Публичное представление педагогического опыта работы
учебно-методический материал на тему

Клементьева Елена Александровна

Обобщение педагогического опыта работы учителя физики по теме  "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством инновационных технологий в условиях личностно - ориентированного обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

 собственного инновационного педагогического опыта

учителя физики  

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Клементьевой Елены Александровны

Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством инновационных технологий в условиях личностно - ориентированного обучения».        

Актуальность и перспективность опыта.

Вопросы формирования познавательной активности учащихся средней и старшей школы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В педагогике определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний».

Актуальность моего опыта работы  обусловлена  существенными изменениями, происходящими  в последнее время  в пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и научить  их сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания, т.е. пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. 

Сегодня основная цель обучения – воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и ей подчиняются основные задачи современного образования.

Поэтому задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Модернизация образования потребовала применения всеми участниками педагогического процесса – обучающимися и учителями – современных образовательных технологий  в учебно-воспитательном процессе.  Я рассматриваю инновационные технологии, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.

Условия формирования ведущей идеи опыта,  условия возникновения, становления опыта.

Работая в школе с 1987 года, главным в своей работе считаю постоянное повышение своего педагогического образования. Я постоянно занимаюсь изучением новаторских методик, передовых технологий, изучаю  опыт своих  коллег в школе, в районе, на курсах, в интернет-сообществах. 

Учитель остаётся учителем до тех пор, пока сам учится – такова специфика  педагогического труда.

В процессе накопления педагогического опыта, идея формирования учебно-познавательных интересов учеников стала для меня одной из самых значимых. Познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности», формирование, которого является целью обучения и определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Поэтому, прежде всего необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть скучным и  ненужным.

       Необходимы средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке, необходима разработка системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения.

Я считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мне приходится строить свои уроки таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать ее.

Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта личного соучастия, вызывающего определенные нравственные чувства и суждения учеников.

В ходе формирования моего опыта я считаю, что для активизации (мотивации) учебно-познавательной  деятельности обучающихся в современных условиях, необходимо использование новых образовательных  технологий. Благодаря новым образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются  основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников

Наличие теоретической базы опыта. В своей работе я опираюсь на личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии:  технология  проблемного обучения (М.Фридман и др.), технология блочно - модульного  обучения (М.А.Чошанов  и др.), личностный подход в обучении (Н.А.Афанасьева), теоретико-методологические  основы организации личностно-ориентированного урока (М.И.Лукьянова). 

Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся, факторы и условия их развития,  изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский).

Необходимо научить школьников не только понимать учебный материал, но и научить их мыслить. Как мотивировать познавательную деятельность учеников? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, ученые, психологи. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал: «Деятельности без мотива не бывает». Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — активизировать их мышление. Значимость данной задачи не один раз подчеркивал видный русский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не лишь владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заблаговременно заданным признакам, но и вскрывать новейшие связи, открывать новейшие приемы, приходить к решению новейших задач». В своей работе стараюсь следовать мудрому совету В.А.Сухомлинского — беречь "детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний".

    В основе организации жизнедеятельности нашей школы, заложены принципы, являющиеся основными принципами инновационного обучения:

- креативность (ориентация на творчество);

- принцип демократичности и гуманности, гуманистической направленности содержания (Ш.А.Амонашвили).

- принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик;

- принцип личностно-ориентированного подхода;

-усвоение знаний в системе;

- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).

Технология опыта.

В работе над темой активизации учебно-познавательной деятельности мною поставлены следующие задачи:

  • Развитие познавательного интереса и активности учащихся с учетом их возрастных и личностных особенностей;
  • Организация активной мыслительной деятельности ученика на уроке и внеклассных мероприятиях;
  • Организация самостоятельной и творческой работы ученика в урочной и внеурочной деятельности.

