из опыта работы в математических классах
методическая разработка по алгебре на тему

Быковченко Галина Георгиевна

Представлено выступление на городской конференции из опыта работы в математических классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЫКОВЧЕНКО Галина Георгиевна

Заслуженный учитель РФ,

Отличник народного образования СССР,

Отличник народного просвещения РФ,

учитель-методист,

Почетный гражданин города Озерска

Из опыта работы в математических классах

Очевидная истина: какой бы предмет учитель не преподавал, обучая ему, он решает главную задачу: ученик должен прочно усвоить знания и иметь возможность полностью их использовать в различных условиях практической жизни.

И решить эту задачу можно, если поставить цель: создать условия для развития и  совершенствования способностей ученика, что немыслимо без дифференцированного подхода к обучению, т.е. без учета индивидуальных особенностей каждого ученика.

Само существование  предпрофильных и профильных классов всех направлений  это и есть творческий, научный подход к обучению, т.к.  обучение ведется с учетом уровня подготовленности учащихся, их реальных способностей и возможностей.

Математический профиль в нашей школе был выбран еще в 1965 году. С некоторых пор по этому профилю мы обучаем, в основном, учеников только нашей школы, так что сложилась некоторая методическая система обучения (модно говоря: технология).

Все начинается с начальной школы. Наши учителя выбирают систему развивающего обучения, устанавливают тесные контакты с родителями, добиваясь понимания, что учеба – это нелегкий труд, поэтому надо не только вызвать интерес к познавательной деятельности, но и поддерживать его. И родителям должно быть небезразлично, как трудиться  их ребенок, чем он занят в свободное время, чем увлечен, какие знания получает, откуда и, самое главное, как. Именно в семье и в начальной школе закладываются основы трудолюбия, усидчивости, развивается наблюдательность, память и понимание того, что полезно не только то, что легко, весело и сладко. Мы просим учителей начальной школы вести математические кружки, участвовать в различного рода математических соревнованиях, хвалить ученика не только за то, что он хорошо танцует, прекрасно поет и рисует, но и за то, что придумал новый способ решения задачи, проявил сообразительность.

Принимая детей в 5 класс, учителя математики стараются сохранить принцип преемственности в обучении, продолжают развивать способности ученика, наблюдают за развитием его интересов, ведут кружки, стараются влюбить ученика в свой предмет, показывая его необходимость и возможности.

К 7 классу уже становится заметно, к чему в основном лежит душа. Проявляющих  интерес к математике, мы знакомим дополнительным математическим образованием (заочными математическим школами, помогаем туда поступить, так как осилить эту трудную, нестандартную вступительную  работу один он не может).

 А к концу 7 класса учитель, если он задавался такой целью, уже может посоветовать выбор предпрофильного класса. Но должно быть не только желание родителей, но и самого ученика. Как сложится дальше – покажет 8,9 класс. Возможно, ученик сменит профиль и перейдет в другую группу, т.к. профильные классы – это не только увеличения часов на теорию, но и увеличения времени на самостоятельную работу на уроке и дома, на факультативе и элективных курсах, много времени занимают консультации, заочные школы и курсы, олимпиады и дистанционные турниры.

Итак, предпрофильный класс сформирован, определены задачи и цели обучения – дело за содержанием обучения – программой. Есть программа МП, но ведь в том и состоит творчество учителя, чтобы распределить время с учетом уровня подготовки  и особенностей учеников класса, т.к. могут появиться некоторые трудности с изучением отдельных тем.  Ведь каждый ученический коллектив имеет свои особенности: что прежде давалось легко – теперь появились сложности. Бывает и наоборот. Неплохо получается, если тему «Векторы» полностью отдать в 9 класс, изучив в 8 классе тему «Площади фигур», физика требует возможности раньше начинать изучение тригонометрических функций.  Уже не первый год свойства степеней и показательную функцию изучаю в 10 классе, можно попробовать перенести туда и «Логарифмы», а все вопросы анализа (производная, первообразная, пределы) – в 11 класс. В чем выигрыш? Уже с конца  10 класса ученик может решать сложные уравнения, неравенства, системы.  

