Главные вкладки

    Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.
    материал по алгебре по теме

    Трушакова Светлана Алексеевна

    Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества  образования».

        Целью  работы  школы  является  организация  работы  ,направленная  на  обеспечение  современного  качественного  образования , гарантирующего  развитие  инновационной  культуры  учащихся  и  педагогов  школы  в  соответствии  с  актуальными  и  перспективными  потребностями  личности , общества , государства. Создание  оптимальных  условий  для  эффективного развития  школы  с  целью  обеспечения  доступности  качественного  образования.

        Вытекающие  из  данной  цели  задачи:                                                          

    - обеспечить  дифференциацию  и  индивидуализацию  содержания  образования  на  современном  уровне;                                                           

    - применять  технологии  компетентностного  подхода  в  образовании;      

    - систематически    повышать  профессиональный  уровень  педагогов;                                                                                                            -формировать  культуру  здорового  образа  жизни  педагогов  и  учащихся , совершенствовать  здоровье сберегающую  среду  школы.

        Вытекающие  из  данной  целевой  установки  мои  задачи :                             -постоянное   повышение  своего  профессионального  уровня;                  

    -апробация  и  применение  в  своей  работе  новых  методик  обучения;                                                                                                            -внедрение  в  практику  своей  работы  инновационных  технологий;                                                                                                       -включение  каждого  учащегося  в  работу  на  учебных  занятиях  в  качестве  активного  участника  и  организатора  образовательного  процесса.

    :

    -осваиваю  и  применяю  в  работе  новейшие  достижения  педагогической  науки  и  практики;                                                                          

    -успешно  применяю  в  практике  современные  технологии  обучения: игровую, коммуникативного  обучения , технологию  групповой  деятельности ,технологию  проектного  обучения ;            

    -владею  совокупностью  различных  методов; стимулирования  и  мотивации, наглядный  и  словесный ; частично-поисковый  и  исследовательский  в  рамках  своего  предмета;

    -веду  самостоятельный  постоянный  поиск  возможных  приемов  и  способов  обучения  и  воспитания  средствами  иностранного  языка ;

    -умею  оптимально  отбирать  методы , средства , формы  обучения  на  основе  личностно-ориентированного  подхода;

    -владею  и  умею  применять  разнообразные  способы  работы  с  учащимися: фронтальные, групповые , индивидуаьные , включающие  организацию  поисковой , творческой  работы , индивидуальные  консультации  с  учащимися;

    -умею  держать  в  поле  зрения  разных  по  уровню  знаний  учащихся;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Самоанализ  деятельности   учителя   математики     МОУ  

    « Корчинская  средняя  общеобразовательная  школа»

    Трушакова С.А.

        Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества  образования».

        Целью  работы  школы  является  организация  работы  ,направленная  на  обеспечение  современного  качественного  образования , гарантирующего  развитие  инновационной  культуры  учащихся  и  педагогов  школы  в  соответствии  с  актуальными  и  перспективными  потребностями  личности , общества , государства. Создание  оптимальных  условий  для  эффективного развития  школы  с  целью  обеспечения  доступности  качественного  образования.

        Вытекающие  из  данной  цели  задачи:                                                          

    - обеспечить  дифференциацию  и  индивидуализацию  содержания  образования  на  современном  уровне;                                                            

    - применять  технологии  компетентностного  подхода  в  образовании;      

    - систематически    повышать  профессиональный  уровень  педагогов;                                                                                                            -формировать  культуру  здорового  образа  жизни  педагогов  и  учащихся , совершенствовать  здоровье сберегающую  среду  школы.

        Вытекающие  из  данной  целевой  установки  мои  задачи :                             -постоянное   повышение  своего  профессионального  уровня;                  

    -апробация  и  применение  в  своей  работе  новых  методик  обучения;                                                                                                            -внедрение  в  практику  своей  работы  инновационных  технологий;                                                                                                       -включение  каждого  учащегося  в  работу  на  учебных  занятиях  в  качестве  активного  участника  и  организатора  образовательного  процесса.

    :

    -осваиваю  и  применяю  в  работе  новейшие  достижения  педагогической  науки  и  практики;                                                                          

    -успешно  применяю  в  практике  современные  технологии  обучения: игровую, коммуникативного  обучения , технологию  групповой  деятельности ,технологию  проектного  обучения ;            

    -владею  совокупностью  различных  методов; стимулирования  и  мотивации, наглядный  и  словесный ; частично-поисковый  и  исследовательский  в  рамках  своего  предмета;

    -веду  самостоятельный  постоянный  поиск  возможных  приемов  и  способов  обучения  и  воспитания  средствами  иностранного  языка ;

    -умею  оптимально  отбирать  методы , средства , формы  обучения  на  основе  личностно-ориентированного  подхода;

    -владею  и  умею  применять  разнообразные  способы  работы  с  учащимися: фронтальные, групповые , индивидуаьные , включающие  организацию  поисковой , творческой  работы , индивидуальные  консультации  с  учащимися;