Выполнению этих задач мне помогают как традиционные, так и современные образовательные технологии, как средство повышения заинтересованности в обучении, в активизации учебно-познавательной деятельности.  

Это технологии:

-  критического мышления;

- обучение в сотрудничестве;

- проблемно-поисковое обучение;

- технология исследовательских методов;

- метапредметное  обучение;

-информационно-коммуникационные технологии,

     Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

    В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Учащиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

  Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

  Первая стадия (стадия вызова) – актуализируются имеющиеся знания учащихся, пробуждается интерес к теме; здесь определяются цели изучения материала.

  Вторая стадия – осмысление нового материала. Данную стадию можно назвать основной, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. Эта часть урока и есть его основной смысл, то, ради чего затеяно учение, она посвящена задаче усвоения нового знания. Не случайно стадия названа осмыслением – это смысловая стадия, как для учителя, так и для обучающихся.  Для учителя на ней сосредоточен смысл его преподавательской деятельности, а для обучающихся через осмысление достигается необходимое восприятие нового учебного знания.

 Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь учащиеся осмысляют изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.

 Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока использую свои методические приемы.

Для наибольшего активизирующего эффекта, для критического преобразования, переживания и усвоения предложенной информации урока стараюсь создать ситуации, в которых ученики сами:

- находят несколько вариантов возможного решения познавательной (проблемной) задачи;

- отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставят вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензируют и  оценивают ответы и письменные работы товарищей;

- занимаются обучением отстающих;

- объясняют более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирают посильное задание.

Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности.

Я считаю, что идеальной формой обучения для сотрудничества  и взаимопомощи  является  парное и групповое обучение. В паре  ученики могут друг друга проверить, закрепить новый  материал, повторить пройденный. Ученики дома готовят творческие задания – вопросы,  кроссворды, физические  диктанты. Можно применить устный опрос в форме диалога. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов.  Личностно-ориентированное  обучение  приводит  к  доброжелательной  атмосфере  во  время  уроков,  отсутствию  конфликтов  и  осознанию  учеником  права  выбора  заданий  в  соответствии  со  своим  уровнем  способностей  и  подготовки.  Это служит   стимулом    для  дальнейшего  роста  своих  достижений,  а  индивидуальная  работа  на  уроках  и  во  внеурочное  время  даёт  положительные  результаты.

Проблемно-поисковое  обучение помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением  новой темы  учащимся  задаются вопросы или задачи, для решения которых требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую или теоретическую работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. На разных этапах урока можно решать качественные проблемные задачи: "Почему железные ложки кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, при одинаковой температуре окружающего воздуха?" (Теплопроводность, 8 кл.), "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость движения молекул и температура тела, 7 кл.) и т.п. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, ученики подводятся и к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.

Стараюсь уделять внимание решению  экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закрепления знаний,  и в домашних заданиях. Выполняя эксперимент дома, ученики обучаются умению самостоятельно пополнять знания. Этот прием способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Творческие задачи с недостающими данными предполагают знания, развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств, проявлять и развивать свою интуицию. С целью развития мышления предлагаю учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.;

Чтобы не подрывать у ученика веру в свои силы и способности, подбираю задачи, таким образом, чтобы они соответствовали уровню развития познавательных сил учащегося, не превышали возможности ученика.

Организуя работу учеников по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, использую решение нетрадиционных и комбинированных задач в углубленном обучении. Это задачи, не выходящие за рамки школьной программы, но требующие для решения нестандартного подхода.  Например, по теме «Основы термодинамики» особое место занимают задачи на перевод графика одного газового процесса из одних координат в другие. Требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах. Решение комбинированных задач, требуют понимания происходящих процессов в условии задачи, и применения   знаний из  разных разделов физики, например статики и динамики, кинематики, динамики и электричества и т. д.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении физики позволяет повысить интерес  к физике, сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Любую исследовательскую, творческую задачу, привлекательную для детей, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этих условиях исследовательская задача может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса. Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать элементарные навыки этой работы: ставить цель; составлять план исследований; подбирать необходимые приборы и материалы; собирать необходимые установки; проводить исследования и формулировать выводы. А также: познакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки: теоретическое предвидение – гипотеза – наблюдения – эксперимент – анализ экспериментальных фактов и выводы из них – проверка выводов на практике.

