Публичное представление педагогического опыта
статья на тему

Мишина Елена Михайловна

   Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы, иное содержание. Нам нужно стремиться к западному уровню.

   Отвечая требованиям эпохи бурного развития научно-технического прогресса, чиновники российского образования говорят о необходимости повышения качества образовательной услуги, дабы школа и вузы могли растить для страны грамотных высококвалифицированных работников, способных укрепить промышленность, развивать науку, восстановить сельское хозяйство. Все это верно и правильно. Вот только одно «но». А. Пушкин, поэт, прославивший русскую поэзию на века, писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Не уверена, что такого мнения придерживаются наши выпускники. Они, развитые и творческие, напоминают красивые растения, выращенные в цветочных горшках: будут благоухать и пышно цвести всюду, где создадут им комфортные условия. Но у них нет крепких корней, идущих глубоко в родную землю, корней, дающих силы выживать даже в трудных «климатических условиях». А значит – прекрасное физическое, умственное, эстетическое развитие недостаточно для наших учеников. Для того чтобы они выросли верными гражданами России, начинать нужно с духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publ._predst._na_sayt.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.           

Учитель русского языка и

литературы Мишина Е.М.

   Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы, иное содержание. Нам нужно стремиться к западному уровню.

   Отвечая требованиям эпохи бурного развития научно-технического прогресса, чиновники российского образования говорят о необходимости повышения качества образовательной услуги, дабы школа и вузы могли растить для страны грамотных высококвалифицированных работников, способных укрепить промышленность, развивать науку, восстановить сельское хозяйство. Все это верно и правильно. Вот только одно «но». А. Пушкин, поэт, прославивший русскую поэзию на века, писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Не уверена, что такого мнения придерживаются наши выпускники. Они, развитые и творческие, напоминают красивые растения, выращенные в цветочных горшках: будут благоухать и пышно цвести всюду, где создадут им комфортные условия. Но у них нет крепких корней, идущих глубоко в родную землю, корней, дающих силы выживать даже в трудных «климатических условиях». А значит – прекрасное физическое, умственное, эстетическое развитие недостаточно для наших учеников. Для того чтобы они выросли верными гражданами России, начинать нужно с духовно-нравственного воспитания.

   Что есть духовное начало?

   Как можно его пробуждать и укреплять в детях?

   Что нужно привнести в современную школу, чтобы создать необходимые для правильного духовного становления личности условия?

   В течение тысячелетия основой духовного становления личности была его вера в Бога. Дух – бесценное сокровище. Дух – это Бог в человеке. Стать духовным значит вобрать ту высшую силу, которая сотворит из человека Человека. Дух – это не просто сильная воля, настойчивое стремление к достижению целей. Это внутренние силы, которые помогут противостоять многочисленным искушениям современной жизни, так как свет истины, любви, красоты будет вечно жить в душе. Действие духа проявляется в страхе Божием, в живой совести, в молитве, в любви.  Дух в человеке несовершенен изначально (поврежден первородным грехом). Задача человека – неустанное самосовершенствование.

   Нравственность – это неписанный свод морально-этических законов, переходящий из одной эпохи в другую и постоянно меняющий и накапливающий нормы, принципы, идеалы.

   Под духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

   

   Таким образом, духовно-нравственное воспитание невозможно без религиозного. Русская педагогика ХХI века должна стать православной. Необходимо гармонично сочетать государственное, народное и национальное воспитание с вековыми традициями нашей Святой Руси. Общество деградирует, если отказывается от соблюдения традиционной морали.

   Что может и должен предпринять учитель, чтобы открыть глубокую духовную жизнь в детях? Что мы можем противопоставить пропагандируемой «свободной жизни», несущей в себе жестокость, бесстыдство, вседозволенность, обесценивание чести и человеческой жизни? Что поможет воспитать в них незыблемые моральные и культурные запреты? Вера в Бога, и только она возвышает нравственные ценности над материальными.

Актуальность

Самое главное дело учителя - заботиться о здоровье души ребенка, ученика. Какие же свойства нужно растить в детской душе? Все духовные ценности: доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, любовь, простоту, сердечность, естественность. По словам П.Ф. Каптерева, педагогический идеал – это воспитание доброго общественника, умеющего считаться с интересами других людей и страны в целом, это воспитание патриота и гражданина. Россия всегда сплачивалась перед лицом опасности, беды. Видя, как один за другим попадают в приют дети при живых родителях – социальные сироты, как ученики уже с 3-4 класса начинают курить, как легко срывается с детских уст (вместо истины!) нецензурная брань, зная, что в нашем наркодиспансере состоят на учёте 2000 наркоманов ( по словам практикующего нарколога, в реальности их намного больше), с грустью отмечая, как распадаются молодые, только что созданные семьи, понимаешь, что БЕДА ПРИШЛА. И самая главная задача всех родителей, в первую очередь, и учителей – спасать детские души.

Как же нам, учителям, работать с детьми? Невозможно лечить болезнь, не зная причин. В поисках причин приходишь к выводу, что виной всему – бездуховность, отсутствие идеалов или подмена их суррогатами.