Изучая тему «Поверхности многогранников и круглых тел» в 10 классе даю без доказательства формулы объемов – ученик решает сложные задачи из любого задачника, а вывод формул – задача 11 класса.  При этом  возможно разноуровневое изложение:   одних достаточно познакомить с формулой Симпсона – и пусть решает задачи.  Если же есть интерес – то тогда логическое построенное лекционное изложение с теорией пределов, интегральной суммой.

Когда готово планирование со всеми корректировками, нужен учебно-методический комплекс – выбор учебных пособий и дидактических материалов. И здесь учитель должен проявить свою компетентность: не следовать слепо одному пособию, а исходя из дифференциации обучения использовать и другие.

(Виленкин с 8 класса – может быть он и хорош в соответствии с программой, но уж больно строг, тяжелый язык для большинства учеников, мало заданий для развития навыка. Поэтому у любого ученика профильного класса есть набор пособий: Макарычев, Колмагоров, Башмаков,  Атанасян. Но в кабинете математики есть и Погорелов, и Барыкин, и Киселев. И учитель должен очень хорошо знать, где какая тема (блок) изложен лучше:

- теория пределов – старое издание Колмагоров 9-10 кл.;

- комбинаторика и бином Ньютона - старое издание Колмагоров 9 класс;

- теория объемов – Барыбин;

- тригонометрия, пок. и лог. уравнения – Башмаков и т.д.

Использую различный дидактический материал, но в основном составляю  контрольные работы сама с учетом дифференцированности обучения, соблюдая принципы тренировочных и проверочных работ).

         Теперь поговорим о формах и способах обучения.

 И в профильных классах основной формой обучения, да и всей учебно-воспитательной работы,  остается урок - форма организации учебной деятельности учителя и ученика - логически законченный, определенными рамками ограниченный отрезок времени.  Видов уроков много. Есть традиционные, но есть и нетрадиционные.

Урок-лекция. Мне нравится блочно-модульная система обучения, где этот вид урока используется в самом  начале блока (темы). А дальше блок делится на модули, где идет конкретизация темы, выработка умений и навыков с преобладанием различных форм самостоятельной работы.

     На  вводной  лекции в течение 1-2 уроков излагаю материал в логической последовательности, даю целостное представление о содержании темы, ее взаимосвязи с другими темами, практическое значение, количество часов, контрольных работ, характеристику учебных пособий. Методика вводной лекции разработана достаточно подробно и дает хорошие результаты. («Числовые последовательности», «Свойства параллельного проектирования», «Применение первой и второй производной к построению графика и исследованию функций», «Показательная функция» и др.)

Урок-семинар. Такую форму урока применяю при изучении тем: «История развития понятия числа», «Способы решения уравнений и систем».

Уроки-«Эврика!»  по теме «Математические символы» привели к понятиям определителя, по формулам Крамера  - новому способу решения и исследования систем.

Урок поабзацной проработки текста особенно часто использую в 5-7 классах, приучая работать с книгой, а также в старших классах при знакомстве с новым пособием.

Урок-соревнование.  У ребят естественно желание соревноваться, особенно в командах, когда применяется «мозговой штурм», да и учитель больше занят в роли консультанта.

Бинарный урок. Особенно удачен при изучении темы «Производная» - математика + физика.

Система повторительно-обобщающий уроков.  «Повторение – мать учения» - сказано недаром. Планируя эти уроки всегда стараюсь руководствоваться дидактическими принципами: доступности, систематичности, дифференцированного подхода в обучении с учетом уровня подготовленности класса. На этих уроках основное время занимает самостоятельная работа учащихся, поэтому они чаще всего переходят в уроки-практикумы, охватывающие задания разной сложности: от обязательного минимума, до задач повышенной сложности.

Настоящие знания приобретаются только в самостоятельной работе, а здесь главное – контроль в различных режимах: итоговый, тематический, самоконтроль, взаимоконтроль и др. Разнообразие форм и новизна контроля развивает внимание – думай, активно мысли. Сейчас выпускается много материалов для проведения основной формы контроля в профильных классах.  Например, издательские комплексы «Легион» и «Интерактивная линия» предлагают 5-уровневые контрольные работы по темам.