    -умею  держать  в  поле  зрения  разных  по  уровню  знаний  учащихся;

    1. -стараюсь  вовлечь  каждого  учащегося  в  процесс  активного  учения, делая  при  этом  акцент  в  работе  на  уроке  на  самостоятельное  создание  среды  развития  каждого  учащегося. Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии
    2. Нет ситуации неуспешности
    3. Каждый учащийся чётко планирует программу действия
    4. Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и в послеурочное время
    5. Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности
    6. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления

        Проблемы:

    -падение  уровня  мотивации  к  изучению  иностранного  языка ;

    -отсутствие  умения  у  учащихся  сотрудничать  в  процессе  активной  мыслительной  деятельности  на  уроках;

    -опора  в  методике  преподавания  на  традиционное  проведение  уроков ;

    -пассивная  позиция  учащихся  в  различных  жизненных  ситуациях.

    ной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

    Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год. Учебники издательства «Мнемозина» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплекты  для5 -11 классов, приоритет в  содержательно-методической линии, которых отдаётся функционально–графическому курсу.

    Стиль изложения. Материал учебника интересно читать, он представляет собой развёрнутое повествование, в котором есть интрига. Внутренняя интрига заложена практически в каждой главе и в большинстве параграфов, достигается это за счёт ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые по объективным причинам в данном месте курса решены быть не могут, но будут решены в дальнейшем. Стиль изложения во многом расцвечен непривычными для математической рутинной лексики оборотами, и в то же время изложение характеризуется чёткостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений, с фиксацией внимания на выделенных этапах.

    Психолого-педагогические и методические особенности учебника.

    Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.

    Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.

    Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса.

    Работа по УМК А.Г.Мордковича предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

    – Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

    – Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

    Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

    – Особенности развивающего обучения:

    обучение на высоком уровне трудности;

    ведущая роль теоретических знаний;

    обучение быстрым темпом;

    осознание школьниками процесса учения;

    целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

    Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

    Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов, технологию адаптивного обучения и информационно-коммуникационные технологии обучения.

    Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до  изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с  теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

    научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

    размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

    принимать самостоятельные аргументированные решения;

    научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Адаптивная технология обучения:

    Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

    Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

    – управлению самостоятельной работой всех учащихся;

    – работе с отдельными школьниками — индивидуально;

    – осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

    – максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

    Материалы учебника А.Г.Мордкович, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные  и индивидуальные задания для работы на уроке.

    На начало каждого урока, на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, я назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.

    Для разнообразия формы работы я  организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах  (объединяются в группу сидящие за соседними партами).

    На этапах взаимопроверки по образцу и  взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы)  я использую форму работы в статической паре.

    В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

    Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

    В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент её проявления или по её результатам.

    В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.

    Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.

    Тема моего самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»

    Информационные технологии – совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, предоставления и использования информации.

    Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

    Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.

    Педагогические цели  использования информационных технологий:

    1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества:

    развитие мышления;

    эстетическое воспитание;

    формирование умения принимать оптимальное решение;

    развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

    формирование информационной культуры.

    2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

    подготовка специалистов в области информатики и информационных технологий;

    подготовка пользователей информационных технологий;

    3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

    повышение эффективности и качества процесса обучения

    обеспечение побудительных мотивов, углубления межпредметных связей.

    Под дидактическими функциями ИТ понимается внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе с определёнными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

    Дидактические функции информационных технологий:

    1. Формирование умений:

    получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить её;

    передавать информацию, представленную в различных видах.

    2. Создание среды для исследовательской работы учащихся и формирование навыков исследовательской деятельности.

    3. Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения.

    4. Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля.

    5. Способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана. [3]

    При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение ими различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции.

    Математика, как наука с высоким уровнем структурной организации и наиболее развитой системой абстракции, формирует универсальные структуры теоретического мышления, применяемые в познании других научных дисциплин. Поэтому её ведущая развивающая функция – становление культуры мышления, в которой на первый план в процессе изучения математики выдвигается рациональная структурная организация мыслительной деятельности.

    Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие предполагает использование личностно-деятельностного подхода. В основу его реализации положены определённые дидактические принципы, среди которых важную роль играет принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Согласно данному принципу обучение эффективно, если ученики, как субъекты деятельности проявляют познавательную активность. Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.

    Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель математики, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью.

    Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:

    Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики.

    Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.

    Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЦОР.

    Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР.

    Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.

     Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):

    компьютер и периферийное оборудование;

    программное обеспечение на уровне пользователя;

    коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.

    Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее  (специальные ИКТ – компетенции):

    избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

    имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;

    определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;

    работать с дистанционными курсами.

    Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ – это формирование умения использовать в работе АРМ (автоматизированное рабочее место) и регулярно использовать ИКТ в образовательном процессе.