Имея 20-летний опыт работы в школе, хочу признаться, что порой проблемы встречаются такие, что и опыт не помогает. Помощь и руководство получаю со стороны священнослужителей храма Рождества Христова, находящегося в Пролетарском районе, - настоятеля отца Анатолия, иерея отца Сергия. «Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя»,- писал
Л.Н.Толстой. Посещение богослужений, чтение православной литературы оказывают неоценимую помощь в самовоспитании.

Серьёзную поддержку нахожу, обращаясь к работам известного психолога И.Медведевой. Душевные и духовные проблемы у детей И.Медведева объясняет тем, что в нашем обществе произошла ломка костного стереотипа – резкая смена ценностей, приоритетов, обрушение жизненных стереотипов. У русского человека генетическая память сформирована православной культурой. Русская культура очень целомудренна. Соборность, патриотизм,
взаимопомощь, презрение ко всему низменному (комфорт, уровень жизни не должны быть идолом, главенствующей целью) – вот что хранит наша генетическая память, глубинная память человека о культуре его предков. Всему этому сегодня зачастую противопоставляется установка на богатство, на антипатриотизм, отмена стыда, ранняя сексуализация жизни. Поэтому
современные дети душевно травматичны, им трудно противостоять вредным привычкам, у них слабый дух.

Что же может сделать учитель–словесник? Учитель русского языка и литературы знакомит своих учеников с великим духовным достоянием, богатством нашего народа. Чтение - одна из необходимых предпосылок духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества.

Литература вообще, но особенно русская литература – благодатная почва для духовно-нравственного воспитания детей в свете традиционных ценностей Православия. Л.Н. Толстой писал: «Плохие книги не только бесполезны, но и вредны…. Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов». Хорошая книга может очищать, воспламенять, смягчать, делать милосердным.

Внимательно читая и анализируя с учениками лучшие
произведения, верю, можно помочь вырасти им добрыми, умными,
воспитанными и – самое главное – любящими свою землю и свой народ.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современный учитель-словесник имеет возможность вносить изменения в содержание программ. Какие произведения русской литературы, не включенные в программу, изучаю с учениками?  
  Немного расскажу о своём опыте работы. 15 лет назад я впервые прочитала «Лето Господне» И. Шмелёва и удивилась: почему этого произведения нет в программе средней школы?! Изучая эту автобиографическую книгу и другие рассказы писателя, можно, несомненно, воспитывать чувство уважения к прошлому России. И.Шмелёв признавался, что ещё в детстве «почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог». В письме к сыну он писал: «Думаю, что много хорошего и даже чудесного сумеешь увидеть в русском человеке и полюбить его, видавшего так мало счастливой доли. Закрой глаза на его отрицательное (в ком его нет?), сумей извинить его, зная историю и теснины жизни. Сумей оценить положительное». В 1920 году сын писателя был расстрелян большевиками. И после этой страшной потери И.Шмелёв создаёт образ Святой Руси, в его произведениях раскрывается духовная красота русского человека. Вот пример истинной Любви к своему Отечеству! Непременно изучаем с учениками рассказ «Царский золотой».

Накануне Крещенья хорошо было бы прочитать с учениками главу «Крещенье» из «Лета Господня». Сюжет прост: Василь Василич вступает в спор с немцем - кто дольше продержится в крещенской проруби. И, конечно же, русский мужик одолевает иностранца. Лучшие представители русского народа наделены чудесными талантами, хранят верность родине, верят в Бога. И вслед за автором мы проникаемся глубоким уважением к людям, свято хранившим честь и достоинство. Это тот самый русский народ, который не раз спасал мир.

Память писателя воскрешала дорогой сердцу образ России. В статье, посвящённой 800-летию Москвы, он завещал нам «как священный долг, исполнить завет Пушкина: любить родные недра и показывать юным, чем жила, строилась, вдохновлялась и хранила себя Москва-Россия». И.Шмелёв любил Россию, переживал за её судьбу, знал историю и уважал свой народ.

Он верил, что чистое духовное начало сильнее тёмного, порочного. Глава «Постный рынок», также изучаемая нами, заканчивается звоном колокола Ивана Великого:«По-мни …по-мни!» Иван Великий, храм Христа Спасителя, храм Николая Чудотворца хранят память о нашем прошлом. В них – источники нашей национальной духовной силы.

Изучая творчество И.С. Тургенева в 7 классе, провожу урок внеклассного чтения по рассказам «Живые мощи», «Смерть», «Стучит» из сборника «Записки охотника». Учащиеся открывают величие духа русского человека перед лицом смерти.            

