Урок по алгебре по теме "Арифметическая и геометрическаяпрогрессии" (9 класс)
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Задачи урока: - обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся; - отработать умения и навыки применения формул n –го члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии; - развивать навыки работы с дополнительной литературой, с историческим материалом; - развивать познавательную активность учащихся, память, воображение, внимание, наблюдательность; - воспитание эстетические качества и умение общаться; - формировать интерес к математике, положительный мотив учения; - подготовка к контрольной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградская область

Гурьевский муниципальный район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

УРОК НА ТЕМУ:

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ

ПРОГРЕССИИ

(ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ)

Подготовила учитель математики

Кузнецова Н.И.

        Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 

        Цель урока:

обобщение и систематизация тем «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия»;

        Задачи урока:

- обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся;

- отработать умения и навыки применения формул n –го члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии;

- развивать навыки работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;

- развивать познавательную активность учащихся, память, воображение, внимание, наблюдательность;

- воспитание эстетические качества и умение общаться;

- формировать интерес к математике, положительный мотив учения;

- подготовка к контрольной работе.

        Оборудование:

 мультимедиа проектор,

 раздаточный материал,

           учебное электронное пособие «Математика 5-11»

         

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Приветствие учителя. Создание доброжелательной атмосферы в классе.
-  Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд (Работа в парах, с последующей проверкой. Задания лежат на парте) (Приложение 1).
 

1. Как называется график квадратичной функции?

2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.

3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.

4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся начинают её изучать с 7 класса.

5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением   у=кх+b.

6. Числовой промежуток.

7. Предложение, принимаемое без доказательства.

8. Результат сложения

9. Название второй координаты на плоскости.

10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром
решении квадратных уравнений.
 

-  Сообщение темы, цели  и задач урока.

   

    II.  Историческая справка. (Готовится учениками.  Обобщение показывается учителем на слайде)  

        В клинописных таблицах вавилонян в египетских пирамидах (второй век до н.в.) встречаются примеры арифметический прогрессий.

        Задачи  на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.

         Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Ариабхатта (5 в.) применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии.

          Но правило для нахождения суммы членов арифметической прогрессии впервые встречается  в сочинении «Книги Абака» в 1202г. (Леонардо Пизанский).

  1. Актуализация знаний.

Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.

Учащиеся работают с листами-опросниками, проставляя «+» или «-».

В конце урока оценивают себя, выставляя оценку (Приложение 2).

1. Составление кластера (доска разделена на 2 части)- работают по цепочке, записывая соответствующие формулы

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Определение арифметической прогрессии

Определение  геометрической прогрессии

Разность  арифметической прогрессии

Знаменатель   геометрической  прогрессии

Характеристическое свойство  арифметической прогрессии

Характеристическое свойство   геометрической  прогрессии

Сумма первых n членов  арифметической прогрессии

Сумма первых n членов   геометрической прогрессии

Обобщение: что знают, не знают, трудности.

Что должны повторить, чтобы справиться с трудностями?

Кластер

  1. Выполнение упражнений.

Работа в тетрадях

1. Определить вид прогрессии и продолжить числовой ряд – с проверкой

1) 5; 5,5; 6; 6, 5….                         7, d=0,5

2) -9; -10,5; -12; -13,5.                 - 15, d= -1,5

3) 6; 0,6; 0,06; 0,006….                  0,0006, q=0,1  

4) -2,2; 4,4; -8,8; …                        17,6., q=- 2

5) 3+а;2а+5; 3а+7…                       4a+9, d=a +2

6)  2с; 4с2; 8с3...                                16C4, q=2C

2. Задачи на применение формул арифметической и геометрической прогрессии

Вариант 1.                                            Вариант 2

а1= -1,2                                                 b1=3,2

d= 3                                                       q=2

а4-?                                                        b4-?

S4-?                                                        S4-?

Проверка решения на доске, затем проверка на компьютере.

3. Работа в парах с последующей взаимопроверкой (Ответы на слайде)

Арифметическая прогрессия

Верно или

неверно

Геометрическая

прогрессия

Верно или

неверно

Числовая последовательность является арифметической прогрессией  7, 9, 11,….

Числовая последовательность является геометрической прогрессией  5, 20, 80….

Разность прогрессии -9, -7,

 -5…равна  -2

Знаменатель прогрессии -4,

-16,….равен  -4

В прогрессии 2,5; 5,5;….а4 = 11

В прогрессии 5,10,.. b4 = 20

Если известны аn+1 и an-1, то можно найти an .

