Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
статья по теме

Плотникова Галина Вениаминовна

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_cherez_master.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта через мастер-класс.

Учитель математики Плотникова Г.В. МОУ «Сибирская СОШ №1».

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и  распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления педагогического опыта является мастер-класс.

В словосочетании мастер-класс первая часть «мастер» означает высокое искусство в какой-нибудь области, вторая часть «класс» - показатель высокого качественного уровня.

Мастер- класс-это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения педагогической проблемы.

Презентация наработок педагогического опыта в форме мастер-класса предъявляет особые требования к педагогу, перед  ним стоит ряд проблем:

  1. Какие грани ПО лучше представить?
  2. Каким способом это лучше сделать?
  3. В каком отношении соотнести практическую и теоретическую часть?

В современной литературе можно прочитать, что педагог владеющий

  1. мастерством организатора;
  2. мастерством убеждения;
  3. мастерством передачи знаний;
  4. мастерством владения техникой;
  5. мастерством исследователя;

является педагогом-мастером.

При подготовке мастер-класса следует обратить внимание на то, что технология его проведения отличается от технологии проведения открытого урока. Известный ученый

М.М.Поташник считает «открытый урок может быть одновременно и мастер-классом, а может им  не быть». Проведем сравнительный анализ мастер-класса и открытого урока по следующим параметрам: определение, цель проведения, содержание, формы проведения, режим работы.

Мастер-класс-форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Открытый урок- форма содействия повышения профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы.

Цель мастер-класса- повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.

Цель открытого урока- показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.

Содержание мастер-класса- передача опыта, педмастерства, педтехнологий путем прямого и комментированного показа приемов деятельности.

Содержание открытого урока- показ триединой цели, поэтапность, технологичность урока, формы, способы самоанализа, оценочные листы урока.

Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, интегрированное занятие, показ программы деятельности элективного курса, факультатива, мультимедийная презентация, круглый стол, показ отдельных форм или методов работы.

Формы проведения открытого урока- открытое занятие(урок).

По режиму работы: мастер-класс это системная работа, многократны встречи с определенной группой слушателей( как учащихся, так и взрослых).

Открытый урок- несистемная работа, разовый показ открытого занятия (урока) с любой группой слушателей (учащихся или воспитанников).

Принцип работы: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Принцип работы: «Я должен обеспечить активное учение каждого ученика».

Вывод:

открытый урок проводится в форме мастер-класса, если педагог показывает его для повышения квалификации приглашенных коллег (знакомит с элементами новой педтехнологии, альтернативной программой на новом учебном содержании).

Пример мастер-класса по теме «Теория поэтапного формирования умственных действий учащихся на уроках математики», который проводился для учителей РМО.

Первая часть-теоретическая. Представление автореферата по данной проблеме, защита концепции ТПФУД,рассказ о системе своей работы.

Вторая часть-практическая. Учебное занятие-урок с использованием представленного педагогического опыта. В роли учеников-учителя математики РМО.Отрабатываются полученные знания в процессе приобретения необходимых умений, навыков.

Задания группам:

  1. В каких классах и при изучении каких тем целесообразно применять эту технологию?
  2. Назовите приемы фронтальной проверки домашнего задания?
  3. Ваш вариант контроля за результатами учебной деятельности?
  4. К какому типу относятся следующие ООД?
  5. Придумайте ООД 1 типа по теме «Смежные и вертикальные углы»
  6. Начните урок по теме «Умножение целых чисел»
  7. Придумайте изюминку урока, интересный факт, открытие по теме «Квадрат суммы двух чисел» .

Третья часть-рефлексия процесса и результатов реализации технологии. Презентация работ, дискуссия по результатам совместной деятельности. Заключительное слово учителя.

Пример мастер-класса по теме «Свойства функций и их графики». Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ с применением ИД и компьютеров.

Введение.Выделение проблемы.Обьединение в группы для решения проблемы. Принятие правил работы в группах.

  1. Проведение урока для слушателей-коллег с демонстрацией приемов эффективной учебной деятельности (ИД).
  2. Моделирование. Работа в малых группах: выполнение заданий ЕГЭ-2009 на компьютерах.
  3. Представление результатов работы. Обсуждение и корректировка результатов работы.
  4. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастер-класса. Дискуссия.
  5. Заключительное слово педагога.

Сегодня представление педагогического опыта в форме мастер-класс получает все большее распространение, хотя она одна из наиболее сложных, но в то же время продуктивных. Позитивным результатом мастер класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта работы

В данной статье представлено обобщение собственного педагогического опыта, основные эффективные формы работы....

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

Представление педагогического опыта работы

Представление опыта работы Долговой О.Н....

Публичное представление педагогического опыта работы

Обобщение педагогического опыта работы учителя физики по теме  "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством инновационных технологий в условиях личностно - ориенти...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...

«Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)

«Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)....