Учащимся постарше (8 класс) я предлагаю обратиться к произведению Б. Зайцева «Афон» (Урок-путешествие с ведущими-экскурсоводами). Путешествие на «остров молитв» Б.Зайцев совершил в 1927г., в России в это время разрушались храмы, арестовывались священнослужители и люди, не скрывавшие своей веры. Очерк «Афон» знакомит читателей с жизнью русских монахов. Внутренняя жизнь этих людей проходит в постоянной молитве, в борьбе со сном, усталостью, голодом, «в битве за душу, за взращивание и воспитание высшего в человеке за счёт низшего». Это тоже наша культура. Далёкая и совсем не знакомая для современного русского ученика. Полное отречение от суетного мира, жизнь, посвящённая служению Богу. Так живут сильные духом, по-настоящему высоконравственные люди. Особый интерес вызывает глава, повествующая о посещении гробницы Андреевского скита. 700 черепов русских монахов на полках – как в библиотеке. Скромность и смирение афонских монахов, чудесная природа, небольшие лирические отступления. Но в центре очерка – живая душа человека, идущего к Богу. Б.Зайцев превозносит духовную высоту русского национального характера, его религиозная проза приобщает читателя к православию, к миру Церкви.

На уроках внеклассного чтения нужно обращаться к современной православной литературе (например, книгам Архимандрита Тихона «Несвятые Святые», Олеси Николаевой «Небесный огонь»).

   Современный учитель-словесник всегда помнит, что главная цель литературного образования – становление духовного мира человека, воспитание гражданина, сына своей земли. Для достижения этих целей мною была составлена программа элективного курса «Кем Земля наша славится».

Занятия по данному курсу позволят восполнить пробел в
литературном национальном образовании учащихся городских школ Мордовии, познакомят с биографиями и творческим наследием великих уроженцев Мордовии, жизнью своей прославивших родную землю. Общепризнанно, что воспитание ребенка эффективнее осуществлять на примере великих людей, в чертах которых заложено острое чувство справедливости и доброты, ярко выражено стремление к защите слабых. С учениками мы вспоминаем о жизни и героической службе Ф.Ушакова, о подвиге В.Сущинского, М.Девятаева. С искренним интересом открываем имена священника, учёного и просветителя Алексия Масловского, устроительницы женского монастыря в Ковыляе – княгини Надежды
Бибарсовой,  Святого Священномученика Владимира Четверина.

Народ нашей малой родины прошёл многовековой путь развития, выжил после разрушительных набегов соседних племён и народов, сохранил свой язык, свои традиции. Знать свою историю, свою культуру – наша святая обязанность. Без этого невозможно воспитать истинных патриотов своей Родины. Как было бы хорошо, если бы во время Чемпионата мира по футболу в 2018г. любой мальчишка, остановленный приехавшим на матч иностранцем, смог бы с гордостью рассказать о своих славных земляках, чьи имена увековечены в названиях улиц и бульваров! В. Песков отмечал: «Чувство Родины – могучая сила памяти… Она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину».

Уважение и любовь к Отечеству начинается с уважения к своим предкам. Поэтому День знаний первого сентября у нас традиционно посвящены Родине, героическим страницам ее истории. Накануне праздника 9 Мая после уроков, на которых изучаются произведения о Великой Отечественной войне, предлагаю детям узнать о родственниках, воевавших или трудившихся в тылу.

В современном мире часто человек сталкивается с необходимостью выбора своей жизненной позиции. Один вариант – это формула английского философа Т. Гобса, которая гласит: «Человек человеку волк». Второй вариант жизненного принципа дан человечеству в заповеди: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Главная задача учителя – укоренить идеалы добра, милосердия, патриотизма в душах детей, так чтобы они стремились жить и жили, руководствуясь вторым жизненным принципом.

Теоретическая база опыта.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В школе (на уроках и во внеурочной деятельности) происходит становление духовно зрелого человека. Рассмотрим условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика.

Первым условием является целенаправленное планирование урока, когда все его компоненты (цель, содержание, методы, средства и формы) тщательно продуманы так, что все они вместе или в отдельности способствуют созданию на уроке среды взаимодействия.

Первый компонент  - целеполагание, т.е. выявление целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика). Прежде всего, целеполагание должно обеспечивать планируемый результат и быть субъектным.

Постановка целей и задач урока зависит от того, чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде: личности или общества; чья деятельность планируется на уроке: учителя или ученика, каким хотят видеть конечный результат урока участники процесса обучения.

В постановке учителем целей и задач урока в основном преобладают такие формулировки, как:

«познакомить с тем или иным вопросом»

«раскрыть», «объяснить», «рассмотреть» содержание учебного материала.

Подобные формулировки отражают лишь сторону деятельности учителя на уроке, поэтому практически исключают сотрудничество участников процесса обучения.

Формулирование целей и задач урока при помощи слов «выяснить», «доказать», «определить», «создать», «исследовать»  и т.д. определяют и деятельность учащихся на уроке, а значит, и предусматривают взаимодействие учителя и ученика, которое может изменить стиль их взаимоотношений.

Но смена формулировок не повлияет на ситуацию, если сам ученик не осознает и не определяет цель собственной деятельности.

На современном этапе образования более значимой является ориентация на ценности, а не на конечные результаты, то есть каким быть человеку, а не кем быть. На первый план выходит самоценность ребенка. Ребенок является субъектом своего развития, когда из школьника превращается в учащегося, то есть в ребенка, изменяющегося и совершенствующего самого себя. Помочь ученику раскрыть способности, увидеть свои возможности, овладеть учебными действиями и рефлексией — одна из важнейших задач учителя.

Итак, компонент урока — целеполагание.