В своей работе я стараюсь использовать исследования на разных этапах обучения физике. Например:   -  при изучении физической теории;

  • при решении задач;
  • при проведении демонстрационного эксперимента;
  • при выполнении лабораторных работ;
  • при выполнении домашних работ

например, с обучающимися 7-8  классов мы проводим в течении года по выбору :

  • исследования практических вопросов, например, «От чего зависит скорость испарения», «От чего зависит скорость диффузии»;
  • исследования с помощью самодельных приборов:   «Шар Паскаля», «Поилка для птиц», «Электроскоп» и др.;
  • исследования дома и на улице: «Мощность домашних электроприборов», «Диффузия вокруг нас» и др.;
  • проектную исследовательскую деятельность учащихся «Опреснение воды», «Микроклимат в учебных классах» и др.
  •  задания «Расчет давления, производимого при ходьбе», «Зависимость  давления, производимого при ходьбе, от обуви на каблуках».

Применяем разные способы и формы  оформления: презентации, опыты, кроссворды, сообщения и т.п.  

Мною были проведены открытые  уроки-исследования на уровне образовательной школы в рамках предметной недели «Электроскоп. Два рода электрических зарядов» в 8 классе, «Силы трения» в 7 классе.

Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения. Например:

  1. С помощью измерительной ленты измерьте длину, ширину, высоту своей комнаты, (класса, и т.п.) и вычислите ее площадь, объем.
  2. В сутках 24 часа (Месяц, Год) Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
  3. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 3,5 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

С целью осознанного прочного восприятия и запоминанияв устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:

  • Устройство, прибор, механизм  –

1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;

  • Физическая величина –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Учащиеся 9-11-х классов активно участвуют в подготовке и проведении презентаций, семинаров, конференций по темам курса физики:  «Проблемы электроэнергетики»,  «Физика и познание мира» и др. 

Исследовательская деятельность призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.

Для детей важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние метапредметные связи, под влиянием которых познавательная деятельность учеников на уроке значительно активизируется. Например, при изучении темы «Оптические приборы. Глаз» рассматриваем оптические иллюзии, без которых не было бы мира изобразительного искусства, архитектуры, телевидения, при изучении темы «Давление твердых тел» объясняем, почему нет гор в 10 раз выше Эвереста, почему давление осы на кожу человека при укусе такое же, как и в центре Земли – 300 млрд. Па, и т.д. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Использование метапредметного обучения способствует  также эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика.

Происходит гуманитаризация содержания физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики и  биохимии,  географии и экологии.

Личностно-ориентированное обучение помогает в создании  творческой  атмосферы на уроке, а так же создаёт  необходимые условия для развития  индивидуальных  способностей  обучающихся, опираясь на метапредметные связи.

Происходит гуманизация отношений между участниками процесса обучения.  Она предполагает отношение к каждому человеку как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению,  ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование единой научной картины мира и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности.

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности ученика, позволяет легко войти в контакт с учениками, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению, развивает у него потребность в чтении.  Например, при изучении с восьмиклассниками темы о тепловых явлениях разбираем стихи русских поэтов 19 века, пытаясь выяснить, какие физические явления с точки зрения физики, описывают авторы.

