Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Саяпина Светлана Васильевна

Цели:

 -Познакомиться с правилом  сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, формировать навыки применения правила при решении типовых упражнений; совершенствовать умения приводить дроби к НОЗ, сокращать их, выделять целую часть из неправильной дроби;

-повышать культуру устного счёта, грамотность речи при формулировке правил и алгоритмов; пополнять кругозор уч-ся;

- воспитывать целеустремлённость, внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 

Цели:

 -Познакомиться с правилом  сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, формировать навыки применения правила при решении типовых упражнений; совершенствовать умения приводить дроби к НОЗ, сокращать их, выделять целую часть из неправильной дроби;

-повышать культуру устного счёта, грамотность речи при формулировке правил и алгоритмов; пополнять кругозор уч-ся;

- воспитывать целеустремлённость, внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

Оборудование: мультимедийный  пректор.

Дидактический материал: карточки для устного счёта, картинка с изображением клоуна, мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы в парах, учебник «Математика 5 класс» Абылкасымовой  А.Е.

Ход урока:

I.Организационный  момент. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Скажите, вам нравится добиваться побед? А что для этого необходимо? (ответы ребят).                                                          Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Я.А. Каменского (слайд1) «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». А девизом – слова А. Нивена (читают ученики на табличке в кабинете): «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

II.Актуализация знаний.

Сегодня урок будет носить спортивную направленность, поэтому нам необходима разминка.

1.Вопросы классу: С какими числами мы работаем  в последнее время? Какие математические операции мы научились производить над обыкновенными дробями? (Перечисляют)

2.К нам на урок приехал на лыжах  Клоун. Я предлагаю решить задачи, которые он привёз с собой  ( на доске). Задание  - исправить ошибки при приведении дробей к НОЗ - 1 ученик у доски самостоятельно исправляет ошибки.( 3мин.)

а)=,      = и   =;        б) =  и = ;      в) =,  = и =;

 г)  =   и  =   .

 В это время: 3. Устная работа по карточкам – спринтерский бег ( сократить дроби, назвать НОЗ, выделить целую часть) в виде аукциона - кто первый поднимет руку и ответит правильно, тот получает карточку (зарабатываем страховку) После окончания устной работы - показать свои победы.

а) сократить дроби: .

б) назвать НОЗ дробей: ;   и ;         ,   и .

в) выделить целую часть из неправильной дроби:  ; ;  ; ; ; .

4. Разбор задачи Клоуна (с комментированием). Вопрос ученику у доски: Как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями? ( ставится оценка)

5.Слайд2. Решить задачу, поставив вопросы к ней.

(Первый  этап лыжной эстафеты составил      км, второй –  на      км меньше.) Ученики решают устно, отвечая на вопросы, какова  длина второго участка эстафеты, какова длина всей эстафеты.

6. Постановка проблемы: Слайд 3.

 (меняются данные задачи на дроби с разными знаменателями). Название темы урока , целей его (сами дети):  «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

III. Изучение новой темы.

1.Самостоятельное изучение новой темы по § 26 и §28. Выписать коротко правило, выучить, рассмотреть примеры.(3 мин)

2.Ответы на главные вопросы ( чтение правила).

3. Решение задачи со  Слдайда 3 .У доски ученик с подробной записью. Учитель, уч-ся помогают: -  =  = ( км)-длина  второй дистанции;

2)     + =  =  = 1 =1 ( км)  

Ответ:  километра; 1  километра.  

2. Физминутка .( проводят дети в стихотворной форме):        



Предварительный просмотр:

4..Эстафета ( 10 мин) по билетикам выходят по очереди представители от каждого ряда. Помогают члены ряда, решая на месте. За правильное и быстрое решение-фишка-страховка. Задания на карточках:

1 ряд:      +;        -;          +;         -;  

2 ряд:     -;        +;         -;         +;  

3 ряд:     +;        -;         +;         - .

Показать победы.

5.Домашнее задание: § 26 , §28 – выучить правила; №500 ( 1 строчка), № 511( 1 строчка).

Творческое задание ( по желанию) : придумать задачи на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, оформить их на  листах А4.