Для того чтобы состоялся процесс обучения и взаимодействия, необходимо предусмотреть согласование целей субъектов деятельности на уроке. Данный аспект предполагает мотивацию ученика.

Первая и основная задача учителя — мотивация деятельности ученика на основе выращенной потребности.

Попробую ход от обратного. Согласитесь, арсенал методов, средств и приемов мотивации учения огромен.

Это 1) создание проблемной ситуации, 2) отказ от отметок, 3) привлечение учеников к оценочной деятельности; 4) необычная форма обучения (урок-семинар, урок-конференция, урок-биография, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, регламентированная дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения, 5) культура общения, открытость и искренность эмоциональных проявлений учителя, чувство юмора и искренняя расположенность к своим ученикам, 6) постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика,

7) разъяснение значимости знаний и учения в настоящем и будущем.

Приходится ли нам жаловаться на нежелание учеников учиться и тем самым снимать с себя ответственность за результаты обучения? Ругать и стыдить родителей за то, что их сын или дочь бездельничают на уроках? Говоря о себе, отвечу: «Да». Родители об этом прекрасно знают, у них надежда на учителя, ведь он же У-чи-те-ль. Можем ли возвращать эту проблему родителям? Не становимся ли мы похожими на врача, к которому родственники принесли больного: «Доктор, он болен!» Доктор осматривает больного, а потом заявляет : «Да, вы правы, он действительно болен, уносите. Следующий!»

Такого не может быть? Верно, в больнице не может, но замените больницу на школу, больного на ученика, врача на учителя — что получится? Ведь деформированные познавательные  потребности — это болезнь, и лечить ее, кроме нас, некому.

Выводы.

Потребность - «хочу», мотив - «ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?»

цель - «что для этого надо сделать — вот путь, по которому педагог-профессионал должен вести своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению базовым содержанием образования.

Педагогические цели и задачи урока образуют целостную многоуровневую взаимосвязанную систему, включающую в себя:

Стратегические цели образования - «образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности (Гессен,1935)

цели урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы. (С.И.Гессен).

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

И фундаментом здесь станет внутренний мотив ученика: я хочу, я буду, я могу.

По мнению А.В.Хуторского, по характеру поставленных целей можно определить уровень развития ученика.

С.И.Гессен говорил, что плохо организованные уроки воспитывают людей, которые всю свою жизнь только и умеют, что осуществлять цели, предписанные им другими, то есть ремесленников или чиновников.

Так как цель, средства достижения цели и результат являются общими для учителя и учащегося, то формулировки могут предусматривать и вариант совместной деятельности. Например: «На данном уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос...разобраться в проблеме...или попробуем обобщить..., будем учиться или научимся самостоятельно искать, исследовать» и т.д.

Согласование целей в том и заключается, что учитель умеет переводить учебные и воспитательные цели в цели деятельности ученика.

Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными  учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения.

В современном обществе, к сожалению, знания не являются абсолютной, бесспорной ценностью. Но умение к любому делу относиться профессионально, творчески, самостоятельно принимать решения, без сомнений, принесет любому человеку только пользу.

Первая и основная задача учителя – мотивация деятельности ученика на основе выращенной потребности. Арсенал методов, средств и приемов мотивации учения огромен.

Начинала я, как и многие, наверно, с традиционных уроков, на которых объяснение нового материала – монолог учителя.

Дисциплинированные и высокомотивированные внимательно слушают, остальные делают вид или отвлекаются. Как заинтересовать ученика? Заставить его думать? Научить добывать знания? В поисках ответов на эти вопросы я обратилась к современным методам обучениям. Первой находкой стало эвристическое обучение.

Задача: для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Ведущая деятельность носит поисковый характер.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

1.проблемное изложение материала.

2.частично-поисковые (эвристическая беседа, диалог).

3.исследовательские методы (Урок-семинар).

1. Метод проблемного изложения – это не просто привлечение интересного материала из истории науки. С помощью исторических сведений, выдвижения противоречащих друг другу гипотез, освещения различных позиций, рассказа о «белых пятнах» науки, учащиеся втягиваются в диалектику познания. Рассказы об отдельных открытиях и людях, их совершивших, убеждают учащихся в огромной силе человеческого интеллекта. Размышления учителя об увлеченности и самоотдаче ученых, научной и гражданской честности, ответственности перед людьми и перед собой способны оказать на сознание школьников очень сильное воздействие, поскольку сама информация несет большой эмоциональный заряд, который обостряет восприятие и интерес школьников.

Метод проблемного изложения с успехом применяется на всех ступенях обучения.

Анализ метода проблемного изложения материала

Параметры

Метод проблемного изложения материала

Цель

Гуманизация, развития интереса

Деятельность учителя

До урока: подбор нужной информации. На уроке: яркий, эмоционально насыщенный рассказ.

Деятельность учащихся

Ученики ощущают себя соучастниками происходящих событий.

Достоинства

Пробуждение интереса у всех учащихся, эмоциональный заряд.