Так, как я веду в школе еще уроки изобразительного искусства и МХК,  то я часто использую произведения искусства в процессе обучения физики. При изучении темы «Волновые свойства света» в 11 классе, демонстрирую произведения русских пейзажистов 19 века, французских импрессионистов, разбирая их художественные стили, связываем с причинами ряда световых явлений в природе. Например, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; электромагнитными и оптическими процессами – красоту северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком,  например, оранжевый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый, голубой – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются также в бытовом и в промышленном дизайне, что наглядно демонстрируют творческие работы учеников по искусству, технологии. Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует активизации познавательной деятельности. Приобщая учащихся к прекрасному, убеждаем подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции, воображение необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.  Интернет на уроке позволяет приобщить к научному опыту человечества и шедеврам мировой культуры. Моей задачей является: научить добывать, структурировать и транслировать информацию. Для трансляции информации на уроке выполняются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады. Готовые электронные пособия, авторские проекты учеников и учителя в форме презентаций могут быть использованы в качестве дидактического материала для учеников, пропустивших занятия или индивидуального обучения.

Одним из элементов современного образовательного процесса, представляющим богатейшие возможности для активизации познавательной деятельности, являются информационные технологии. Они дают огромные возможности не только для саморазвития педагогов, но и для совершенствования учебного процесса в целом и повышения эффективности преподавания физики. С помощью компьютера можно осуществить текущий контроль деятельности ученика, влиять на степень усвоения знаний, сделать процесс обучения более индивидуальным. При изучении физики компьютер дает возможность эксперимента, реально неосуществимого на практике, виртуального физического эксперимента (опыты по молекулярной физике, ядерной физике, опыты, требующие сложного оборудования, опыты, которые невозможно провести по технике безопасности). Кроме того, есть научно-популярные фильмы, видеоролики, показывающие связь с жизнью. 

 Информационно — коммуникативные технологии использую:

  1. при объяснении нового материала;
  2. при организации самостоятельной работы ученика на уроке;
  3. при организации исследовательской, проектной  деятельности
  4. при проведении виртуальных лабораторных работ и демонстраций;
  5. при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения.

Школьники, самостоятельно  создавая презентации, при выполнении  индивидуальных домашних заданий, осваивают работу с компьютером,  учатся выбирать главное,  концентрировать свою мысль.  Презентации можно или включить в объяснение учителя, или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания.  

Использование ИКТ на уроках физики и внеклассных занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • Выполнить большой объем работы при  многократной работе с программами;
  • Ускорить процесс проверки выполненных заданий учащихся; эффективно закрепить сформированные знания и умения;
  • Объективно оценить знания, умения и навыки школьников;
  • Видеть результаты своей деятельности;
  • Выработать навыки самостоятельной работы;
  • Использовать индивидуально-дифференцированный подход в преподавании физики;
  • Развивать практико-ориентированное мышление;
  • Повысить мотивацию учебной деятельности школьника.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса трудна, и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Также немаловажно создавать на уроке благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности. 

Всю  свою работу стараюсь вести в условиях  личностно-ориентированного обучения:

  • Использую разнообразные формы и методы организации  учебного процесса;
  •  Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса;
  •  Предлагаю  учащимся  на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  •  Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого  организацию учебного процесса;
  •  Веду индивидуальную работу с каждым учащимся, помогаю  им самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки;
  •  Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.

Таким образом, эффективное применение инновационных технологий   в условиях личностно-ориентированного обучения позволяет активизировать и развивать у учащихся не только учебно-познавательные, а также общекультурные, информационные и коммуникативные компетенции, которые являются результатом ФГОС ООО.

Результативность опыта.

В результате  использования вышеописанных подходов в изучении  физики удаётся:

- повысить  заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- повысить их творческую активность, самостоятельность;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;

Итоги школьного мониторинга за последние пять лет  свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают программу по физике. Среднее качество знаний учащихся - выше 60%,  (по результатам административных контрольных работ).

2013-2014 уч. год

классы

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% усп.

-

100

100

100

100

% кач.

-

45,5

70

100

100

Ср.балл

-

3,6

4,1

4

4,25

2014-2015 уч. год

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% усп.

100

-

100

100

100

% кач.

