Разработка урока в 6 классе с использованием технологии модерации. Тема."Координатная плоскость"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Онучина Ирина Алексеевна

Урок изучения нового - лекция, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока в 6 классе

с использованием

технологии модерации

учителя ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901 ЮАО г. Москвы

Онучиной Ирины Алексеевны

Тема: «Координатная плоскость»

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

математика

Класс

6 класс

Тема:

Координатная плоскость

Тип урока

Урок изучения нового - лекция, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Дата

17.11.2010 г.

Этап

Время, продолжи

дельность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

3 мин

Деление на группы

Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии. Создать группы из ребят разного уровня.

Проведение: Можно использовать карточки разных цветов (например, заранее наклеить их на спинки стульев), таким образом, получится несколько групп.

Вхождение или погружение в тему

2 мин

Знакомство с интегрирующей целью урока

Цель: в результате усвоения материала учащиеся должны

  1. знать,  что называется координатной плоскостью, как называются оси координатной плоскости, сколько координат имеет точка в координатной плоскости.
  2. научиться находить координаты точки, записывать их; строить точки по их координатам, писать графические диктанты.

Материалы:  Математика 6, атлас “Физическая география” 6 класс.

Проведение: Ознакомиться внимательно с интегрирующей целью. Попытаться вместе сформулировать тему урока.

Формирование ожиданий учеников

1 этап

3 мин

7 мин

Работа в мини-группах

Метод «Светофор»

Цель: Повторить факты, необходимые для успешного усвоения материала.

Материалы: Для каждой мини-группы атлас по географии 6 класса, бумажная модель шахматной доски.

Проведение: Учащиеся внимательно рассматривают рисунок в атласе по географии, страницы 12 – 13, шахматную доску и рисунок №1 на доске. Отвечают на вопросы: Что общего у этих рисунков? Зачем используется сетка? Есть ли такая сетка у вас в тетради? Что можно сделать при помощи такой сетки? Вспомни: Что называется числовой осью?

Руководство к  действию: Работаем в группах. Мнение группы сообщите учителю. 

Цель: Попытаться ответить на вопрос: «Зачем изучается данная тема?»

Материалы: Для каждой мини-группы атлас по географии 6 класса, по красной, желтой и зеленой карточке каждому участнику.

Проведение: участники получают карточки. В случае если  участники  согласны с тезисами, прозвучавшими в дискуссии - поднимают зеленую карточку, несогласные – красную, сомневающиеся – желтую. Каждый участник, поднявший карточку, обязательно комментирует свое мнение.

Учащимся предлагается открыть атлас по географии-6 стр. 16-17и найти широту и долготу места нахождения города Якутска. Затем ребята пишут диктант.

  1. вправо вниз по диагонали 2.
  2. влево 1.
  3. вправо вниз по диагонали 2.
  4. влево 2.
  5. вправо вниз по диагонали 2.
  6. влево 6.
  7. вправо вверх по диагонали 2.
  8. влево 2.
  9. вправо вверх по диагонали 2.
  10. влево 1.
  11. вправо вверх по диагонали 2.

Повесь на елочку фонарики, как показано на доске. Развесь фонарики, не рисуя елку, но чтобы они были на своих местах. Как это сделать? Чего тебе не хватает, что бы сделать это легко?

  1. сетки
  1. единичного отрезка
  2. начало отсчета
  3. направления движения

Диктант выполняется учащимися в тетради полностью. На доске по группам. Окончательный результат сверяется с доской. Если результаты совпадают, то ребята ставят  на поля “+”.

Руководство к действию: Посоветуйтесь в группах. Мнение групп сообщите учителю. Выберите  нужное.

2 этап

Интерактивная лекция

4 мин

Передача и объяснение  информации

Цель: Познакомиться с методом определения места нахождения точки на плоскости.

Материалы: Математика 6 класса. Рабочие тетради.

Проведение: Ученики продолжают предыдущее задание. Помогаем себе:
Начерти горизонтальную числовую ось Ox. Назовем ее осью
абсцисс. Через точку О  проведи вертикальную ось с положительным направлением вверх. Назовем ее осью ординат. Нанеси шкалу на ось абсцисс и ординат. За единичный отрезок возьми одну клетку.
Сверь чертеж с доской. Если выполнено все верно, то получилась “
Координатная плоскость

Вспомни, как находили место расположения г. Якутска. Попробуй, по аналогии, найти место расположения точки А. Запиши по аналогии:
Якутск (63 ; 130); А (4 ;7 )
Числа 4 и 7 называются
координатами точки А.
Верно ли, что из точки О в точку А можно попасть при движении – вправо 4, вверх 7.

Руководство к действию: Запомни построение. Запомни название.

Эмоциональная разрядка

4 мин

«Различи в шуме»

Каждый учащийся получает от ведущего лист, на котором написано число. Одно и то же число получают пятеро. Никто не показывает друг другу, что написано на листках. По сигналу ведущего каждый начинает негромко произносить число, написанное на полученном листке, и одновременно прислушиваются, кто из ребят произносит то же число, чтобы побыстрее соединиться с ними в одну группу. Когда вся группа собралась, они дают об этом знать ведущему, поднимая руку. Группа, которая успеет соединиться первой, побеждает в игре и все ее участники получают по одному зачетному «плюсу».

Проработка содержания темы

7 мин

Метод «Само - оценка »

Цель: Отработать умения  находить координаты точек. Проверить себя, все ли понятно.

Материалы: Математика 6 класса. Рабочие тетради. Для каждой группы - таблица-тест с оценками каждой группы.

