Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Терешина Татьяна Михайловна

 

Тема занятия:

« Политические формы(режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: формирование критического стиля мышления

  • Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темы урока.
  • Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
  • Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию  с использованием технологии критического мышления.

Тема занятия:

« Политические формы(режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: формирование критического стиля мышления

  • Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темы урока.
  • Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
  • Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.

Программное содержание:  виды, формы, модели политического режима

Основная идея занятия: получение знаний  через использование методов критического мышления

Основные образовательные результаты:

По окончанию занятия ученик:

-знает виды, формы, модели политического режима;

-приводит примеры политических режимов;

-называет особенности моделей развития политических режимов;

-дает определения понятиям: политический режим

-дает собственную оценку видам политических режимов.

Задачи занятия:

1.Сформировать представление об особенностях политического режима

2.Охарактеризовать модели политического режима

3.Подвести учащихся к пониманию значения выбора политического режима.

4.Формировать основные понятия занятия.

5.Способствовать проявлению интереса учащихся к видам политического режима

6.Развивать творческий стиль мышления, речь и память учащихся.

7.Продолжить формирование общеучебных  и предметных умений школьников.

Технология обучения: развивающая

Форма занятия: традиционная

Основные понятия: политический режим, модели политического режима

План изучения материала:

  1. Классификация государств по политическому признаку. Фаза вызова.
  2. Структура и виды политических форм государства. Фаза осмысления.
  3. Письменная работа. Фаза обобщения.

Оборудование занятия: карта «Политическая карта мира», мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.

Мизансцена занятия: традиционная

Оформление доски: дата, тема, основные понятия, в правом верхнем углу д/з или на проекторе.

Ход урока

I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Стимулирует деятельность учащихся:

  • Формулирует проблему урока.
  • Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы

Напоминает об уже изученной классификации государств – юридической: монархия и республика с её подвидами и унитарное государство и федерация с их подвидами.

Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? Авторитарное государство? Империя? Сможете ли вы с предлагаемыми словами составить связный текст?

Деятельность учащихся:

  • Вспоминают известную им информацию по теме «Деятельность».
  • Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

  • Устойчивый интерес к теме урока.
  • Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
  • Потребность ответить на вопросы учителя.

II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения и получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы, как:

  • Демократия;
  • Либеральное государство и социальное государство
  • Авторитарное государство;
  • Теократическое государство;
  • Империя.

Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии политических форм и режимов государств.

Деятельность учителя: задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучающихся на правильное восприятие таблицы.

Политическая форма(режим) государства

Виды политической формы(режима)

Характерные черты

Демократия

Либеральное государство

- формализм закона и формальное равенство прав;    -приоритет индивидуальных прав и свобод граждан;-ограничение многопартийности старыми(традиционными) партиями;                                 - правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.

Социальное государство

а) регулятивная модель:

- государство осуществляет национализацию в ряде ключевых отраслей; занимается предпринимательской деятельностью;                        - через контроль за бюджетом и с помощью других административных рычагов государство перераспределяет доходы с целью компенсации соц. неравенства;                                                                      - трудящиеся участвуют в управлении как государственными, так и частными предприятиями, профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся.                                                                      

б) консервативно-центристская модель

- меньшая предпринимательская деятельность государства и отказ от приватизации;                                                                      - ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей;        - надзор за соблюдением правил о конкуренции;                             - значительная часть социальных услуг предоставляется через негосударственные фонды;      - более развит государственный арбитраж при решении трудовых и иных социальных конфликтах.

Авторитарное государство

Военная диктатура

- вводятся чрезвычайное положение и комендантский час;                                                              - устанавливаются контрольно-пропускные пункты;   - административные единицы возглавляют военные коменданты.

Бюрократическая диктатура

- опирается на государственный аппарат и финансовую поддержку крупного капитала;                - борьба с левыми партиями и обуздание экономических требований трудщихся4                       - прикрывается ширмой демократических институтов.

Революционная диктатура

- безвозмездная национализация и конфискация имущества;                                                                        - насильственное перераспределение доходов «в пользу народа»;                                                                - подавление всякой оппозиции;                                     - ограничение гражданских прав.

Тоталитарная диктатура

- осуществляется огосударствление всей общественной жизни;                                                      - бюрократизация всех общественных функций;         - в принудительном порядке навязывается официальная идеология;                                                  - тайная полиция обладает неограниченной властью и подчиняется только харизматическому вождю;         - действует массовый террор;                                          - свирепствуют внесудебные расправы.

Теократическое государство

- светская власть подчинена религиозным лидерам;    - религия является высшим законом государства;        - террор против инакомыслящих;                                  - идеологическая нетерпимость,                                  - подчинённость традициям прошлого.

Империя

Это многоэтническое государство, образованное в результате завоеваний, осуществлённых властью доминирующего этноса, и претендующее на мировое господство.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической формы государственного устройства.

Деятельность учащихся:

  • Работают с учебником, раздаточным материалом.
  • Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
  • Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

  • Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
  • Развитие познавательных навыков.
  • Переживание ситуации нравственного выбора

III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   

Деятельность учителя:

  • Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
  • Просит составить синквейн по группам.

Например:

1 группа: Демократия

  1. Народ
  2. Многопартийность                 свобода         права
  3. Отвечать         защищать
  4. Демократия – власть народа.
  5. При этой политической форме власти соблюдаются гарантии личной неприкосновенности и свободы граждан, отсутствует цензура, а уголовные наказания назначаются только по решению суда.

2 группа: Авторитаризм

  1. Вождь
  2. Террор         разгон         цензура
  3. Запрещать         контролировать
  4. «Железной рукой загоним человечество к счастью»
  5. Власть опирается на армию и крупный капитал, может устанавливаться революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера

3 группа: Либеральное государство

  1. Индивидуализм
  2. Собственность        невмешательство        формализм
  3. Ограничивать        избирать
  4. «Не мешать индивиду заниматься своими делами»
  5. По раскладу социальных и политических сил это конгломерат, где парламентом владеют средняя и мелкая буржуазия и её партии, однако, основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.

4 группа: Теократия

  1. Наставник(лидер)
  2. Контроль                религия                авторитет
  3. Проповедовать        подчинять
  4. «Всякая власть от Бога»
  5.  В этом государстве светская власть подчинена религиозным лидерам, духовным наставникам, а религия является высшим законом государства.

Деятельность учащихся:

  • Обобщают и систематизируют знания по изученной теме
  •  заполняют таблицы в письменной работе.

Обобщенные и систематизированные знания:

  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

  • Обобщенные и систематизированные знания:
  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

IV. Домашнее задание

Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)

Задание 2. Составить синквейн по теме «Политический режим»   ( 4 балла)

Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических форм (режимов) государств.(5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Family" с использованием технологии критического мышления

На уроке английского языка по теме «Family» в 5 классе по учебнику « Spotlight» использована технология критического мышления. ученики знакомятся с правилами создания кластера и синквейна....

Фрагмент урока математики с использованием технологии критического мышления

Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков  при умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- формир...

Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления

Статья "Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления"...

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...