83

-

54,5

70

100

Ср.балл

4,3

-

4,1

4

4

2015-2016 уч. Год

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% усп.

100

100

100

100

100

% кач.

62,5

83

66,6

50

100

Ср.балл

4,5

4,2

3,8

3,75

4,2

2016-2017 уч. год

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% усп.

100

100

100

100

100

% кач.

58

60

71,4

83,3

75

Ср.балл

3, 9

4

4,1

3,9

3,8

2017-2018 уч. год

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% усп.

100

100

100

100

100

% кач.

71,4

60

58,1

100

83,3

Ср.балл

4,2

4

4,1

4,2

3,9

        В 2013-2014 учебном году в 11 классе был проведен внешний мониторинг по физике, обучающиеся показали 71% качества  знаний.

        В 2016-2017 учебном году в 11 классе были проведены Всероссийские проверочные работы (ВПР) по физике  -  50% качества  знаний.

 Важной частью работы учителя является работа с одаренными детьми. Мною ведутся занятия углубленного уровня:  в 9 классе «Решение задач  ОГЭ», в 10,11 классе «Решение задач  ЕГЭ». Индивидуальные занятия,    подготовка к участию в школьных, районных, республиканских олимпиадах осуществляется круглогодично. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами районных,  участниками республиканских предметных олимпиад по   физике и искусству.     В 2013-2018 учебных годах обучающиеся занимали призовые места на муниципальном уровне: победителей – 2, призеров – 5. Участие на республиканском уровне – 3. всего победителей и призёров – 7.

Учебный год

Ф И, класс

Место

1

2013-2014

Карасева Алена, 10 кл.

Призер муниципального этапа по искусству

2

2014-2015

Биушкин Максим, 9кл.

Победитель муниципального этапа по физике, участник республиканского этапа  

3  

4

2016-2017

Малыйкин Артем, 7 кл.

Участник республиканского этапа по физике

Фролова Олеся,  10 кл.

Призер  муниципального этапа по искусству

5

6

7

2017-2018

Суханов Артем, 7 кл.

Победитель муниципального этапа по физике, участник республиканского этапа

Малыйкин Артем, 8 кл.

Призер муниципального этапа по физике

Нуянзин Максим, 9 кл.

Призер муниципального этапа по физике, участник республиканского этапа  

       В 2017-2018 учебном году 3 ученика 7 – 8 классов впервые участвовали в заочном этапе  Всесибирской олимпиады по физике.

       Труд  учителя не ограничивается  только урочной деятельностью. Я много уделяю внимания и внеклассной работе. В 2016-2017 учебном году разработала и использую авторскую программу  по внеурочной  деятельности  «Художественное творчество». Веду кружок. Провожу мероприятия по занимательной физике, искусству, оформляем тематические стенды, итоговые  выставки работ учащихся, ставшие традиционными в школе.

       Дети ежегодно участвуют в творческих конкурсах и мероприятиях муниципального  и республиканского уровня: «Экология. Дети. Творчество», «Защитим лес», «Морской венок Славы», «Калейдоскоп профессий» и др. Занимают призовые места в конкурсах муниципального этапа.

Ф.И.

Учебный год

Название конкурса

Вид поощрения

Биушкин Максим

2013-2014

Муниципальный

этап   конкурса, посвященный  20-летию Конституции Российской федерации

Грамота

(1 место)

Зинкина Ирина

2013-2014

6 районный конкурс детского творчества «Пластилиновая ворона»

Диплом

1степени

Савельева Анна

2013-2014

6-й районный конкурс  детского творчества «Пластилиновая ворона»

Диплом участника

Азимахмадова Мафтуна

2016-2017

Муниципальный

этап   конкурса «Морской венок Славы: моряки на службе Отечеству»

Грамота

(1 место)

Арапова Анастасия

2016-2017

Муниципальный

этап   конкурса «Морской венок Славы: моряки на службе Отечеству»

Грамота

(2 место)

