Представление педагогического опыта работы
статья

Долгова Ольга Николаевна

Представление опыта работы Долговой О.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

педагогического опыта

учителя математики и информатики

Долговой Ольги Николаевны

Общий педагогический стаж – 28 года.

Стаж работы в МБОУ «Большеигнатовская СОШ» -22 года.

Квалификационная категория - высшая.

Название опыта:

«Использование современных образовательных технологий как средства повышения  интереса учащихся к предмету и повышения качества знаний ».

Условия формирования  ведущей идеи опыта,

условия возникновения, становления опыта.

Наряду с педагогическими вопросами “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, передо мной встал вопрос: “Как учить результативно?”.

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны. Они апробированы годами и позволяли  решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века.

Однако реальность, в которой живут  современные ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели поколения их родителей: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Для ученика учитель перестаёт играть ведущую роль   в получении знаний, поскольку каждый ученик имеет свободный  доступ к «сокровищам» Интернета. Детей всё больше увлекают современные гаджеты, интерактивность. Информационные технологии оказывают все  большее влияние на мировоззрение и знания детей, а сами учащиеся прекрасно  понимают, что ИКТ являются неотъемлемой частью нашей жизни.

        Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 12-13 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Поэтому  использование традиционных  педагогических технологий  ведёт, на мой взгляд,  к понижению  учебной  мотивации  учащихся,  так как усиливается принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения; недостаточно развиваются творческие начала и личностные качества учащихся, снижается  сознательное отношение к овладению знаниями, умениями и навыками.  

Осознавая, что решение проблемы повышения учебной мотивации и качества знаний  школьников тесно связано с проблемой использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, я  начала  работать  над методической проблемой: «Использование современных образовательных технологий как средства повышения  интереса учащихся к предмету и повышения качества знаний ». 

Прекрасно понимая, что для успешной жизнедеятельности в современном обществе к моменту окончания школы будущий выпускник должен приобрести в школе не только багаж знаний,  но и навыки критического мышления, самостоятельности,  ответственности, инициативности,  освоить элементы информационной и коммуникативной культуры.  И при этом  здоровье школьника не должно ухудшиться. В соответствии с новыми ФГОС общего образования главной задачей является развитие  личности ученика.

Учитывая вышесказанное, сформировалась  ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий, способствующих повышению эффективности процесса обучения математике и информатике посредством  внедрения в учебный процесс современных образовательных  технологий: ИКТ, проектно-исследовательской деятельности, здоровьесбережения.

         В своей практике я чаще всего использую ИКТ технологии. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

ИКТ - мощный инструмент развития мотивации на своих уроках, так как использование новых образовательных  технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Поэтому, я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке и при помощи ИКТ сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.    Использование ИКТ расширяет кругозор обучаемых, активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию внимания и мышления, позволяет получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Кроме того, использование информационно-коммуникационных  технологий способствует  успешному получению общего и  профессионального образования, облегчает социальную адаптацию учащихся.  

           В своей работе использую возможности образовательных платформ «Цифровая школа Учи.ру», ЯКласс, Скайсмарт,  Решу ЕГЭ, Решу ГИА. Учащимся, особенно младшим, нравится наглядность и интерактивность заданий платформы Учи.ру. С ними ученик может  работать в индивидуальном темпе, не испытывая неловкости, если что-то не понято с первого раза.  Платформа ЯКласс представляет замечательную возможность «Шаги решения», которые являются алгоритмом для решения задачи. Особенно важно иметь такую возможность для слабоуспевающих учеников. Это как если бы учитель был всегда рядом с тобой  и подсказывал в моменты затруднения. Результат работы с этой платформой - стабильно хорошо выполняемые домашние работы. Ученик  испытывает удовлетворение от выполненной работы, а это стимулирует его заниматься саморазвитием .

В связи с новой коронавирусной инфекцией Covid-19  особо актуальными стали технологии дистанционного обучения  (Скайп, Зум, возможности дистанционного обучения Учи.ру). Не все учащиеся имеют одинаковые технические возможности  для работы  с этими программами, гаджеты многих зависают, поэтому  всегда прикрепляю материал урока в Элжуре для дополнительного изучения в индивидуальном  темпе.  Мне тоже пришлось расширять   свои технические возможности, приобретя графический планшет, чтобы при объяснении материала урока через Скайп, Зум иметь возможность аккуратно и быстро писать на экране компьютера.

