше в несколько раз, то …
-А теперь другое задание , - вспомните, пожалуйста, примерно за какое время вы проходите обычно утром путь из дома в школу? Кто готов поделиться результатами своих исследований? (кто-то из участников рассказывает о полученных результатах).
-А теперь представим, что вы очень спешите, и идете в два раза быстрее. Что произойдет? (учатники говорят, что время, потраченное на дорогу, уменьшиться в два раза).
-А если никуда не торопиться и идти спокойно, медленно, наслаждаясь свежим воздухом, со скоростью, в два раза меньшей, чем обычно? (время увеличиться в два раза)
II. Постановка учебной задачи
– Что же у нас получилось? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз, а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.
Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока).
- Итак сформулируйте тему урока. (Прямая и обратная пропорциональная зависимость).
– Молодцы! Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель записывает тему на доске.)
– И цель нашего урока- Научиться различать прямые и обратные зависимости и решать с их помощью задачи.
III. «Открытие» нового знания
-Давайте, еще раз повторим полученные новые понятия
Прямо-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз.
Обратно-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.
-Попробуйте привести собственные примеры на прямую и обратную пропорциональные зависимости (учащиеся приводят свои примеры, учитель, при необходимости помогает их сформулировать и дополняет своими примерами).
Физкультминутка
-Ну, а теперь давайте дадим поработать не только нашей голове, но и мышцам. И как обычно, наша зарядка будет связана с нашей темой. Итак, я буду читать зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки)и хлопок на головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и топ-двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы?
–зависимость между путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения: S = v ·t (с увеличением скорости (времени) увеличивается путь);
– зависимость между скоростью автомашины и затраченным на путь временем: v = S : t (с увеличением времени на прохождение пути, скорость уменьшается);
– зависимость между стоимостью товара, купленного по одной цене и его количеством: С = а · n (с увеличением (уменьшением) цены, увеличивается (уменьшается) стоимость покупки);
– цены товара и его количеством: а = С : n (с увеличением количества, уменьшается цена)
-длина стороны квадрата и его периметр
-количество дежурных в 6в классе и время, затраченное на уборку
-чем больше народа, тем меньше кислорода
-чем выше пень, тем выше тень
-зависимость роста человека от его возраста
-Комментарии по зарядке (почему возникли сомнения в последнем случае)
-А теперь попробуем применить полученные знания на практике -при решении задач
Разберем задачи .
1. Принтер распечатывает 27 страниц за 4,5 мин. За сколько времени он распечатает 300 страниц?
27 стр. – 4,5 мин.
300 стр. – х?
2. Автомобиль проехал 310 км, истратив 25 л бензина. Какое расстояние может проехать автомобиль на полном баке, вмещающем 40л?
310 км – 25 л
х? – 40 л
3. 15 рабочих выполнят заказ за 4 дня. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить тот же заказ за 3 дня?
15раб -4дня
Х раб- 3дня
-Для составления пропорции необходимо одно направление стрелок, для этого в обратной пропорциональности одно отношение заменяют обратным.
(ученики находят значение величин на местах, затем сравниваются ответы)
V. Мини-самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин)
(задания проецируются на интерактивной доске, а ребята получают вместе с бланком ответов )
1 вариант:
1. Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 5 раз; б) уменьшилась в 2¼ раза. Как изменилась другая?
2. Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 12 раз; б) уменьшилась в 31/3 раза. Как изменилась другая?
2 вариант:
1. Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 5 раз; б) увеличилась в 2¼ раза. Как изменилась другая?
2. Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 9 раз; б) увеличилась в 31/8 раз. Как изменилась другая
Бланк ответов
1 вариант: 2 вариант:
1.а)-------------------------- 1. а)--------------------
б)------------------------ б)-------------------
2. а)-------------------------- 2. а)-------------------
б)------------------------- б)-------------------
VII. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что повторили?
– Мы достигли поставленной цели?
– Как оцениваете свою работу?
-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению,, и посмотрите на меня этим взглядом. Спасибо, мне очень приятно видеть ваши радостные улыбки.
Разочарование радость растерянность
удовлетворение
удивление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Прямая и обратная пропорциональность" и презентация к нему
Урок предполагает совершенствовать навыки решения задач по этой теме, развивать умение различать два вида пропорциональности. На уроке используются игровые моменты и нетрадиционная ооценка знаний. Уро...
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение....
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Цель урока: - познакомить с прямой и обратной пропорциональными ...
Урок математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
Урок изучения нового материала по технологии проблемного обучения...
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Методическая разработка урока «Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность»
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС:•осуществлено целепологание на основе отбора универсальных учебных действий;•осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью у...
Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность"
Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность" предназначены для уроков математики в 6 классе. С помощью групповой работы п...