Суханов Артем

2016-2017

Муниципальный

этап   конкурса «Морской венок Славы: моряки на службе Отечеству»

Диплом участника

   Стараюсь проявлять общественно-педагогическую  активность в жизни школы, села, района. В межаттестационный период на муниципальном уровне приняла участие:

  • 1. в проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в качестве ответственного организатора  -  2014-2015 учебный год.
  • 2.  в работе жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству  -  2017-2018 учебный год.
  • 3. в подготовке выборов в Государственную Думу  Федерального собрания Российской Федерации, Государственное собрание  Республики Мордовия и представительные органы местного самоуправления  в 2016 году в качестве члена ИКМО «Ардатовское сельское поселение»

Вместе с учащимися выпускаем  школьную газету,   художественным редактором, которого являюсь, участвуем в оформлении декораций для школьных мероприятий. Периодически летом работаю воспитателем летнего лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»(2013, 2014гг.),  в 2016, 2017 г.г. – воспитателем  лагеря трудового актива «Радуга».

Заведую школьным фондом библиотеки, кабинетом физики. 

Большую роль в обучении играет грамотно, эстетично оформленный кабинет физики. За 5 лет работы в кабинете накоплен большой материал для урочной и внеклассной работы,  кружковых занятий, его содержание постоянно дополняется. Ежемесячно обновляются стенды «Занимательная физика», «Учись учиться».

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моим предметам.

Одним из показателей я считаю, что ежегодно  выпускники  школы после успешной сдачи ЕГЭ, в частности и по физике, поступают в ВУЗы и в другие специализированные учебные заведения на технические  и инженерные специальности, а также на факультет национальной культуры.

    За межаттестационный период имею награды и поощрения.

  1. Благодарственное письмо Центризбиркома РМ за активную работу, в ходе реализации мероприятий по повышению правовой культуры избирателей. 2013г.
  2. Благодарность Московского Центра непрерывного математического образования за участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ.  2017г.
  3. Почетная грамота  МБОУ «Ардатовская СОШ» за многолетний добросовестный и плодотворный труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения. 2017 г.
  4. Благодарственное письмо редакции Всероссийского издания СМИ «Портал педагога» за активное участие в работе издания, за личный вклад по внедрению ИКТ технологий в образовательный процесс. 2018 г.

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта    заключаются в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда  обучающийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи. Происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно-развивающих,  личностно-ориентированных.  Они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.

Разработка уроков, методического материала требует большой, продуманной подготовки учителя. Педагог должен в первую очередь изучить методическую литературу по данной теме, изучить опыт передовых учителей, учителей – новаторов. Во-вторых, выбрать для себя приемлемые приёмы, методы, формы работы... Проблема, которая встает при этом - это разработка системы развития мотивации  к учебе. Так же работа предполагает активное сотрудничество с другими учителями-предметниками.

Исходя из анализа работы, хотелось бы поставить для себя цели и задачи для дальнейшей работы:

1. Активнее внедрять в образовательный процесс современные технологии, основанные на использовании информационных технологий.

2. Активизировать работу с одаренными детьми, внедряя в учебный процесс программы вариативного изучения предмета.

3. В работе со слабыми учащимися применять различные методы мотивации к предмету.

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

   Обобщение собственного педагогического опыта реализую на открытых уроках, на     ШМО, на различных секционных занятиях районного уровня,  в интернет-публикациях.  

