Рассуждения об инновации в области школьного курса математики
статья по алгебре по теме

Берсенева Светлана Павловна

Необходимость инновационных процессов в практической педагогике связана с наличием в образовании следующих противоречий: между ценностными ориентациями в семье и в школе; целями образования и его реальными результатами; необходимостью дифференциации образования и однообразием технологии обучения; преобладанием в школе фронтальных форм работы, объяснительно-иллюст­ративного преподавания и личностно-деятельностным характером учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rassuzhdeniya_o_innovacii-2.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.П.Берсенева, учитель математики

МАОУ «Гимназия №2» г. Пермь

Рассуждения об инновации в области школьного курса математики

Необходимость инновационных процессов в практической педагогике связана с наличием в образовании следующих противоречий: между ценностными ориентациями в семье и в школе; целями образования и его реальными результатами; необходимостью дифференциации образования и однообразием технологии обучения; преобладанием в школе фронтальных форм работы, объяснительно-иллюст ративного преподавания и личностно-деятельностным характером учения.

Указанные противоречия присутст вовали и в моей работе, поэтому пришлось, и до сих пор приходится, перестраиваться и отвыкать от тради ционных форм, вынося из них только самое рациональное. В связи с этим  ставлю себе следующие задачи: развитие у учащихся потребность в мотивации учения; активизация учебно-познавательной деятельности школьников; использование в преподавании системного и личностно ориентированного подхода; совместное с учениками проектирование и рефлексию деятельности; переориентация от традиционных методов преподавания к деятельностным. 

Для этого разработанная мною система пре подавания математики строится на принципах педагогики сотрудничества, диалога в образовательной деятель ности и гуманизации образования. Считаю, что именно эти педагогиче ские принципы позволяют воспитать целостную, гармонично развитую личность. Успешно применяю современные педагогические тех нологии обучения, использую мето дики проблемно-поискового и иссле довательского обучения, ИКТ, технологии дифференциации обучения, методики работы с одаренными детьми, технологии модульного и проблемного обучения, осуществляю оптимальный отбор методов, средств, форм обучения, осуществляю на занятиях индивидуаль ный подход к учащимся.

Как учитель математики уделяю большое внимание развитию логического мышления учащихся, формированию целостной системы знаний. Это достигается за счет обсуждения условия задач, рассмотрения проблемных, нестандартных задач, требующих творческого подхода к решению. Именно такие задачи позволяют увидеть учащимся красоту абстрактной науки - математики.

При решении проблемных и творческих задач у учащихся развиваются математическая интуиция, умение выстроить логически верную цепочку рассуждений. В процессе поиска решения нестандартной задачи ученики учатся выдвигать гипотезы, мотивированно отстаивать свою позицию, учатся работать в коллективе, слушать и слышать другого, грамотно вести диалог.

К урокам стараюсь по возможности подобрать прикладные задачи с содержанием из реальных жизненных ситуаций. Важным вопросом при этом считаю использование на уроках метода математического моделирования. Применяю такой вид работы, как лабораторная по геометрии, где учащиеся вычисляют площади реальных фигур, площади поверхности и объемы реальных многогранников и тел вращения.

    Не секрет, что  математика - один из самых сложных и, как считают некоторые, «сухих» предметов в школьном расписании. Чтобы сломать эти стереотипы и оживить интерес к математике, включаю в уроки «Исторические справки». Заметила, что обращение к именам Евклида и Архимеда, Аль-Хорезми и Фибоначчи, Ферма и Декарта, рассказанный яркий случай из их жизни, интересное высказывание  оживляют урок, являются сильным мотивационным средством при введении новых понятий. Координируя изучение математики с другими предметами, подчеркивая роль и влияние практики на развитие математики, указывая условия и причины зарождения и развития тех или иных идей и методов, мы способствуем развитию у школьников диалектического мышления, мировоззрения, умственному созреванию и сознательному усвоению учебного материала. Достигнутое таким образом более глубокое понимание школьного курса математики вызывает у учащихся рост познавательного интереса к предмету.

