обыкновенные дроби
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Тема урока: Доли

Класс: 5

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: создать условия для осознания понятия «Обыкновенные дроби», элементов дроби, взаимосвязи с компонентами действия деления;

- развивающие: развитие аналитического мышления, основных мыслительных процессов, систематизации, обобщения,

- воспитательные: воспитывать культуру оформления записей в тетради, культуру математического мышления.

Тип урока: изучение нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5.zip799.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1 по математике в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»

Тема урока: Доли

Класс: 5

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: создать условия для осознания понятия «Обыкновенные дроби», элементов дроби, взаимосвязи с компонентами действия деления;

- развивающие: развитие аналитического мышления, основных мыслительных процессов, систематизации, обобщения,

- воспитательные: воспитывать культуру оформления записей в тетради, культуру математического мышления.

Тип урока: изучение нового материала

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: полоски бумаги, апельсин, раздаточный материал

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд.,стер. – М.:Мнемозина, 2007. – 280 с.: ил.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вопросы учителя:

- Как  5 арбузов разделить  на 5 человек?

- Сколько арбузов  получит каждый?

- Можно ли 10 конфет поделить между 2 ребятами?

        Ответы на вопросы

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Вопросы учителя:

- Чем занят Гном?  

-На сколько частей гном распилил бревно?

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду и увидим подтверждение ответа (слайд 2)

-Что вы можете сказать об этих частях?

-Гном взялся за второе такое же бревно. Какой вывод сделаем теперь? Что произошло?  

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду и увидим подтверждение ответа (слайд 3)

- И так, и гном и вы распилили два одинаковых бревна. Давайте посмотрим на его и на вашу работу. Что вы можете сказать 

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду  и увидим подтверждение ответа                                                     

(слайды 4 – 5)

А как разделить один апельсин на 8 человек? (причем каждая часть должна быть равной)

Учитель достает апельсин и проговаривает

Мы делили апельсин

Много нас, а он один…

Учитель начинает резать его на равные части.

- Как называется такая часть?

- Кто из вас знает, что такое доля?

Посмотрите в нашем главном помощнике - учебнике правильно ли мы с вами дали определение понятию «доля», найдите определение (стр.138-139)

Равные части целого называются долями.

Пишется число и тема урока

   

Так как апельсин разделили на 8 равных  частей и взяли из них одну часть, то каждый получил  .

Пишут:  апельсина.        

Выпишите из учебника примеры долей

Учителем приводится пример на понятия «дробь», «числитель» и «знаменатель» выполненный в виде презентации MS Power Point:

         

  1. Кусок сыра разбит на 2 части.

  Из них каждую часть забрала мышка.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 6)

  1. Круг разбит на 3 части.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 7)

  1. Кусок сыра разбит на 4 части.

  Из них каждую часть забрала мышка.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 8)

  1. Апельсин разбит на 5 части.

  Говорят, что каждая часть составляет   (слайд 9)

  1. Торт разбит на 9 частей.

  Говорят, что каждая часть составляет    (слайд 10)

Числитель дроби

Показывает сколько долей взяли

Дробная черта

Знаменатель дроби

Показывает на сколько

долей разделили единицу

Черту «-» называют дробной чертой. Под ней записывают число, показывающее на сколько равных долей разбито целое. Это число называют знаменателем. Над ней — число, показывающее, сколько этих долей взято. Это число называют числителем  

 Одна или несколько долей целого называется дробью.   

Пилят дрова

4 части или 4 полена

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения доли, дроби, взаимосвязь с делением

Эти части одинаковые

Тоже распилил бревно на 4 части, но они не одинаковые, неравные )

Оба бревна распилены на 4 части. Но первое бревно распилено на 4 равные (одинаковые) части, а второе – на неравные части

Эти  части называют долями.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли. Дробь»

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Один ученик выходит к доске, а другие с места диктуют придуманные самими дроби

Записывают дроби

Организация первичного закрепления

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Перейдите от деления к дроби:

а) 3 : 5

б) 6 : 31

в) 198 : 331

Перейдите от дроби к делению:

а)

б)

в)

Задание выполнено в виде презентации MS Power Point:

По рисунку необходимо ответить на вопрос

1) Какую часть поля вспахал трактор? (слайд 11)

2) Какую часть фонарей составляет красный фонарь? (слайд 12)

3) Какую часть шаров составляют красный и желтый шары? (слайд 13)

4) Какую часть из общего числа яиц составляет синее яйцо? (слайд 14)

5) Какую часть из общего числа конфет составляют зеленая и желтая конфеты? (слайд 15)

2 ученика у доски, остальные выполняют в тетради

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Стр.140, № 884 а-е

- Определите, какая часть фигуры закрашена?

- Какая часть фигуры не закрашена?

- Сколько седьмых долей в целом?

Задание выполнено в виде презентации MS Power Point:

Выбрать правильный ответ

- Какая часть фигуры закрашена? (слайды 16-18)

- Какую часть всех яблок положили в корзину? (слайд 19)

- Отметьте на координатном луче мигающую точку. (слайд 20)

, так как отрезок разделён на 7 равных частей и закрашена одна часть

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Учащиеся оцениваются по результатам полученных ответов и по уровню участия в решении задач.

Примерные вопросы учащихся:

  1. Какие новые понятия узнали на уроке?
  2. Что называется долей?
  3. Как иначе называют дроби?
  4. Объясните друг другу, что такое дробь

Ответы учащихся

Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учащимся дается задание нарисовать в тетради  произвольные геометрические  фигуры  и отметить на них одну вторую, одну четвертую, одну восьмую части, одну шестнадцатую части

№ 925

Записи в дневнике

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Если вам понятна тема, тогда  составьте и выпишите на доску любую дробь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....