урок по алгебре в 9 классе Арифметическая и геометрическаяпрогрессии
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях,закрепление и совершенствование навыков решения задач по теме “Прогрессия”.
- Ознакомление учащихся с историческим материалом.
3. Формирование понятий о прикладном значении математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_arifmeticheskaya_i_geometricheskaya_progress1.docx | 153.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание, упорство, труд
к прогрессу в жизни приведут.
Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях, закрепление и совершенствование навыков решения задач по теме “Прогрессия”.
- Ознакомление учащихся с историческим материалом.
- Формирование понятий о прикладном значении математики
Задачи:
- Обучающие:
Формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль.
Продолжать подготовку к экзаменам.
Решать практические задачи, используя аппарат прогрессии.
- Развивающие:
Развитие математической речи, способностей наблюдать анализировать математические ситуации
- Воспитательные
Формирование ответственного отношения к достижению цели; самооценка
Оборудование:
- Портрет К.Ф.Гаусса.
- Мультимедиапроектор, компьютер, раздаточный материал (тесты, бланки ответов).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подведение к формулировке темы урока (слайд 1)
II. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная работа с классом
Повторение формул арифметической и геометрической прогрессии, их сравнение. Фронтальная работа с классом
Повторение формул арифметической и геометрической прогрессии, их сравнение.
- Назвать формулу n-го члена арифметической прогрессии, геометрической прогрессии.
- Как найти разность и знаменатель прогрессий?
- Назвать формулу суммы n первых членов арифметической, геометрической прогрессий.
Слайд №2
Слайд №3
III. Формирование умений и навыков.
Решение задач по вариантам, с последующим обсуждением.
1 вариант
1.В геометрической прогрессии (bn) известно, что b12 = 4, b14 = 16. Найти шестнадцатый член прогрессии.
2. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь
0,(36); в) 0,5(27).
2 вариант
1. В арифметической прогрессии (ап) а34 = 54, а36= 80. Найдите разность прогрессии.
2. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь
0,(24)
3 вариант
1. Найти сумму членов арифметической прогрессии с двадцатого по двадцать восьмой включительно
2. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь
0,5(27).
Тем , кто решает быстрее:
Существует ли такая арифметическая прогрессия, в которой S3 = S5 ?
Физкультминутка.
Показать движение рук графики следующих функций
1,2,4 графики функций – положение рук около стола
3,5 графики функций – положение рук выше головы
7 и 8 графики функций – показать одновременно левой и правой руками
Проследи за движущимися точками и квадратом
Решение задачи № 5 и №6 .Слайд 4
6. В ознакомительном плане. Дима на перемене съел булочку. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 мин. происходит деление бактерий (они удваиваются). Сколько дизентерийных палочек будет в кишечнике через 6 часов? (Ответ: 7864290 шт.) слайд №
7. С легендой о шахматной доске вы знакомы, а сегодня мы попробуем приобрести
100 000 р. за 1 копейку
IV. Проверка усвоения материала.
Решение задач по теме “Прогрессия” из экзаменационного сборника
Тест (Приложение №1)
V. Домашнее задание
- Ответить на все вопросы теста.
- Подобрать или составить интересную задачу.
VI. Итог урока
Рефлексия.
Итак, ребята, проанализируйте, пожалуйста, движение своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в процессе нашей совместной деятельности. Если вы довольны своей работой, если вам было комфортно и уютно, прикрепите, пожалуйста, своё яблочко к 1 смайлику. А если вы почувствовали неудовлетворенность, усталость – к 3 смайлику. А если вам было все равно – ко 2 смайлику.
Приложение 1
ТЕСТ
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1.Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: a1 =4, a2 =9. Найти сумму первых 10 членов этой прогрессии.
2. Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: a1 =8, a2 =5. Найти сумму первых 20 членов этой прогрессии.
3. Геометрическая прогрессия задана первыми двумя членами: b1 =5, b2 =2,5. Найти сумму первых 5 членов этой прогрессии.
4. Геометрическая прогрессия задана первыми двумя членами: b1 =3, b2 =6. Найти сумму первых 8 членов этой прогрессии.
5. Несколько подряд идущих членов арифметической прогрессии образуют последовательность: -8; -5; х; 1. Вычислите член прогрессии, обозначенный буквой х.
6. Несколько подряд идущих членов геометрической прогрессии образуют последовательность: 3; х; 1/3; -1/9. Вычислите член прогрессии, обозначенный буквой х.
7. Выписано несколько членов арифметической прогрессии: … a; -2; 5…Найдите член прогрессии, обозначенный через а.
8. Выписано несколько членов геометрической прогрессии: … b; -1/4; 1/2… Найдите член прогрессии, обозначенный через b.
9.Числа 3а, 4b, 5с образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Найдите число b, если а=2, с=10.
10. Числа 2а, 3b, 4с образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Найдите число b, если а=3, с=24.
11. Три последовательности, среди которых есть арифметическая и геометрическая прогрессии, заданы несколькими первыми членами. Укажите для каждой последовательности соответствующее ей утверждение.