Русские былины о героических подвигах богатырей. Свой рассказ начинаю с вопроса: «Кто Илья Муромец? Созданный поэтической душой русского народа фольклорный образ героя-заступника или выдающийся русский человек, живший на земле, творивший добрые дела, совершавший ратные подвиги?» Проводим исследование, в результате которого узнаем, что святые мощи Ильи Муромца лежат в подземной пещере Киево-Печерской лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты поразительны: определён возраст-40-55лет, выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении в юности паралича конечностей(что соответствует текстам былин); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.

Современные дети «бредят» сверхгероями, созданными фантазией зарубежных мультипликаторов. Метод проблемного изложения позволяет не просто изучить героический фольклор. Он помогает детям обрести опору в своих национальных корнях.

2.Частично-поисковые методы обучения позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, интереса, мотивации учения.

 

Анализ метода эвристической беседы

Параметры

Эвристическая беседа

Цель

Развитие восприятия, мышления, активности учащихся

Деятельность учителя

Построение системы проблемных вопросов, подбор подсказок к ним, управление ходом беседы

Деятельность учащихся

Самостоятельный поиск новых знаний, обосновании своей позиции

Достоинства

Активизация внимания, восприятия, мышления, интереса учащихся

НАПРИМЕР:

Какова роль народа в истории России? Какими показаны отношения между царской властью и народом в трагедии А.Пушкина «Борис Годунов»?

Готовясь к уроку внеклассного чтения по сказке Г.Х. Андерсена, я с удивлением прочитала о том, что самая короткая и совершенно невинная, на первый взгляд, в политическом смысле сказка «Принцесса на горошине» была очень сдержанно встречена современниками в связи с сатирической  направленностью.

 

 Как же можно объяснить, в чем сатира этой сказки?  

3. Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. Форма организации обучения, при которой источником информации являются учащиеся – это проблемный семинар. Проблемные семинары предусматривают более глубокое проникновение ученика в обсуждаемый вопрос через анализ идей, взглядов, концепций.

В 8 классе проводила семинар по теме: «Тема власти денег в реалистических произведениях писателей ХIХ в. О.Бальзака, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя». Учащиеся искали ответы на проблемные вопросы:

 «Что является для человека истинными ценностями?»

«Социальные обстоятельства непременно влияют на формирование человеческого характера?»

«Стоит ли в современном обществе проблема «власти денег»?

«Какие нравственные принципы помогут человеку использовать силу денег только в созидательных целях?»

Очень полезной для меня стала статья кандидата педагогических наук из Гродно А.Короля «Обучение по методу эвристического диалога». Эта работа замечательно раскрывает суть развивающего метода.

«…Глубина понимания прямо зависит  от того, насколько ученик осмыслит учебный материал. Глубокое знание всегда  обретается как некое приращение во внутреннем мире человека. А рождение новых смыслов, в свою очередь, зависит от субъектной активности ребенка, которая при монологическом обучении, как правило, невелика! Зачем напрятаться для осмысления того, что можно   просто запомнить?

Известный российский ученый М.Бахтин говорил, что истина не рождается и не находится в голове отдельного  человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.  

Основанием для диалогического обучения может стать... ученическое во-прошание.

Вопрос ученика - поразительная по заложенному в нём развивающему потенциалу штука! В ученическом вопросе замечательным образом объединены: знание (всякий вопрос должен опираться на что-то уже известное), трансценденция (чтобы увидеть пробел в знаниях, надо поместить известное в более широкий контекст), творчество (постановка вопроса предполагает усилие по отделению неизвестного от известного и облечение результата этой работы в понятную для собеседника форму), эмоции (в вопросе проявляется личностное отношение вопрошающего к предмету его интереса) и многие другие вещи. Недаром говорят, что в правильно поставленном вопросе уже содержится ответ. 

 

ТЕОРИЯ

 

Метод эвристического диалога (МЭД) является частным методом эвристического обучения. Оно исходит из того, что у всякого изучаемого явления (процесса) существуют две грани - реальная и идеальная, которые в совокупности образуют так называемый фундаментальный образовательный объект. Первая предстает непосредственно в первичных объектах познания - деревьях, земле, животных, предметах искусства; вторая - в понятиях, категориях, законах, теориях, художественных принципах. Традиционное обучение сосредотачивается в основном на идеальной стороне, как бы подменяя реальный мир его описанием - готовыми понятиями, например, полученными не учениками, а специалистами. В результате школьное образование практически не оставляет детям возможности для создания собственных представлений о мире. Исправить ситуацию можно, если изменить методологию: всякий раз, приступая к изучению новой предметной области (темы), начинать с познания «реальных объектов».

Три ступени познания

Применительно к методу эвристического диалога сказанное выше означает, что «вхождение» в тему желательно начинать с вопросов ученика, обращенных, так сказать, к «первичной реальности». Ставя такого рода вопросы (согласитесь, придумать свой вопрос - задачка поинтереснее, нежели «въехать» в новый учебный материал) и получая ответы на них, ученик обретает собственное первоначальное представление об изучаемом объекте. Следующий шаг предполагает обращение ученика к «культурно-историческому аналогу». То есть знакомство с теми сведениями об объекте познания, которые содержатся в учебниках, методических пособиях, научной литературе. И наконец, сопоставляя свое первоначальное понимание с культурно-теоретическими концепциями, ученик обнаруживает совпадения и расхождения (противоречия), в результате чего происходит переосмысление и углубление обретенных знаний.