6 Большие гонки ( самостоятельная работа с шифрованными заданиями на карточках на сложение и вычитание обыкновенных дробей) в парах ( 10 мин) . Кто первый расшифровал слова,  пишут их  на обратной стороне доски, получают оценки и решают задачу Клоуна( Слайд 4).

Карточки с шифрованными заданиями в 5 вариантах:

Й

Ф

И

Т

Л

А

Р

С

1

1

1

  1.  + =                      5)  +  =
  2.  -  =                   6)   -  =
  3.  +  =                  7)  +  =
  4.  +  =             8) 1- =

Т

О

Л

И

А

Н

Б

1

1

  1. 1- =                              
  2.  + =
  3.  +  =
  4.  -  =    
  5.   -  =
  6.  +  =  

                                                           

  1.   +  =

  

 

Л

С

А

М

О

Л

1

  1.  +  =
  2.  +  =
  3.   -  =
  4. 1- =
  5.  -  =    
  6.  + =

Л

Г

Р

К

Н

И

Ё

1

1

1

                                                                                                               

  1.  +  =
  2.  +  =
  3.  + =
  4.   -  =
  5.  +  =
  6.   +  =
  7.  -  =  

 

О

Е

Л

Б

Й

Б

С

1

1

1

  1.  +  =
  2.   +  =
  3.    + =
  4.   -  =
  5.  +  =
  6.   +  =
  7.  -  =  

 

                   

 По истечении времени остальные ученики  сдают карточки на проверку учителю. Раскрывается доска, читаются расшифрованные слова, подводятся итоги самостоятельной работы. Ученики сами могут оценить свои успехи в ней.



Предварительный просмотр:

Л

С

А

М

О

Л

1

  1.  +  =
  2.  +  =
  3.   -  =
  4. 1- =
  5.  -  =    
  6.  + =

Л

Г

Р

К

Н

И

Ё

1

1

1

                                                                                                               

  1.  +  =
  2.  +  =
  3.  + =
  4.   -  =
  5.  +  =
  6.   +  =
  7.  -  =  

 

О

Е

Л

Б

Й

Б

С

1

1

1

  1.  +  =
  2.   +  =
  3.    + =
  4.   -  =
  5.  +  =
  6.   +  =
  7.  -  =  

 

                   

 После истечения времени остальные ученики  сдают карточки на проверку учителю. Раскрывается доска, читаются расшифрованные слова, подводятся итоги самостоятельной работы. Ученики сами могут оценить свои успехи в ней.

7.Слайд-шоу по итогам самостоятельной работы. ( зимние виды спорта).( Слайды5-10)

V.Подведение итогов урока (финиш).1. Вопросы классу: Итак. Ребята, скажите ,чему новому на сегодняшнем уроке вы научились, что нового узнали? Какие трудности встретились? Как нужно складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?

2.Выставление оценок.

3. Рефлексия (на доске изображён пьедестал).Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке, и, несомненно, добились побед, больших и маленьких. Выходите к доске и  прикрепите стикеры на пьедестал на  уровни, которых , по вашему мнению, достигли вы  на уроке. Вперёд, к новым победам! (Слайд11)



Предварительный просмотр:

7.Слайд-шоу по итогам самостоятельной работы. ( зимние виды спорта).( Слайды5-9)

Занимайтесь спортом !

V.Подведение итогов урока (финиш).1. Вопросы классу: Итак. Ребята, скажите ,чему новому на сегодняшнем уроке вы научились, что нового узнали? Какие трудности встретились? Как нужно складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?

2.Выставление оценок.

3. Рефлексия (на доске изображён пьедестал с I, II, III местами).Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке, и, несомненно, добились побед, больших и маленьких. Выходите к доске и  прикрепите стикеры на пьедестал на  уровни, которых , по вашему мнению, достигли   на  сегодняшнем уроке. Вперёд, к новым победам! (Слайд10. )  

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цели урока: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; воспитание любви к предмету; систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитан...

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок алгебры в 8 классе на тему:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний по данной теме . Урок постройн по плану игры "Кто хочет стать миллионером"....

Урок алгебры в 8 классе по теме:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний. Конспект урока построен в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Три не сгораемые оценки......

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...