«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Нежлукченко Людмила Викторовна

Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».

 

Выполнил

учитель математики АОУ гимназии «Российская школа» Нежлукченко Людмила Викторовна

Содержание

Стр.

  1. Эссе «Концепции духовно-нравственного развития

 и воспитания личности гражданина России»………………………. 3

  1. Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы

«Сложение и вычитание натуральных чисел»………………………. 6

  1. Литература ……………………………………………………… 10

Эссе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Н.А. Бердяев писал: «Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».

        Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

      Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

      Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

       Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальноеокружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Логико-дидактический анализ понятий и теорем

темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.

В теме представлены понятия:

  1. Слагаемые
  2. Сумма
  3. Координатный луч
  4. Периметр
  5. Уменьшаемое
  6. Вычитаемое
  7. Разность
  8. Числовое выражение
  9. Значение выражение
  10. Буквенное выражение
  11. Значение буквы
  12. Уравнение
  13. Корень уравнения
  14. Решить уравнение.

В данной теме представлены следующие алгоритмы, свойства и правила:

  1. Свойства сложения натуральных чисел: переместительное, сочетательное, свойство нуля в сложении;
  2. Свойства вычитания: свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы, свойство вычитания нуля;
  3. Предписание для нахождения периметра треугольника;
  4. Предписание для нахождения неизвестного слагаемого;
  5. Предписание для нахождения неизвестного уменьшаемого;
  6. Предписание для нахождения неизвестного вычитаемого;
  7. Решения простейших уравнений.

Анализ задачного материала темы

№ задач

По

способу

задания

По характеру требований

По сложности (I, II, III уровни)

По способу решения

По дидактической цели

№№
182,183,191,196, 197,198,199,205,233,234,242,243,245,256,257,258,269,270,273,280,287,288,324,352

Задачи представлены математическим
текстом.

Вычислить.

I -182,191,196,233,234,242,245,256,269,270,273, 288,352

II –183,198,199, 205,243,258,280, 287,

III-197,257,324

Арифметический.

Отработка правила сложения и вычитания натуральных чисел.

№№

191,192,193,231,290,391

Задачи представлены математическим текстом.

Вычислить, используя свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

I -191,192

II – 193,231,290, 391

III –

На применение свойств сложения и вычитания натуральных чисел.

Отработка свойств сложения и вычитания натуральных чисел.

№№
212,213,214,227,240,271,272,285,296,297,315,319,326,328,349,371,381,382,394,403

Задачи представлены математическим
текстом.

Вычислить.

I –212,214,227, 272,297,315, 349,382

II –240,271,285, 296,326,328

III-213,319,371,381,394,403.

Арифметический.

212,319 – на применение метрической системы мер.

Отработка вех действий с натуральными числами.

188,189,190,239, 253,254,255,275, 293,313,314,317,318,355, 383

Задачи представлены математическим
текстом.

Отметить на координатном луче числа и сравнить их.

I –188,189,190, 239,253,254, 255,293,317, 355

II – 275,313,314,383

III –318

На использование координатного луча для сравнения натуральных чисел.  На использование координатного луча для сложения,  вычитания чисел.

Отработка графического метода: сравнениянат. чисел,сложения и вычитания нат.чисел.

№ 200,201,202,203,215,218,220,226,235,281,282,294,321,353,370,384,387

Задачи представлены математическим
текстом.

Сравнить числа.

I – 215,220,226,235.

II – 200,281,294, 370

III–201,202,203, 218,282,321,353, 384,387

На применение алгоритма сравнения натуральных чисел.

Отработка алгоритма сравнения натуральных чисел.

№№
184,185,186,187, 205,206,229,230,246,247,248,249,250,251,252,259,260,261,263,266,267,268,286,289,322,325

Тестовые задачи.

Ответить на вопрос задачи.

I – 184,246,249, 251,252,286,

II –185,205,247, 248,250,259,260,261,263, 322

III –186,187,206, 229,230,266,267,268,289,325

Арифметический.

Отработка правила сложения и вычитания натуральных чисел.

№№
216,224,225,.238,279,284,291,292,295,327,385,390,399,400,402

Тестовые задачи.

Ответить на вопрос задачи.

I –

II –224,238,284, 291,292,390, 295

III – 216,225,279, 327,385,399, 400,402

Арифметический.

Отработка умений решать текстовые задачи.

№№

362,368,369

Текстовые задачи на «движение».

Найти скорость движения, время.

I –368

II – 362

III –369

На применение формул нахождения скорости, времени, расстояния.

Отработка умений по применению формул нахождения скорости, времени, расстояния.

№№

207,208,209,210,211,236,237,265,278

Задачи представлены математическим текстом.

Текстовые задачи.

Ответить на вопрос задачи.

I –210,278,

II – 207,208,

III – 209,211,236,237,265,

На применение правила нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника.

Отработка умений нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника.

№№

221,222

Задачи представлены математическим
текстом.

Выразить

II –221,222

На применение метрической системы мер.

Отработка умений применение метрической системы мер.

№№

298, 299,300, 301,302,360,361

Задачи представлены математическим
текстом.

Записать выражение, назвать, прочитать компоненты суммы и разности

I –298,299,300, 301,302,360, 361

Арифметический.

Отработка понятий выражение и  компонентов сумы и разности

№№

303-312,329,332-336,347,348, 357-359, 366,367,392,398,

Задачи представлены математическим
текстом.

Составить,   выражение, и найти его значение

I –305,306,307, 308,332,335,336,357,358, 398

II – 303,304,309, 310,311,312, 333,334,347,359,366, 392

III –329,348,367

На применение правила составления и нахождения значения числовых и буквенных выражений

Отработка умений составлять и находить значения числовых и буквенных выражений.

№№

337-339,340-346,364,365,393

Задачи представлены математическим текстом.

Вычислить, используя свойства сложения и вычитания чисел.

I –337-339, 364,

II – 341-346,365

III –340,393

На применение свойств сложения и вычитания чисел.

Отработка свойств сложения и вычитания чисел.

№№

372,375,376,379,380,395,396

Задачи представлены математическим текстом.

Решить уравнение.

I – 372

II – 375,395

III – 376,,379,380,396

На применение правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.

Отработка правила нахождения неизвестных компонентов уравнения.

№№

373,374,377,378,397

Задачи представлены математическим текстом.

Решить с помощью уравнения задачу

I –373,374.397 (а,б)

I I –377,378, 397(в)

На применение правила, составления уравнения, нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.

Отработка правила составления уравнения,  нахождения неизвестных компонентов уравнения.

№№

219,241,274,351

Задачи представлены математическим текстом.

Придумать условие задачи

I – 219

II – 274

III –241,351

Отработка умения грамотно составлять текст задачи

Задачи помогающие учащимся учится думать, рассуждать, делать наблюдения и выводы, расширяющие круг математических знаний и представлений

I –350

II – 401

III –217,228,277,323,354,356,386, 388,389

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Виленкин Н.Я, Жохов В.И и др. Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2009. – 280с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические основы построения содержания школьного курса математики

Методологические основы построения содержания школьного курса математики...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики   Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»  5класс. Учебник: «Математика...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики

    Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»  5класс. Учебник: «Математика, 5 класс», Н. Я. Виленкин...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО  на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.

Методологические и теоретические основы построения  содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”....