  Работая в старшем звене и готовя выпускников к экзаменам,  неоднократно замечала, что одной из проблемных тем для учащихся является «Решение текстовых задач». Проанализировав программу средней школы по математике, пришла к выводу, что по существующим программам решение задач предусмотрено в основном в 5-6 классах, а в последующих классах данной теме отдана незначительная часть учебного времени. Наверное, поэтому, подходя к выпускному классу, учащиеся слабо владеют способами решения текстовых задач. Чтобы исправить этот пробел знаний, после окончания обучения  на факультете переподготовки и повышения квалификации по теме: «Вопросы углубленного изучения математики в средней школе», разработала факультативный курс: «Методы решения текстовых задач в школьном курсе математики» под руководством доктора физико-математических наук, профессора Пермского государственного педагогического университета А.Е. Малых. Данный курс разработан в соответствии с основными принципами изучения задач, которые рассматриваются в работах Джорджа Пойа,  Л.М. Фридмана, Е.Н.Турецкого.

В старших классах учащиеся явно ощущают потребность в систематизации представления о мире. Для них важно системное построение изучаемого материала и раскрытие глубинных взаимосвязей изучаемых предметов. Считаю, что одной из важнейших педагогических задач учителя в процессе преподавания математики в старших классах является задача формирова ния у учащихся представления о математике как об универсальном способе познания и описания окружающего мира. Идеи математического моделирования позволяют соединить «части мозаики» единой картины мироздания. При этом на первый план выходят межпредметные связи и возможность интегрировать отдельные вопросы математики с другими предметами. Для понимания учениками глубинных взаимосвязей между предметами разработала и успешно использую комплексные задания по математике с использованием элементов математического моделирования.

Для успешной систематизации знаний учащихся разработаны системы разноуровневых комплексных заданий по математике. Это и комплекты заданий по отдельным темам, и творческие задания, выполнение которых позволяет комплексно применить полученные навыки, зачастую в нестандартной ситуации. Все пакеты заданий предусматривают несколько уровней сложности, причем учащиеся могут сами выбрать тот уровень сложности заданий, который, по их мнению, соответствует уровню их подготовки.

   Уже много лет в работе с   10 – 11 классами мне помогает домашнее тестирование с помощью диска «Компьютерный тренинг по математике» А.А.Иванова, А.П. Иванова. Результаты в электронном виде или в распечатанном варианте сдаются учащимися ежемесячно, что позволяет отслеживать работу с тестами у каждого ученика, не тратя время на уроке. А родители  имеют возможность проконтролировать своего ребенка, т.к. после завершения работы  по данной программе компьютер сразу выставляет оценку и показывает темы, которые вызывали  трудность при выполнении теста. Для меня это служит ориентиром для дальнейшей работы с учащимися на факультативных занятиях. В последнее время в данной работе очень помогает сайт  Гущина «Решу ЕГЭ.»

   Более высокий уровень проблемного подхода имеет исследовательский метод. Его при меняю при организации научно-исследовательской работы с наиболее  продвинутыми учениками. Этот метод имитирует творческий поиск исследователя, который самостоятельно ставит себе проблемы, выдвигает цели своей деятельности, определяет пути решения проблемы и научно фиксирует полученный результат. Самым трудным этапом такой работы является постановка проблемы.

   В процессе своего совершенствования, как учителя, утвердилась в мысли, что инновационным в области содержания предмета в центре внимания должен стоять не сам  предмет, а ученик, как личность, его развитие, а точнее, развитие его мышления. А значит, мы, педагоги,   должны научить учащегося думать, сформировать у него приемы познавательной деятельности. В этом наша главная цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...

Элективный курс по теме "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Данный элективный курс помогает подготовить учащихся к успкшной сдаче ЕГЭ...

программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....


 

Комментарии

Берсенева Светлана Павловна

Я со многим согласна.