Методологические основы построения содержания школьного курса математики
статья по теме
Методологические основы построения содержания школьного курса математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodologicheskie_osnovy_postroeniya_soderzhaniya_shkolnogo_kursa_matematiki.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 79 Московской области
Реферат по теме
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики»
подготовила
учитель математики
Бушева Инга Николаевна
Вербилки 2012
Содержание
Введение.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа развития универсальных учебных действий (УУД).
Заключение.
Список использованной литературы.
1.Введение.
Характерной чертой современной образовательной ситуации являются динамичное развитие и кардинальные изменения как в структуре и содержании образования, так и в его концептуальных основах. С одной стороны, причиной этого является государственный заказ и проводимая Министерством образования и науки реформа образования, с другой – бурное развитие общепедагогических, дидактических и методических исследований.
Интерес к рассматриваемой теме самостоятельной работы вполне понятен и закономерен, ведь современная школа находится на очередном этапе модернизации и обновления содержания, когда обучение понимается прежде всего как развивающий и воспитывающий процесс, как средство развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.
Теоретические и экспериментальные исследования позволили вновь пересмотреть основные характеристики конструируемой системы обучения, где главной целью становится воспитание личности, причем «образцы воспитания не задаются извне», а реализуются через формы сотрудничества в ходе усвоения учебных предметов, что обеспечивает не только самоизменение конкретной личности, но и класса в целом, который выступает «в качестве основной референтной группы в системе жизнедеятельности ребенка.
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Внимательно изучив предложенные для прочтения материалы «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», можно выделить ряд основных моментов :
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность) ,формирование национальной идентичности ,патриотизм ,гражданское общество ,многообразие культур и народов ,межэтнический мир и согласие ,социализация ,развитие ,воспитание ,национальный воспитательный идеал ,базовые национальные ценности ,духовно-нравственное развитие личности ,духовно-нравственное воспитание личности гражданина России .
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм ,социальная солидарность ,гражданственность ,семья ,труд и творчество ,наука ,традиционные российские религии ,искусство и литература ,природа , человечество .
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. А значит, организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.
Все вышесказанное только подтверждает выводы о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
4. Программа развития универсальных учебных действий (УУД).
Разработка Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
После прочтения программы развития универсальных учебных действий (УУД) можно подчеркнуть, что возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
К основаниям выделения УУД относятся: цели и результаты общего образования; структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка); этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
УУД реализуют следующие функции:
- регуляция собственной учебной деятельности – саморегуляция (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности).
- создание условий для саморазвития и самореализации личности, что обеспечивает готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться.
- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, что способствует формированию гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе.
Выделяются четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия включают: смысло-образование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение.
К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание ; 2) планирование;
3) прогнозирование; 4) контроль; 5) коррекция; 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию в преодолению препятствий.
Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство. Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Требования, предъявляемые к формированию УУД : - Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию, при усвоении разных учебных предметов, целенаправленно и планомерно; - Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты;
- Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе;- Составить ориентировочную основу каждого из УУД;- Организовать поэтапную отработку УУД;- Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной;- Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине; - Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД;- Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов;
- Осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов.
Заключение.
Знания, умения и навыки , приобретаемые школьниками в процессе учебы рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Но при этом нельзя забывать и о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Список использованной литературы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: изд-во Моск.ун-та, 1972
Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.
Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера – М.: Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность содержания геометрической линии в школьном курсе математики
Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики Центрального района города Челябинска. Прилагается к выступлению презентация....
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» 5класс. Учебник: «Математика...
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» 5класс. Учебник: «Математика, 5 класс», Н. Я. Виленкин...
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.
Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”....
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...
Содержание школьного курса математики.
Содержание школьного курса математики: основные линии и связь с другими учебными предметами.Школьным учебным планом на изучение мат-ки с 1-11 класс отводится около 2000 учебных часов. Кроме того , доп...