Урок-аукцион, ролевая игра «Кривые второго порядка» относятся к игровым технологиям.  Хотя я не являюсь горячим сторонником этой технологии, но некоторые элементы использую на уроках и во внеклассной работе.

Урок одной задачи. Именно этот вид урока дал мне возможность попробовать метод проектов. Свой проект «Вневписанная окружность» представляют Вареникова Т. И Головина Е.

        Но какой бы ни была структура урока, он должен учить думать и действовать и ученика, и учителя…

Несколько слов о педагогической поддержке.  Вообще учеба в профильных классах – это довольно нелегкий труд. Для положительного результата требуется не только систематичность, но и терпение, настойчивость, отказ от некоторых удовольствий. Поэтому накапливается усталость, угасает интерес к предмету. Здесь важно иметь базу для ориентирования и подражания. По моему убеждению, таким примером должен быть, прежде всего, учитель – профессионал в самом широком смысле этого понятия. Педагогическая поддержка – это не только похвала, но и шутка, улыбка, переключение видов деятельности. Есть и такой способ педагогической поддержки, как составление индивидуальной образовательной программы. У меня был опыт такой работы в 2002-2003, 2006-2007 учебном году. Дело это непростое, требует много времени, но помогает поддерживать интерес к предмету. В своей работе использую индивидуальные консультации перед началом занятий, допускаю пересдачу (даже неоднократно) плохих результатов, т.к. считаю, что это не средство давления на ученика, а наша совместная работа по освоению материала.

Несколько слов о ЕГЭ. Итоговая аттестация, конечно, требует очень основательной подготовки, когда все обобщено, разложено по полочкам, ум приведен в порядок. А порядок в уме нужен представителям всех профессий: инженерам и строителям, модельерам и парикмахерам, экономистам, врачам, военным. Лучше других ум приводит в порядок – математика, поэтому ЕГЭ по математике обязателен для всех. Наша отечественная математика имеет большой положительный опыт подготовки к итоговой аттестации в различных формах, просто мы используем его односторонне: мало учим думать, больше – запоминать, мало учим самостоятельности в добывании знаний – больше пересказывать учебник, очень стандартно формулируем задания и т.д. Может быть, поэтому стали в тесты ЕГЭ включать вопросы, которым в программе уделяется немного времени: вопросы делимости, периодичности функций, преобразование графиков, модуль, параметр, равенство со сложными функциями и др. На некоторые их этих вопросов обращают внимание из года в год.  Пока мы в основном занимаемся «натаскиванием», т.к. нет новых учебных пособий, ориентированных на новые методы контроля, нет методики обучения решению нестандартных задач, да и подборка таких задач очень мала. Сейчас очень увлеклись тестовой формой контроля – и ученики перестали, что называется, говорить: плохо обосновывают свои решения, не заботятся о рациональности в работе, т.к. работают ради быстрого получения ответа. Поэтому все реже зарабатывают «полные» баллы за часть «С».

      Все мы, конечно,  работаем на результат, ибо это показатель нашего профессионализма и творчества. Система обучения в классах математического профиля, сложившаяся в нашей школе, нацелена на хорошие результаты обучения.

Кроме этого, учащиеся принимают участие в различного рода олимпиадах. Последние призеры Всероссийского математического чемпионата Халитов Павел (11 касс) и Слободин Виталий (9 класс), получившие лучший результат в городе.

Таким образом, структура обучения в профильном классе, сложившаяся за много лет, дает достаточно высокий результат обучения.