Эта трехступенчатая последовательность деятельности ученика в методе эвристического диалога условно обозначена модельными вопросами»: «Что?» (что мы изучаём?),«Как?» (как этот объект описан в культуре?), «Почему?» (почему мое представление не во всем совпало с культурно-историческим аналогом?). Очевидно, что вопросы, помогающие выяснить, с чем мы имеем дело, не обязательно должны содержать в себе слово «что». Этой цели может способствовать, к примеру, вопрос: «К какой категории относится данный объект?» Больше того, модельный вопрос «что?» подспудно уже содержит в себе все три типа вопросов: «что?», «как?» и «почему?». В самом деле: чтобы понять, что собой представляет тот или иной объект, нам нужно не только назвать его (отнести к определенной категории), но и ответить на вопросы: какими свойствами обладает эта вещь? Как эти свойства связаны друг с другом? Почему этот объект «ведет себя» так, а не иначе?

Важно понимать, что последовательность «модельных вопросов» («Что?», «Как?», «Почему?») задана не случайно. Она соответствует методологии научного  познания, которое также начинается с  выделения объекта из ряда других, потом - требует описания свойств объекта, а затем - нахождения связей между выделенными свойствами, установления и объяснения закономерностей. Придерживаясь этой логики, любой человек (а не только научный работник) повышает свои шансы на нахождение верных и глубоких ответов. По сути, знакомя детей с этими методологическими закономерностями, мы учим их грамотно ставить вопросы.

А теперь, чтобы получить более ясное представление о педагогических возможностях метода, давайте от базовых принципов перейдем к  рассмотрению процесса организации и проведения урока с использованием МЭД.

 

Задание дается, а смысл?..

Если ученики впервые встречаются с подобной практикой организации учебного занятия, сначала их необходимо подготовить к вопрошающей деятельности. Учитель рассказывает детям о роли вопроса в познании, в жизни любого человека, а также о том, как «работаёт метод. Здесь важно, чтобы ученики вне зависимости от их возраста поняли:  'спрашивать - значит обладать  мощным оружием, которое делает человека успешным в современном мире. Также учитель сообщает, что в дальнейшем к каждой новой теме (либо выборочно) он будет готовить утверждение (истинное
либо ложное), которое ученикам предстоит доказать (либо опровергнуть) с
помощью своих вопросов. 

Первое занятие можно целиком посвятить разъяснению сути метода. А последующие уроки начинаются с небольшого вступления, где учитель формулирует основную тему (проблему) урока. Например, урок физики может быть посвящен изучению закономерностей периодических колебаний на примере математического маятника. Предположим, к этой теме учитель придумал следующее утверждение: «Математический маятник с течением времени никогда не прекратит свои колебания». Педагог записывает это утверждение на доске. (Согласно методу эвристического диалога каждое занятие должно начинаться c обращения к «начальным смыслам», и, поэтому учитель пишет рядом с утверждением ключевые для новой темы слова: математический маятник, скорость, ускорение, сила сопротивления воздуха, энергия маятника. Затем предлагает детям выяснить смысл этих слов с помощью своих вопросов.

С этого момента, собственно, и начинается эвристический диалог: ребята задают вопросы в соответствии с принципом триады («Что?», «Как?», «Почему?»), а учитель дает на них ответы. Если принцип триады нарушается, например, кто-то задаст вопрос о связях между понятиями, не выяснив их значения, учитель отвечает «встречным вопросом» (о такой возможности ученики предупреждаются заранее).

Чтобы вопросы не получились однотипными, на первых порах учитель может и должен прийти на помощь ученику, показывая с помощью слов-«вводок» многообразие существующих форм вопросов. Например: «Что следует понимать под?..», «Как мы охарактеризуем понятие?..», «Где мы можем столкнутся с?..».  

...как любовь и песни

После того как ребята задали все интересующие их вопросы и получили ответы, наступает время знакомства с культурно-историческим аналогом. Учитель дает задание прочесть соответствующий раздел учебника, либо же сам рассказывает, что об изучаемых явлениях уже известно человеку (и благодаря чему: каким опытам, исследованиям, открытиям). Т~   Затем урок переходит в новую ста-. дию - к особому виду ученического во-I прошения. Ребята составляют «цепочку» I  эвристических вопросов, которая должна 1 привести к доказательству (или опровержению) заранее приготовленного утверждения учителя. В нашем случае ребятам предлагается доказать утверждение: «В изолированной системе полная механическая энергия маятника не изменится». В качестве подсказки (она нужна на первых порах использования метода) учитель может привести простейший пример подобной последовательности вопросов. Скажем: «Правильно ли утверждать, что?..», «Если ответ положительный, то можно ли считать?..».

Можно разделить класс на две группы "и предложить два разных варианта выполнения этой работы. В этом случае первая группа будет работать над доказательством утверждения, а вторая - над опровержением.