Если известны bn+1 и bn-1, то можно найти bn .

В прогрессии ½; 1; ….сумма первых пяти членов равна 7,5.

В прогрессии -4, -2, -1…. сумма пяти первых членов равна  -7

3. Тест (с последующей взаимопроверкой) (Подготовка к ГИА) (Ответы на слайде).

Задания теста у каждого ученика и на слайде (Приложение 3).

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Количество набранных баллов

 оценка

 1,5 - 2

«3»

2,5 – 4,5

«4»

 5 – 7,5

«5»

IV.  Итог урока.

Рефлексия:

Что для вас было интересного на уроке?

Какие задания вам показались трудными?

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

Поставь себе оценку за урок. (Возвращение к листу-опроснику)

VI. Домашнее задание

  • 1. В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?
  • 2. В сборнике по подготовке к экзамену-240 задач. Ученик планирует начать их   решение 2 мая, а закончить 16 мая, решая каждый день на две задачи больше, чем в предыдущий день. Сколько задач ученик запланировал решить 12 мая?
  • Доп. задание (по желанию). Составить условие задачи по теме «Арифметическая прогрессия в жизни и быту» (на отдельном листочке) и решить её.
  • Подготовка к контрольной работе.

Литература:

1. Учебное электронное пособие «Математика 5-11», Дрофа

2. Учебно-методическое пособие. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. Возняк Г.М., Маланюк М.П.  Киев. «Радянська школа»

3. http://festival.1september.ru (Кроссворд)

Приложение 1

1. Как называется график квадратичной функции?

2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.

3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.

4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся начинают её изучать с 7 класса.

5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением   у=кх+b.

6. Числовой промежуток.

7. Предложение, принимаемое без доказательства.

8. Результат сложения

9. Название второй координаты на плоскости.

10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром
решении квадратных уравнений.

Приложение 2

Ф.И. ученика  ______________________________________________________

Вопросы

Знаю

Не знаю

Вызывает трудности

Определение числовой последовательности

Определение  ачлена арифметической прогрессии

Определение  вчлена геометрической прогрессии

Разность  арифметической прогрессии

Знаменатель   геометрической  прогрессии

Характеристическое свойство  арифметической прогрессии

Характеристическое свойство   геометрической прогрессии

Сумма первых n членов  арифметической прогрессии

Сумма первых n членов   геометрической прогрессии

Определить вид прогрессии и продолжить числовой ряд

Задачи на применение формул арифметической и геометрической прогрессии

Верно или неверно (арифметическая прогрессия)

Верно или неверно (геометрическая прогрессия)

Оценка

Ученик

Учитель

Тест

Итог

Приложение 3

Часть I (0,5 балла)

1. Про арифметическую прогрессию (аn) известно, что а7 = 8, а8 = 12. Найдите разность арифметической прогрессии.

А) -4      Б) 4      Б) 4       Г) 3

2.Геометрическая прогрессия задана формулой 

Найдите знаменатель геометрической прогрессии.

А) -3      Б) 18      В) 3       Г) 9

3. Члены арифметической прогрессии изображены (рис.1) точками на координатной плоскости. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?

 

А) -7       Б) 6     В) 12     Г) 17

4. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …

А) – 254    Б) 508    В) 608     Г) - 508

 5. Последовательность аn задана формулой

 Найдите номер члена последовательности, равного 7.

А) 4        Б) -2          В) 2          Г) -4

Часть II

Задание на 2 балла

6. В геометрической прогрессии (bn) b1 = 8, b3 = 24.   Найдите b5. (для q> 0)

Задание на 3 балла

7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого.  Найдите второй и четвёртый члены.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Разработка урока по алгебре "Преобразования графиков функций", 11 класс

Разработка урока-презентации с применением интерактивной доски. Предмет: алгебра и начала анализа, урок изучения нового материала.Тема: Преобразования графиков функций.Продолжительность: 1 ...

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Конспект урока по алгебре "Свойства квадратных корней" 8 класс

Конспект разработан  с использованием ресурсов из коллекции  ФЦОР...

Конспект урока по алгебре "Арифметический квадратный корень" 8 класс

Данный конспект урока для учащихся 8 класса по теме "Арфметический квадратный корень" Целью данного урока является : познакомить учащихся со свойствами арифметического квадратного корня, нау...