Конечно, в работе в профильных классах есть еще большие трудности, поэтому учителю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство, занимаясь вопросами самообразования и самовоспитания, а здесь наши ученики – наши помощники и наш показатель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы в математических классах БЫКОВЧЕНКО Галина Георгиевна Заслуженный учитель РФ, Отличник народного образования СССР, Отличник народного просвещения РФ, учитель-методист, Почетный гражданин города Озерска

Слайд 2

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ в многопрофильной школе «Воспитание творческой личности, личности, способной использовать приобретенные знания, навыки и умения в нестандартных учебных и жизненных ситуациях» «Дифференциация организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. Индивидуализация образовательной практики – учет личностных особенностей каждого ученика. Пути реализации цели

Слайд 3

Структура профильного обучения в школе Дополнительное образование: математика экономика информатика ИУП, ППС, свободный переход ИОМ, ИОП. Творческие и исследовательские проекты. Социальная практика. 1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы 10-11 классы Пропедевтическое образование Предпрофиль Профильное обучение Расширенное и углубленное Обучение по предметам профильных циклов Мягкая профилизация

Слайд 4

Формирование профильных групп Порядок формирования профильных групп Родительское собрание в 7-х классах Анкетирование учащихся и родителей Анализ результатов учителями профильных предметов Собеседование по профильным предметам Формирование групп 8-9 класса предпрофильного обучения Разработка индивидуальных учебных планов Формирование групп 10-11 класса профильного обучения

Слайд 5

Содержание обучения Модифицированные программы математики в классах с углубленным изучением предмета Авторские программы элективных курсов и дополнительного образования Учебно-методический комплекс Учебники: Виленкина , Макарычева, Колмогорова, Башмакова, Атонасяна Дополнительные учебники в кабинете ; Погорелова, Барыбина, Киселева Дидактические материалы: Самостоятельное составление контрольных заданий

Слайд 6

Основной формой учебно-воспитательной работы с учащимися является урок

Слайд 7

Муниципальное общеобразовательное учреждение Озерского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 24» Учебный проект «ВНЕВПИСАНАЯ ОКРУЖНОСТЬ» Выполнили: Вареникова Татьяна Головина Екатерина ученицы 11Б класса Руководитель проекта: Быковченко Г.Г., учитель математики 2008

Слайд 8

“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать возможности сделать его немного занимательным”. Б.Паскаль. Цель проекта: познакомиться с понятием «вневписанная окружность». Задачи проекта: Познакомиться со свойствами вневписанной окружности; Научиться применять свойства вневписанной окружности для нахождения объемов наклонных треугольных пирамид; Оформить теоретический и демонстрационный материал для его дальнейшего использования на уроках геометрии и факультативных занятиях.

Слайд 9

Наклонная пирамида

Слайд 10

Окружность, касающаяся одной стороны треугольника и продолжений двух других его сторон, называется вневписанной. Таких окружностей у каждого треугольника три. Центром каждой вневписанной окружности является точка пересечения биссектрис двух внешних углов, а радиусом – расстояние от этого центра до стороны треугольника, касающейся этой окружности.

Слайд 11

О 3 О 1 О 2

Слайд 12

Выведем формулу площади треугольника в зависимости от радиуса вневписанной окружности. Доказательство проведем для r с – радиуса вневписанной окружности, касающейся стороны треугольника, имеющей длину с. S ABC = S OBC + S AOC – S AOB = = 0.5a*r c + 0.5b*r c + 0.5c*r c = = 0.5r c * (a+b-c) = 0.5r c *(a+b+c-2c) = = 0.5r c *(P – 2c) = r c *(p - c) Аналогично можно получить формулы: S ABC = r а *(p - а ) S ABC = r b *(p - b)

Слайд 13

Известно, что S = pr , где r – радиус окружности, вписанной в треугольник. Выполним почленное умножение формул: S = pr S = r c *(p - c) S = r а *(p - а ) S = r b *(p - b) Получим: S 4 = r * r c * r а * r b * p * (p - a)(p - b)(p - c) , используя формулу Герона S 4 = r * r c * r а * r b * S 2 , S 2 = r * r c * r а * r b. Значит, S ABC = √ r * r c * r а * r b.

