Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

 

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий. Из опыта работы учителя математики Горбачёвой И. Н.

     Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Учитывая, что логическое мышление не является врождённым, возникает необходимость, как можно раньше учить детей анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействии с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

     Ничто так, как математика, не способствует развитию мышлению, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

     Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в учебниках заданий, целенаправленно развивающих логическое мышление, низкий уровень успеваемости учащихся, обусловленный недостаточно развитым мышлением, развитие одаренных детей.

      Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

      Повышается качество успеваемости, формируется творческая личность учащегося, повышается интерес к предмету.

     Появляется умение устанавливать истинность высказываний, строить свои правильные доказательства, опровергать ложные утверждения, строить обратные утверждения, находить ошибки при построении умозаключений, что в дальнейшим составляет фундамент для построения всего учебного предмета.

     Технология опыта. Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельностишкольников помимоалгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений.

     Системное развитее логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения, как стандартных заданий, так и задач развивающего характера (активно или пассивно). При этом не допустимо механическое разучивание тех или иных правил и алгоритмов при решение стандартных задач. Учащиеся на уроке должны получать возможность понять, каким образом то или иное утверждения обоснованы.

       На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.

Создаётся обстановка совместного творчества, поиска.

     Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач, которые Способны привить интерес ребёнка к изучению «классической» математике. Для осуществления формирования логического мышления учащихся 5-6 классов, мною составлена система развивающих заданий по темам:

-  Задачи на смекалку, задачи шутки

-  Исключение лишнего

-  Классификация

-  Логические задачи

-  Задачи с геометрическим содержанием

-  Задачи на переливание

-  Математические игры и фокусы

-  Кроссворды и ребусы

-  Комбинаторные задачи

     Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

     Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.

  Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

     Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.

  Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.

     Учитель, преподающий в 5-6 классах, может развивать логическое мышление учащихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:

1.выбранные задания должны быть посильными для детей;

2.задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;

3. если    ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;

4. ученикам    можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;

5. если     на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.

Проведенная работа по формированию логического мышления у учащихся 5-6 классов позволяет сделать следующие выводы:

*логическое мышление развивается интенсивнее, если создавать на уроке атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся;

*система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся.

Результативность. Система заданий является средством повышения уровня логического мышления учащихся 5-6 классов, развивает интеллект. Повышается успеваемость учащихся, прививается интерес к предмету.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов в процессе решения развивающих заданий

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного ...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе

Материал представляет собой статью, которая поможет развивать логическое мышление школьников на уроках русского языка...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...

Особенности развития логического мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах.

Так как школьная математика является одной из базисных дисциплин в системе среднего образования, то  без солидной математической подготовки нельзя ставить вопрос об усвоении знаний  ряда дру...