Проведение: каждая группа дополняет таблицу-тест отметками в графах каждого члена группы, экзаменуя его по тем вопросам, над которыми он непосредственно не работал. Таблицы сдаются учителю для выставления окончательной оценки.

Отрабатываются умения. Выполняется задание: определи координаты точек:
1 гр. – А
2( ; )
2 гр. – А
3( ; )
3 гр. – А
4( ; )
4 гр. – А
5( ; )
5 гр. – А
6( ; )
6 гр. – А
7( ; )
Найди ошибку:
А
8(3;3).
А
9(3;1).
А
10(3;10).
А
11(2;3).

Руководство к действию: Посоветуйся с группой. Мнение группы скажи учителю. Ответ сверь с доской. Если все верно, то поставь на поля “+”. Если допущены ошибки, то обсуди решение в группе.
Ответь на вопросы:

  1. Что называется координатной плоскостью?
  2. Как называются оси координатной плоскости?
  3. Сколько координат имеет точка на плоскости?
  4. Как записать координаты точки?
  5. Как построить в координатной плоскости точку В(2;6)

Руководство к действию: Работаем индивидуально. Отвечаем устно. За правильный ответ поставь на поля “+”

Подведение итогов

10 мин

Моди-фици-рован-ный метод «Хра-нилище забот»

Цель: Определить уровень усвоения материала.

Материалы: Математика 6 класса. Рабочие тетради. По 5 самоклеящихся листочков на учащегося.

Проведение. Сначала каждый индивидуально записывает на листочках свои опасения. Затем группы классифицируют опасения и выносят самые значимые на обсуждение всему классу, остальные пытаются разрешить сами. По пять опасений класса снова классифицируются по важности и являются основой для выработки свода правил работы по теме.

Руководство к действию:  Сосчитай плюсы за сегодняшний урок. Если их больше пяти, то приступай сразу к выполнению задания 3-го уровня. Если 4 или 5 плюсов, то к заданию 2-го уровня. Если 1, 2 или 3 плюса, то к заданию 1-го уровня.
Выполни графический диктант:

Уровень 1. Построй в первом углу координатной плоскости точки: А(2;2), В(4;5), С(6;2). Замкни их по алфавиту. Какая фигура получилась?
Уровень 2. Постой в первом углу координатной плоскости точки: А(2;2), В(7;6), С(7;2), Д(3;2). Замкни их по алфавиту. Какая фигура получилась?
Уровень 3. Постой в первом углу координатной плоскости точки: А(2;4), В(4;7), С(6;4), Д(4;1). Замкни их по алфавиту. Какая фигура получилась? Проведи диагональ этого четырех угольника, обозначь точку их пересечения буквой О1. Найди координаты точки О1.
ИТОГ:

  1. Если ты работал на 3-ем уровне, то за урок поставь себе оценку “5”.
  2. Если ты работал на 2-ом уровне, то за урок поставь себе оценку “4”.
  3. Если ты работал на 1-ом уровне, то за урок поставь себе оценку “3”.

Домашнее задание: Приготовь закладку по теме урока. В первом координатном углу построй пятиугольник так, чтобы координаты его вершин были целыми числами.

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Интеракция будет обеспечена следующим образом:

При ведущей роли учителя цели и задачи определяются совместно с учениками.

Роль учителя – консультировать и управлять деятельностью учащихся в совместном поиске наиболее рационального пути решения проблемы, в анализе и самоанализе степени участия каждого  в учебном процессе.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

Работа в мини-группах позволит создать на уроке комфортные условия для работы  ребят разного уровня развития.

Наглядность и работа с дополнительным материалом

Такие методические приемы, как «Светофор», «Хранилище забот» позволят раскрепоститься и свободно обсуждать проблему.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

Рисунок на доске и аналогичные заготовки у каждого ребенка.

Модель шахматной доски.

Атлас по географии 6 класса

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

Возникшая ситуация, когда всех полученных ранее знаний не хватает для решения поставленной задачи, ставит учащихся перед необходимостью ввести новое понятие, тем самым упрощая задачу. ( Формирование  ожиданий ученика. Введение  понятия координатной плоскости) За каждый правильный фрагментарный ответ учащийся выставляет себе “+” на поля тетради карандашом. Накопленные за урок «плюсы» либо добавляются к оценке за самостоятельную работу, либо переводятся в баллы и выставляются в журнал. Тем самым на уроке создается ситуация успеха.(Подведение итогов, выставление оценок)

Обязательная проверка домашнего задания на следующем уроке.

Доброжелательная и рабочая атмосфера, позволяющая проявить себя каждого ученика.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

Четкое понимание учащимися поставленных перед ними целей.

Система «плюсов»

Формирование опасений учащихся и выработка правил действий по теме(Хранилище забот)

Выходной контроль, позволяющий сформировать для следующего урока входной контроль.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

Подведение итогов каждого этапа урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

На каждого ученика заводится оценочная карта, в которой отражаются успехи по всей теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.

Тема занятия:« Политические формы(режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).Тип занятия: комбинированныйЦель занятия: формирование критического стиля мышленияОб...

Разработка урока английского языка с использованием ИКТ по теме ”Давайте отпразднуем!” 6 класс. (УМК Английский в фокусе).

Данный урок проводится в 6 классе как урок, на котором применяется ирформационно – коммуникативная технология с использованием авторской презентации по теме "Давайте отпразднуем!" с подтемой "Настояще...

Сценарий урока английского языка с использованием технологии модерации

Урок, направленный на развитие языковых навков и речевых  умений учащихся 2 класса по теме "Моя любимая еда", разработан с учетом всех принципов технологии модерации и включает подробно...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...