Слайд 14

Задача Дан треугольник со сторонами 13 см, 14 см, 15 см. Точка М удалена от каждой из прямых, содержащих стороны треугольника, на 20 см. Найдите расстояние от точки М до плоскости треугольника. Решение Рассмотрим два случая: Точка М проектируется во внутреннюю точку треугольника; Точка М проектируется в точку, не принадлежащую данному треугольнику

Слайд 15

СЛУЧАЙ №1 Если MN , МК и М L перпендикулярны АС, ВС и АВ соответственно (по условию), то О N, OK и OL соответственно перпендикулярны АС, ВС и АВ (по теореме, обратной теореме о 3-х перпендикулярах). Если MN = MK = ML , МО перпендикулярно (АВС) (по условию), то ON = OK = OL , т.е. О – центр окружности, вписанной в треугольник АВС, а ON, OK и OL – радиусы этой окружности. S ABC = √21*(21-13)*(21-14)*(21-15) = 84 (см 2 ) p = 21 см ON = OK = OL = S ABC / p = 84 / 21 = 4 ( см ) Из треугольника МОК по теореме Пифагора имеем: МО = √МК 2 – ОК 2 = √400 - 16 = 8√6 (см) Ответ: 8√6 см.

Слайд 16

Случай №2 Аналогично случаю 1 можно доказать, что проекцией точки М будет один из центров вневписанных окружностей. Вычислим радиусы этих окружностей, используя формулу площади треугольника: S = r а *(p - а ) = r b *(p - b) = r c *(p – c) , где S ABC = 84 см 2 , p = 21 см, a = 13 см, b = 14 см, c = 15 см. r b = 84 / (21 - 14) = 12 см = > МО = √400 – 144 = 16 (см) r а = 84 / (21 – 13) = 10,5 см = > МО = √1159 / 2 (см) r c = 84 / (21 - 15) = 14 см = > МО = 2√51 (см) Ответ: 16 см, √1159 / 2 см, 2√51 см.

Слайд 17

Благодарим за внимание!

Слайд 18

Информационно-коммуникационные технологии Силами учеников была создана компьютерная поддержка уроков по различным темам: « Применение производной для решения физических задач» (11класс); «Преобразование графиков функций» (9 класс) «Период сложной функции» (10 класс ) «Вычисление объемов тел с помощью интеграла» (11 класс) и другие

Слайд 19

Структура урока Использова-ние вновь полученных знаний Индивиду-альная помощь со стороны учителя ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ВЫХОД НА КОНТРОЛЬ

Слайд 20

Практикумы как ведущая форма самостоятельной работы учащихся Отличие практикумов от обычных самостоятельных работ: 1. Практикумы охватывают, как правило, материал всего цикла или всей темы. 2. Содержание практикума составляют задания разной сложности, от заданий обязательного минимума до заданий повышенной трудности. 3. Разрешается консультация с учителем. 4. В зависимости от целей практикумы могут быть оценочными и безоценочными . 5. Если практикум безоценочный , разрешается дорабатывать материал после урока. 6. Практикум дает возможность учащимся не только проверить и обобщить, но и пополнить знания. 7. На практикум отводится, как правило, два урока.

Слайд 21

Игровые технологии

Слайд 22

Педагогическая поддержка

Слайд 23

Структура обучения в профильном классе ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «Создание условий для развития и дальнейшего совершенствования математических способностей учащихся» Организация учебно-воспитательного процесса Содержание обучения ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – дифференциация и индивидуализация Контроль качества знаний Технологии обучения РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ

Слайд 24

«Есть ли у меня трудности в работе? Конечно! И еще какие! Но скажу одно: имея полное взаимопонимание с ребятами, не боюсь на последнем уроке года предложить ученикам дать письменную объективную оценку мне как учителю и как человеку – это всегда помогало в вопросах самообразования и самовоспитания. За что я им очень благодарна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в 5 классе. Десятичные дроби.

Учащиеся часто затрудняются в замене обыкновенных дробей десятичными. Кроме основных теоретических сведений, касающихся перевода обыкновенных дробей в десятичные, я даю ряд устных упражнений....

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

Из опыта работы в профильных классах.

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассн...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Из опыта работы.Тесты, 5 класс

Из опыта работы.Тесты можно использовать в качестве контроля после повторения изученногов начальной школе Из опыта работы....

Из опыта работы. Синтаксис 5 класс

Тест по русскому языку...

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...