На этой стадии продолжается работа по развитию культуры вопрошания: умение логически мыслить, видеть оптимальный путь для выражения и отстаивания своей точки зрения, умение задавать вопросы, ответы на которые у собеседника будут однозначными - «да» или «нет»., Этот этап важен также для достижения основных целей эвристического диалога: формирование учебно-познавательных компетенций ученика (умение ставить цели, анализировать результаты своей деятельности) и коммуникативных компетенций.

И наконец, завершающая стадия урока. Она посвящена третьему виду ученического вопрошания: каждый ученик составляет фрагмент диалога, один участник которого стремится доказать, а другой - опровергнуть утверждение учителя, используя, в том числе, вопросительные предложения. Этот этап необходим для того, чтобы усилить эффект сопоставления того базиса знаний (опыта вопрошания и понимания), который ученик приобрел в эвристическом диалоге на первых этапах урока, с теми сведениями, которые он получил как наработанное культурой теоретическое знание.

При этом мышление ученика совершает движение как бы в двух противоположных направлениях - доказательства и опровержения. Продвигаясь по «обратному» пути (например, опровергая утверждение после того, как в первой части диалога оно уже было доказано), в каждом новом вопросе,   адресованном   воображаемому оппоненту, ученик производит гораздо большее осмысление своих действий (рефлексию), чем если бы он «шел» только в одну сторону.

Вдобавок к этому столкновение двух разнонаправленных логик мышления сопровождается порождением эмоций, которые, в свою очередь, «сообщают» дополнительную энергию творческой потенции ребенка. Здесь действует замечательный психологический механизм, который заложен в саму «генетику» вопроса. Чтобы у нас родился вопрос, нам нужно провести некоторую внутреннюю работу, затратить эмоциональную энергию. А когда вопрос появляется, в нашем сознании происходит разделение известного и неизвестного, в результате чего у нас вновь возникает эмоциональное отношение к объекту познания. Это как в древнеримской песне: «Песни рождают любовь, а любовь рождает песни».

Таким образом, кроме получения знаний, умений и навыков, на которое нацелена традиционная методика, вопрошание ведет к обретению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.    

Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности имеет очень большое значение для продуктивности эвристического диалога, так как этот метод исходит из того, что новые знания не черпаются извне, а скорее рождаются изнутри в диалоге с миром».   

 

Немаловажным в педагогической практике является личностно-ориентированный подход при обучении
русскому языку и литературе.

 Личностно-ориентированное обучение ставит следующие цели:

-изучить каждого ребёнка в индивидуальных проявлениях,

-обеспечить его развитие,

-выявить личный «профиль» как устойчивое образование, определяющее направленность ученика, характер его проявлений в познании, в повседневном поведении, досуге вой деятельности.

Основное внимание уделяется работе с субъектным опытом, а он у каждого ребёнка свой. Работа по его выявлению - основная цель. Субъектный опыт переводится в плоскость научного знания, затем важно добиться принятия учеником общественно-значимых ценностей и установок.

Личностно-ориентированное образование - это

  возможность индивидуальной работы с учениками (при выполнении работы над ошибками сильные учащиеся получают индивидуальные задания, а слабые разбирают ошибки вместе с учителем, ежеурочно ученики  готовят индивидуальные сообщения о писателях и поэтах);

  уважение и признание личности ученика

  разделение на группы по способностям; (группа А, Б, В - члены групп получают задания различной степени сложности);

  сотрудничество с детьми

  предоставление выбора: вида, формы и содержания обучения

  развитие познавательных стратегий учащихся (задания занимательного характера или повышенной степени трудности. Например, по книге Н. М. Шанского «В мире слов», по этимологическому словарю);

  учёт личностного опыта в процессе обучения;

  развитие нравственности ;

  оказание помощи ребёнку в поиске собственного «я» в процессе обучения (большую роль играет похвала - просто, но очень эффективно, если заслуженно. Провожу уроки-конкурсы выразительного чтения стихотворений русских поэтов, поэзия - жизнь души и сердца).

 

 

Приемы педагогической техники

Прием активизации учащихся, к которому обращаюсь постоянно, - введение элементов театрализации.

Роль театрализованного искусства в воспитании детей неоспорима. Не случайно еще А.С.Пушкин восклицал: «Театр – это волшебный край».

На уроках, включающих театрализацию, дети более живые, общительные, активные. В своей практике ставила мини-спектакли по следующим произведениям: Вл.Соловьев «Повесть о Хадже Насреддине», А..Аверченко «Синее одеяло», Л.Филатов «Сказка о Федоте  Стрельце».

Готовясь к проведению мероприятий, посвященных «Году русского языка», мы с учащимися подготовили кукольный спектакль «Чудо-дерево», сценарий к которому был написан мною.  Как вид театрализованного искусства, кукольный театр позволяет не только прекрасно отрабатывать выразительность устной речи, но и помогает сбросить с себя путы скованности. Дети, не желающие играть на сцене на виду у публики, с удовольствием играют за ширмой. На городском конкурсе театральных постановок «Огни рампы» мы были объявлены победителями в номинации «За нравственно-эстетическую ценность».

