обыкновенные дроби2
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Технологическая карта урока № 2 по математике в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Класс: 5

Дидактическая цель: добиться осмысления и осознания учебного материала,  научить применять новый учебный материал, проверить уровень усвоения, систематизация знаний

- обучающие: закрепление основных понятий и навыков понятий дроби.

- развивающие: развивать логическое мышление, внимания, памяти, математического языка.

- воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, сострадания.

Тип урока: комбинированный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2.zip105.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 2 по математике в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Класс: 5

Дидактическая цель: добиться осмысления и осознания учебного материала,  научить применять новый учебный материал, проверить уровень усвоения, систематизация знаний

- обучающие: закрепление основных понятий и навыков понятий дроби.

- развивающие: развивать логическое мышление, внимания, памяти, математического языка.

- воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, сострадания.

Тип урока: комбинированный

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, буханка хлеба, карточки- задания для практической работы.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой

Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.

И. Павлов.

Включаются в деловой ритм урока

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

  а) Что мы изучали на прошлом уроке?

  б) Для чего нам необходима эта тема?

  в) Приведите примеры дробей?

  г) Что нам показывает числитель дроби? Знаменатель?

  д) А как вы думаете, можно ли еще что-нибудь изучить в теме «Дроби»?

– Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются дроби?

– Итак, мы с вами на уроке будем решать задачи, применяя знания о дробях. Эти задачи решаются только с опорой на ваш жизненный опыт или опыт, взятый из истории нашей страны. Тем самым мы  закрепим наши знания о дробях. И, я думаю, что для вас решение задач на дроби приобретет большой смысл.

Цель урока – решить практические задачи на дроби, взятые из реальной жизни.
Запишите тему урока: “Обыкновенные дроби”.

 Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными!

Ответы учащихся.

(Мы используем дроби, когда хотим узнать время. Когда  взвешивают товар в магазине. В измерениях. Дроби окружают нас везде. С помощью дробей мы можем измерять длины, делить целое на части. А как измерить рост человека или расстояние между объектами, не зная дробей? Всё вокруг – дроби!)

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Много с числами хлопот,

Уж такой они народ.

Ну, а если встанут в ряд,

То с тобой заговорят.

Ты внимательно смотри

И эти дроби все прочти.

  ;;  ;  ;  ;  ;  ;  ;  .

Вопросы учителя:

- Объясните, как вы понимаете каждую дробь.

- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.

- Какая дробь отличается от всех остальных?

- Объясните, как вы её понимаете

Работа в тетради:

Математический диктант:

1) Запишите  дробь , , , .

2) Запиши дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9.

3) Запиши дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1.

  1. Запиши дробь, у которой знаменатель 83, а числитель 83.
  2. Какую из дробей называют четвертью, запиши её.
  3. Запиши дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше.
  4. Запиши дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше.

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты, учитель переворачивает доску с ответами:

Проверка:

Готовятся  к активной  учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, отвечают на вопросы

Ребята отвечают на вопросы учителя

Дети выполняют работу в тетради

Ученики меняются тетрадями и проверяют результаты

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения доли, дроби, взаимосвязь с делением

Целое в математике обозначается единицей. Значит .

- Придумайте дробь, которая обозначает целое.

Практическое приложение решения задач на дроби

Совсем недавно наша страна отпраздновала 63-летие со дня Победы над фашистскими захватчиками. Самым трудным периодом была зима 1941–1942 г, когда основные городские запасы еды заканчивались. В городе оставалось много детей, стариков, раненных и больных людей. С едой очень плохо. За день люди съедали по одной тарелке жидких кислых щей без хлеба и выпивали по две чашки чая. Голова кружится от недоедания.
Хлеба давали по 125 г.

Учитель достает буханку черного хлеба.

 Давайте решим такую задачу. На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов?–

Учитель начинает резать буханку хлеба на 8 частей.

Достаточно ли для полноценного питания съедать 1/8 часть буханки в день, если в ней 1 кг? На доске появляется плакат с изображением “восьмушки” хлеба.

– Выразим в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба.

– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение.

- На примере блокадного кусочка хлеба я хотела показать вам значимость решения задач на дроби и связать их с рассказом о тех великих событиях, которые прошел наш народ, живя в блокадном Ленинграде. Мы при решении задач на дроби говорили о том, чего нельзя забыть, ведь ваши сверстники, жившие в блокадном Ленинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе, ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу.

(Буханку хлеба нужно разделить на 8 частей.)

(1/8 кг = 0,125кг. Норма в день составляет 200 г. 200–125 = 75г. Не достаточно.)

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли. Дробь»

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Стр. 141, № 890

- О чем говорится в задаче?

- Какова масса дыни?

- Какую часть отрезали Ване?

- Объясните, как вы это понимаете?

- Составьте план решения задачи. Что нужно сделать перед началом решения?

- Решите задачу

Прочитайте ответ.

Ответы на вопросы учителя

Перевести килограммы в граммы

2 кг 400 г = 2400 г

2400 : 5 . 1 = 480 (г) – отрезали Ване.

2400 : 6 . 1 = 400 (г) – отрезали Маше.

480 + 400 = 880 (г) всего отрезали.

2400 – 880 = 1520 (г) – осталось.

1520 г = 1 кг 520 г

Ване отрезали 480 г дыни, Маше – 400 г. Осталось 1520 г = 1 кг 520 г

Организация первичного закрепления

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1. Стр.141, № 895

Проверка:

- Каким образом можно сгруппировать данные дроби?

- Какая из дробей не подходит ни в одну группу?

- Найдите дроби, которые обозначают половину целого.

Сгруппировать можно по признаку равенства числителей

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

  1. Что называют половиной, четвертью, восьмушкой?

Активным учащимся выставляются отметки.

Информация о д\з

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выполнить практическую работу.

Практическая работа.

Работа состоит из двух частей.

 1) В первой части учащиеся выполняют задания на готовых чертежах.

2) Во второй части практической работы учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Закрасить 3/4 квадрата.
  2. Закрасить 5/8 круга.
  3. Нарисовать произвольную фигуру, которая разделена на 17 долей. Закрасить часть фигуры и записать, какая часть фигуры закрашена, а какая не закрашена.

Для выполнения практической работы учащиеся должны уметь выполнять построения, уметь пользоваться инструментами.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Отрезок разделен на 5 равных частей, ребята подходят и отмечают себя на какой – либо доле (то есть по уровню усвоения материала учащимися).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

5класс.ТРЕНАЖЕР:Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Тренажер. Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной...

Дидактические разработки для работы по образцу (рациональные дроби2)

Дидактические разработки для работы по образцу (рациональные дроби2)...