    Умею применять в профессиональной деятельности с помощью АРМ следующие средства инструментальной компьютерной среды  (профессиональные ИКТ – компетенции):

    инструменты организации обучения на уроке (демонстрации, практикумы);

    инструменты – компьютерные аналоги организации урока: электронный журнал, учёт статистики успеваемости, посещаемости школьников ("NET Школа");

    Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера.

    Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

    путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

    путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);

    используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

    Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

    С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

    развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

    эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

    расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

    разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

    осуществлять индивидуальный подход в обучении;

    проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

    повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;

    обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

    повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.

    С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

    Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

    работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

    одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;

    использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;

    компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

    Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

    чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;

    тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

    Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

    При объяснении нового материала;

    При закреплении и повторении изученного;

    При итоговом контроле.

     В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.

    Отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:

    на уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии.

    на уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёр

    После того, как я освоила программу Microsoft Office Power Point, но до того, как я познакомилась с коллекцией цифровых образовательный ресурсов, я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии. Приведу примеры.

    Алгебра: [7]

    – Алгебраические дроби. Основные понятия (22,9 МБ, презентация озвучена).

    – Основное свойство алгебраической дроби (26,3МБ, презентация озвучена).

    – Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями (32,3 МБ, озвучена).

    – Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями (116 МБ, презентация озвучена).

    Геометрия: [11]

    – Многоугольники и четырехугольники (202 КБ).

    – Параллелограмм (124 МБ, озвучено). Свойства и признаки параллелограмма (90КБ, 56,9КБ).

    – Ромб. Свойства и признаки ромба (137 КБ).

    – Квадрат. Свойства квадрата (137 КБ).

    – Трапеция (3,94 МБ).

    – Площадь многоугольника (40,3 МБ, презентация озвучена).

    – Площадь параллелограмма. Площади фигур (40,3 МБ, презентация озвучена).

    – Отношение площадей подобных треугольников (Приложение 2).

    – Первый признак подобия треугольников (Приложение 3).

    – Уравнения окружности и прямой (Приложение 4) [12].

    Также при проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/.

    Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

    В своей работе я  опираюсь на опыт педагога-новатора, Шаталова Виктора Фёдоровича, а именно любая нежелательная оценка ученика, кроме отметки за контрольную работу может быть исправлена им в оговоренные сроки.

    Практикую уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания.

    Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

    учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

    информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

    коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

    На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал «Школьные технологии»; журналы «Завуч», «Методист», «Народное образование», «Директор школы»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике; Федеральная целевая программа развития образования на 2006/2010 годы; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект «Информатизация системы образования», Проект «Наша новая школа»).

    Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей математики школы, участвуя во всевозможных районных конкурсах.

    Уровень моего профессионального роста и творческих достижений.

    Методическая работа:

    1В 2008-2009 учебном году приняла участие в районном конкурсе инновационных технологий-получила грамоту

    2 В 2009-2010 учебном году приняла участие в райнном конкурсе

    Ежегодно мои воспитанники принимают участие в школьных, районных олимпиадах, что является подтверждением высокого интереса к предмету математик

    Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами единого государственного экзамена и поступлением выпускников в ВУЗы.

    Моя педагогическая деятельность даёт положительные результаты, что подтверждено итоговой аттестацией выпускников (41% - качество знаний,3,6 – общий средний балл). Все ученики  В настоящий момент 92% из 100% поступивших, успешно учатся в ВУЗах.

    Итоги работы за три учебных года:Учебный год         Успеваемость         Качество знаний        Средний балл

    2007 – 2008        

    100 %        

    67 %        

    4

    2008 – 2009        

    100 %        

    64 %        

    4

    2009 – 2010        

    100 %        

    64 %        

    4

    Снижение результатов обусловлено возрастными особенностями  школьников. Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных учащихся, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя воспитанников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным.  

    Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.

    Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации.  Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей (ежедневно, выставляя оценки в NET-школе, еженедельно, проверяя дневники учеников).

    На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

    В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

    Перечень используемых источников и литературы:

    Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803.

    Сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика)». Агентство «Университетская книга». Москва, 2008.

    Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании – http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/

    Сайт ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» – http://www.uni-altai.ru/festival2009/metod  kopilka_2009/

    Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва «Мнемозина», 2009.

    А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Учебник. Москва «Мнемозина», 2002.

    А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Задачник. Москва «Мнемозина», 2002.

    Обучающая программа на CD-диске: современный учебно-методический комплекс «Алгебра и начала анализа, итоговая аттестация выпускников», разработанный «Просвещения – МЕДИА», 2003 г.

    С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики». Москва «Просвещение», 2002.

    Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Москва «Просвещение», 2007.

    Единая коллекция цифровых образовательный ресурсов – http


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

    Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

    Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

    РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

    РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

    Обобщение опыта учителя математики и председателя ШМО учителей математики и физики В.А. Воробьевой

    Презентация о методических находках учителя как обобщение опыта за последние 5 лет и отчет о проведении предметной недели в школе....

    Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

    Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...