Выступала с докладами на ШМО учителей физики, математики и информатики  своей школы по темам:

1)  «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента» (ноябрь 2014 года);

2)  «Электронно-образовательные ресурсы на уроках физики в средней школе» (февраль 2015 года);

3)  «Организация творческой деятельности учащихся   во внеурочное время» (январь 2016года);

4) «Личностно-ориентированный  подход на уроках физики в условиях ФГОС» (декабрь 2016 года);

5)  «Особенности преподавания астрономии и необходимость материально-технических условий при изучении астрономии на уровне среднего общего образования»  (октябрь 2017 года)

 На различных мероприятиях районного уровня с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта выступала с докладами:

  1. на секционном заседании учителей технологии в августе 2015 года по теме «Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе»;
  2. на секционном заседании учителей физики в августе 2015 года по теме «Особенности программно-методического обеспечения преподавания физики в 2015 – 2016 учебном году»;
  3. на секционном заседании учителей физики в августе 2017 года по теме «Особенности преподавания учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования»;
  4. на секционном заседании учителей музыки, искусства и ИЗО в августе 2017 года по теме «Формирование базовых национальных ценностей при преподавании изобразительного искусства, музыки, МХК».

За межаттестационный период мною были проведены следующие открытые уроки и мероприятия, с использованием  инновационных   технологий:

Дата

Место

проведения

Тема

Название

мероприятия

1

Февраль 2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Звук. Скорость звука» 9 класс

Работа ШМО

2

Декабрь

2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Электроскоп. Электрическое поле» 8 класс

Предметная неделя.

3

Декабрь

2015

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Реактивное движение. Освоение космоса» 9 класс

Предметная неделя

4

Ноябрь 2016

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Электромагнитная индукция»

9 класс

Работа ШМО

5

Декабрь 2016

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Обобщение по теме «Плотность вещества»» 7 класс

Предметная неделя

6

Февраль 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Дисперсия» 11 класс

Работа ШМО

п/п

Дата

Место проведения

Тема

Название мероприятия

1

Февраль  2014г.,

Декабрь 2016

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Физика вокруг нас»

Урок занимательных опытов и экспериментов для 7,8,9 классов

2

Февраль  2014, Декабрь 2014,

2015, 2016 г.

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Физический калейдоскоп»

Занимательная викторина для 8, 9 классов

3

Декабрь 2014,

2015, 2016 г.

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Посвящение в физики»

Игра-викторина для

7, 8, 9 классов

4

Декабрь

2015, 2016 г.

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Умники и Умницы»

Конкурсная программа для 10-11 кл

5

Октябрь

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Учителями славится Россия…Поздравления учителям»

Выставка поздравительных и тематических рисунков

6

Декабрь

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Новогодний вернисаж»

Выставка- конкурс творческих работ

7

Февраль

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Слава защитникам Отечества»

Выставка поздравительных и тематических рисунков

8

Март

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Праздник мам»

Праздничная выставка творческих работ

9

Апрель

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Мир вокруг нас»

Выставка- конкурс плакатов ко Дню Земли, посвященный Году Экологии

10

Май

2013 – 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Салют Победы»

Выставка  поздравительных открыток и тематических рисунков

Стараюсь повышать свой методический уровень, прошла курсы повышения квалификации учителей физики и астрономии:

1.«Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию

физики  в условиях реализации  ФГОС ОО», ГБУ ДПО (ПК) «МРИО»,

06. 10 –24. 10. 2014г, 108 часов;

        

2.«Модернизация  технологий и содержания  обучения на основе реализации метапредметного подхода в образовании в соответствии ФГОС ООО», ГБУ ДПО (ПК) «МРИО».

09. 06  – 11. 06. 2016г, 16 часов;

3.По дополнительной профессиональной программе  «Астрономия – путь в будущее». ГБУ ДПО (ПК) «МРИО».

14.08. – 18.08. 2017 года,  36 часов.

4.Участие в методическом мероприятии, образовательном  семинаре «Актуальные вопросы преподавания астрономии» для учителей физики и астрономии. Дрофа.ру,

 Москва, 14 августа, 2017 года, продолжительность семинара 5 часов.

     

Публикации о педагогическом опыте размещены на личном мини-сайте http://nsportal.ru/elena-klementjewa, на сайте МБОУ http://arddub.schoolrm.ru , на сайте portalpedagoga.ru.

Используемые Internet – ресурсы в работе:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта

 Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...