а) 0; 2; 4; 8; … | 1) последовательность является арифметической прогрессией |
б) -3; 3; 9; 15; … | 2) последовательность является геометрической прогрессией |
в) 1/8; -1/4; ½; -1; … | 3) последовательность не является ни арифметической, ни геометрической прогрессией |
12. Три последовательности, среди которых есть арифметическая и геометрическая прогрессии, заданы несколькими первыми членами. Укажите для каждой последовательности соответствующее ей утверждение.
а) 4; 6; 9; 13,5; … | 1) последовательность является арифметической прогрессией |
б) 1; 3; 6; 9; … | 2) последовательность является геометрической прогрессией |
в) 3; 1 ; -1; -3; … | 3) последовательность не является ни арифметической, ни геометрической прогрессией |
13. Для каждой из приведённых ниже арифметических прогрессий укажите её разность d.
а) аn=3n+8; б) bn=3 - 9n; в) сn = 8n+9
1) d = 8 2) d = 3 3) d = 9 4) d = -9
14. Для каждой из приведённых ниже арифметических прогрессий укажите её разность d.
а) аn=5 - 7n; б) bn=6n + 5; в) сn = 5n - 6
1) d = 5 2) d = 6 3) d = 7 4) d = -7
15. Для каждой из приведённых ниже геометрических прогрессий укажите её знаменатель q.
а) аn= 5·2n-1 б) bn=21-n; в) сn = 2n·5n+2
1) q = 0,5 2) q = 2 3) q = 5 4) q = 10.
16. Для каждой из приведённых ниже геометрических прогрессий укажите её знаменатель q.
а) аn= 51-n·2n б) bn=4·30n-1; в) сn = 3·10n
1) q = 10 2) q = 12 3) q = 30 4) q = 0,4.
17. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.
1) 7; 4; 1; -2; … 2) 0; 1; 3; 6; … 3) 1; -3; 5; -7; … 4) 1; 2; 4; 8; …
18. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – геометрическая прогрессия. Укажите её.
1) 1; 5; 9; 13; … 2) 2; 6; 18; 54; … 3) 2; 3,5; 5; 6,5; … 4) 1; -2; -4; 8; …
19. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1= -1, bn+1= - 4bn . Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
1) -4; 2) 16; 3) -64; 4) -16
20. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1= 4, bn+1= - 1/2bn . Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
1) 2; 2) 1/4; 3) -1; 4) ½
21. Геометрическая прогрессия задана первым членом и знаменателем: b1= 125, q = - 1/5 . В каком случае при сравнении членов этой прогрессии знак неравенства поставлен неверно?
1) b2 < b3 ; 2) b3 > b4; 3) b3 < b5; 4) b2 < b4
22. Геометрическая прогрессия задана первым членом и знаменателем: b1= -81, q = - 1/3 . В каком случае при сравнении членов этой прогрессии знак неравенства поставлен неверно?
1) b1 < b2 ; 2) b1 < b3; 3) b3 < b5; 4) b2 < b4
23. Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: а1= 100, а2 = 97 . Укажите наименьшее значение n, при котором аn< 0.
24. Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: а1= -54, а2 = -50 . Укажите наименьшее значение n, при котором аn> 0.
25. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1= 1/30, bn+1= 2bn . Укажите наименьшее значение n, при котором bn> 1.
26. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1= 32, bn+1= 1/2bn . Укажите наименьшее значение n, при котором bn<0,02.
27. На координатной плоскости, изображенной на рисунке, отмечены точки (n; аn), где аn – n-ый член арифметической прогрессии. По данному рисунку найдите разность d этой прогрессии. 28. На координатной плоскости, изображенной на рисунке, отмечены точки (n; аn), где аn – n-ый член арифметической прогрессии. Используя рисунок, вычислите значение восьмого члена этой прогрессии. 29. Функция f(n) определена при всех натуральных n согласно формуле: f(n)= аn, где аn– n-ый член арифметической прогрессии с разностью d. На рисунке изображены три точки графика функции у = f(n). Пользуясь этим рисунком, вычислите а10. 30. Функция f(n) определена при всех натуральных n согласно формуле: f(n)= b n, где b n– n-ый член геометрической прогрессии со знаменателем q. На рисунке изображены три точки графика функции у = f(n). Пользуясь этим рисунком, вычислите b 5. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по алгебре в 9 классе Арифметическая и геометрическаяпрогрессии
Цели урока:Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях,закрепление и совершенствование навыков решения задач по теме “Прогрессия”. Ознакомление у...
урок по алгебре в 9 классе Арифметическая и геометрическаяпрогрессии
Цели урока:Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях,закрепление и совершенствование навыков решения задач по теме “Прогрессия”. Ознакомление у...
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...
Урок по алгебре по теме "Арифметическая и геометрическаяпрогрессии" (9 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Задачи урока: - обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся; - отработать умения и навык...
Презентация к уроку алгебра 9 класс "Арифметическая прогрессия"
Подробное изложение материала с заданиями....
Конспект урока по алгебре на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии."
Тема: Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Цель: ввести понятие об арифметической прогрессии, как числовой последовательности особого вида; вывести формулу n-го член...