«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodologicheskie_osnovy_postroeniya_soderzhaniya_shkolnogo_kursa_matematiki.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Выполнил
учитель математики АОУ гимназии «Российская школа» Нежлукченко Людмила Викторовна
Содержание
Стр. |
- Эссе «Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России»………………………. 3
- Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы
«Сложение и вычитание натуральных чисел»………………………. 6
- Литература ……………………………………………………… 10
Эссе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Н.А. Бердяев писал: «Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальноеокружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Логико-дидактический анализ понятий и теорем
темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.
В теме представлены понятия:
- Слагаемые
- Сумма
- Координатный луч
- Периметр
- Уменьшаемое
- Вычитаемое
- Разность
- Числовое выражение
- Значение выражение
- Буквенное выражение
- Значение буквы
- Уравнение
- Корень уравнения
- Решить уравнение.
В данной теме представлены следующие алгоритмы, свойства и правила:
- Свойства сложения натуральных чисел: переместительное, сочетательное, свойство нуля в сложении;
- Свойства вычитания: свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы, свойство вычитания нуля;
- Предписание для нахождения периметра треугольника;
- Предписание для нахождения неизвестного слагаемого;
- Предписание для нахождения неизвестного уменьшаемого;
- Предписание для нахождения неизвестного вычитаемого;
- Решения простейших уравнений.
Анализ задачного материала темы
№ задач | По способу задания | По характеру требований | По сложности (I, II, III уровни) | По способу решения | По дидактической цели |
№№ | Задачи представлены математическим | Вычислить. | I -182,191,196,233,234,242,245,256,269,270,273, 288,352 II –183,198,199, 205,243,258,280, 287, III-197,257,324 | Арифметический. | Отработка правила сложения и вычитания натуральных чисел. |
№№ 191,192,193,231,290,391 | Задачи представлены математическим текстом. | Вычислить, используя свойства сложения и вычитания натуральных чисел. | I -191,192 II – 193,231,290, 391 III – | На применение свойств сложения и вычитания натуральных чисел. | Отработка свойств сложения и вычитания натуральных чисел. |
№№ | Задачи представлены математическим | Вычислить. | I –212,214,227, 272,297,315, 349,382 II –240,271,285, 296,326,328 III-213,319,371,381,394,403. | Арифметический. 212,319 – на применение метрической системы мер. | Отработка вех действий с натуральными числами. |
№ 188,189,190,239, 253,254,255,275, 293,313,314,317,318,355, 383 | Задачи представлены математическим | Отметить на координатном луче числа и сравнить их. | I –188,189,190, 239,253,254, 255,293,317, 355 II – 275,313,314,383 III –318 | На использование координатного луча для сравнения натуральных чисел. На использование координатного луча для сложения, вычитания чисел. | Отработка графического метода: сравнениянат. чисел,сложения и вычитания нат.чисел. |
№ 200,201,202,203,215,218,220,226,235,281,282,294,321,353,370,384,387 | Задачи представлены математическим | Сравнить числа. | I – 215,220,226,235. II – 200,281,294, 370 III–201,202,203, 218,282,321,353, 384,387 | На применение алгоритма сравнения натуральных чисел. | Отработка алгоритма сравнения натуральных чисел. |
№№ | Тестовые задачи. | Ответить на вопрос задачи. | I – 184,246,249, 251,252,286, II –185,205,247, 248,250,259,260,261,263, 322 III –186,187,206, 229,230,266,267,268,289,325 | Арифметический. | Отработка правила сложения и вычитания натуральных чисел. |
№№ | Тестовые задачи. | Ответить на вопрос задачи. | I – II –224,238,284, 291,292,390, 295 III – 216,225,279, 327,385,399, 400,402 | Арифметический. | Отработка умений решать текстовые задачи. |
№№ 362,368,369 | Текстовые задачи на «движение». | Найти скорость движения, время. | I –368 II – 362 III –369 | На применение формул нахождения скорости, времени, расстояния. | Отработка умений по применению формул нахождения скорости, времени, расстояния. |
№№ 207,208,209,210,211,236,237,265,278 | Задачи представлены математическим текстом. Текстовые задачи. | Ответить на вопрос задачи. | I –210,278, II – 207,208, III – 209,211,236,237,265, | На применение правила нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника. | Отработка умений нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника. |
№№ 221,222 | Задачи представлены математическим | Выразить | II –221,222 | На применение метрической системы мер. | Отработка умений применение метрической системы мер. |
№№ 298, 299,300, 301,302,360,361 | Задачи представлены математическим | Записать выражение, назвать, прочитать компоненты суммы и разности | I –298,299,300, 301,302,360, 361 | Арифметический. | Отработка понятий выражение и компонентов сумы и разности |
№№ 303-312,329,332-336,347,348, 357-359, 366,367,392,398, | Задачи представлены математическим | Составить, выражение, и найти его значение | I –305,306,307, 308,332,335,336,357,358, 398 II – 303,304,309, 310,311,312, 333,334,347,359,366, 392 III –329,348,367 | На применение правила составления и нахождения значения числовых и буквенных выражений | Отработка умений составлять и находить значения числовых и буквенных выражений. |
№№ 337-339,340-346,364,365,393 | Задачи представлены математическим текстом. | Вычислить, используя свойства сложения и вычитания чисел. | I –337-339, 364, II – 341-346,365 III –340,393 | На применение свойств сложения и вычитания чисел. | Отработка свойств сложения и вычитания чисел. |
№№ 372,375,376,379,380,395,396 | Задачи представлены математическим текстом. | Решить уравнение. | I – 372 II – 375,395 III – 376,,379,380,396 | На применение правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. | Отработка правила нахождения неизвестных компонентов уравнения. |
№№ 373,374,377,378,397 | Задачи представлены математическим текстом. | Решить с помощью уравнения задачу | I –373,374.397 (а,б) I I –377,378, 397(в) | На применение правила, составления уравнения, нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. | Отработка правила составления уравнения, нахождения неизвестных компонентов уравнения. |
№№ 219,241,274,351 | Задачи представлены математическим текстом. | Придумать условие задачи | I – 219 II – 274 III –241,351 | Отработка умения грамотно составлять текст задачи | |
Задачи помогающие учащимся учится думать, рассуждать, делать наблюдения и выводы, расширяющие круг математических знаний и представлений | I –350 II – 401 III –217,228,277,323,354,356,386, 388,389 |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
- Виленкин Н.Я, Жохов В.И и др. Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2009. – 280с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические основы построения содержания школьного курса математики...
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» 5класс. Учебник: «Математика...
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» 5класс. Учебник: «Математика, 5 класс», Н. Я. Виленкин...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”....