Прочитав мордовский фольклор, ученики с удовольствием включились в творческую работу: подготовили кукольный спектакль по мотивам мордовской легенды «Красавица Гага» и миниатюру «Медведь — проклятый человек».

К празднованию 1000-летия единения мордовского народа с Россией мною была написана сказка «Цветущая веточка яблони». Сказка была показана ученикам нашей школы, затем — детям детского сада. Театральная постановка была высоко оценена жюри фестиваля-конкурса театров малых форм «Сохраним этот мир» - детский театральный коллектив «Подснежник» стал ЛАУРЕАТОМ III СТЕПЕНИ.

Школьная жизнь полна неожиданностей. О ней мы с моими артистами подготовили веселые миниатюры по рассказам В.Постникова. Выступив на IV Городском фестивале-конкурсе театров малых форм «Сохраним этот мир»,  были награждены ПРИЗОМ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.

Вовлечение учащихся в сценическую работу позволяет поставить каждого ребенка в выгодные для него условия и обеспечить ему ощущение успеха. На уроках литературы обращаюсь к театрализованным миниатюрам.

 Изучаем сказки А.С.Пушкина – у нас «три девицы под окном пряли поздно вечерком», «Вечера на хуторе близ Диканьки» - обаятельная и лукавая Солоха прячет гостей в сундуки и мешки, а красавица Оксана не налюбуется своим отражением в зеркале.

Непременно разыгрываем в лицах басни И.Крылова. Восторгаемся смелостью Дефоржа, не растерявшегося и не струсившего перед голодным медведем; наблюдаем за поведением, которое называется «хамелеонством».

В течение ряда лет празднуя Масленицу, ученики поют песни, играют в ролевые игры.  

Создающаяся благодаря инсценированию традиционных народных гуляний атмосфера хлебосольного праздника помогает восстановить нить, связывающую нас с предшествующими поколениями. Проблема исторической памяти находит свое разрешение не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне.

Об одном из уроков с элементами театрализации по «Повестям Белкина» была опубликована статья в газете «Диагональ»: «Барышня-крестьянка из 6Б».

Еще один прием, успешно активизирующий деятельность школьников,- использование игр. Игры любят как высокомотивированные школьники, так и «низкомотивированные», отличники и троечники.

Игра позволяет актуализировать знания, проверить их осознание учащимися.

Какие игровые формы применяю?

Игровые формы:

1.Викторины.

2.Что? Где? Когда?

3.Брейн-ринг.

4. «Умники и умницы»

5. «Литературоведческое лото»

Игры, позволяющие расшевелить детей.

 (чаще применяемые во внеурочное время).

«Знакомство» -  (представиться от лица какого-нибудь литературного персонажа, жестикулируя в свойственной им манере, произнося характерные для них фразы)

«Крео-Кроу» - (тренирующая внимание и мобилизацию).

«Поводырь» - (направлено на воспитание чувства партнера).

«Существительное – прилагательное» - (позволяет дать полную свободу детской фантазии в речевой импровизации).

Правила игры:

Группа делится пополам. Участники «елочкой» садятся друг против друга на стулья на некотором расстоянии. Берется небольшой мяч – такой, чтобы поймать его было не просто. Игра проходит очень динамично. В момент броска мяча называется существительное; в момент захвата – соответствующее ему определение, например: «Солнце – хрустальное». Здесь важно не правильно ответить, а быстро придумать первый возникший образ.

Заключение

  Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры... Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 Главная идея проекта — осмысление духовно-нравственного потенциала русской литературы, углубление представлений об отличительных ее особенностях в контексте культурных традиций.

   Испокон веков первые книги, по которым русские дети учились читать, были православными - «Жития святых», Библия. Многие поколения русских людей воспитывались на идеалах добра, справедливости, милосердия, любви, чести, патриотизма, целомудрия, совести. С первых лет жизни ребенок во многом благодаря литературе получал прививку от влияния негативных впечатлений, и это впоследствии позволяло ему уклоняться от зла.

Русская литература традиционно несет в себе богатый духовный опыт Православия, культурообразующей религии России. «Важнейшее в нашей отечественной словесности — ее православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы не в какой-то связи с церковной жизнью проявляется, равно как и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания — отнюдь не в том, но в особом способе воззрения на мир» (М.М.Дунаев).

   Создание текста со времен Древней Руси — акт служения Богу и человеку. Торжественное красноречие, жизнеутверждающее начало их творений, духовный идеал, учительный пафос, трепетное отношение к слову — все эти ценнейшие качества древнерусской литературы унаследовала русская литература нового времени. В творчестве русских писателей и поэтов можно найти богатый материал для анализа духовно-нравственных состояний человека, следовательно, для раскрытия и осмысления важнейших духовных понятий.

   Психологически точно, глубоко и предельно правдиво они исследуют глубины человеческой души, которая, по меткому выражению Тертуллиана, всегда является христианкой.

  В предложенном проекте «Возвращение к истокам» предпринята попытка соединить литературоведческий анализ с нравственным осмыслением ключевых христианских понятий смысла жизни, любви, истины, порока. Благодаря этому становится возможным переход от мира телесно-душевного к душевно-духовному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...