 Что тяжело далось на дистанционке - это проверка горы  домашних заданий, присланных в электронном виде.  Сначала я загружала эти работы в  программу Paint  и красным пером исправляла ошибки, как будто при обычной проверке тетрадей. Выставляла оценку и отправляла проверенную работу ученику на почту.  Но это занимало слишком много времени.  Поэтому пришлось изучать возможности автоматической проверки домашнего задания, предоставляемыми образовательными платформами Учи.ру, ЯКласс, Скайсмарт, для освоения функционала которых посещала  вебинары, проводила экспериментальную инновационную деятельность по апробации электронных образовательных возможностей платформы ЯКласс. Для выпускных классов   огромное значение имела работа  с платформами Решу ЕГЭ, Решу ОГЭ. На них ребята отрабатывали навыки решения заданий КИМов экзамена.  На перечисленных  платформах учитель имеет возможность  составить проверочную работу  не в 2-х, как обычно, вариантах, а для каждого ученика сгенерируется индивидуальное задание на данную тематику. Т.е. решается проблема списывания из ГДЗ.  И , самое главное, компьютер сам проверит  работу, укажет ученику  ошибочно выполненные задания, выставит оценку. Все эти возможности образовательных платформ  положительно влияют на повышение качества знаний учащихся,  успеваемости, интереса к предмету. Когда такое бывало, чтобы дети выпрашивали домашние задания?  Это возможно с функционалом перечисленных образовательных платформ!  А  у учителя в этом случае остаётся больше времени для качественной подготовки к следующему уроку.

Я считаю, что импульсом для самообразования, для    активизации познавательной деятельности учащихся  является удивление, восхищение, интерактивность, наглядность, которые я создаю  на своих  уроках с помощью Smart-технологий, материалов сайта Математические этюды и многих других   интересных  и развивающих  материалов  сети Интернет.

Делюсь своим опытом работы, результатами апробации использования новых образовательных технологий, платформ с коллегами, выступая на школьных и районных  заседаниях МО, различных конференциях и конкурсах, публикуя свои материалы в муниципальных и региональных печатных изданиях, интернет-сайтах.

Также в своей работе  использую проектно-исследовательские и здоровьесберегающие технологии .

 Сочетание нескольких технологий, применяемых на уроке, позволяет сделать урок увлекательным. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделиться своими знаниями - характерные показатели познавательного интереса в данном случае. Здесь многое зависит от эмоционального настроя учителя, его умения импровизировать. Моя задача – создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться  и помочь сохранить здоровье.

Актуальность и перспективность   опыта

        Актуальность опыта  обусловлена современными требованиями к школьному обучению.  Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны образовательные технологии, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.     

          Перспективность опыта  заключается в том, что результатом  школьного образовательного процесса на основе современных образовательных  технологий должны стать способность и готовность выпускников  самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь решать проблемы, ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными.

Значение опыта для совершенствования  

учебно-воспитательного процесса

1)  применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; 

2) использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

3) повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); 

4) ИКТ обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

5) проектная технология способствуют развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, углублению и закреплению практических навыков индивидуальной работы и работы в группе;

Теоретическая база опыта

Ю. К. Бабанским установлено, что активная работа мысли начинается у человека тогда, когда перед ним возникает проблема. Учитель должен стимулировать мыслительную деятельность учащихся, побуждать учеников осуществлять самостоятельные доказательства теорем, учить учащихся самостоятельно «открывать» новые для них знания, самостоятельно добывать часть информации, вести исследовательский поиск. Основной упор при этом делается не на память, а на умение ученика самостоятельно добывать знания и творчески усваивать новое при высокой познавательной активности

        В  своей работе я опираюсь на методические рекомендации, которые получила на курсах повышения квалификации.

Технология опыта.

В нашей школе  созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.

Применяю ИКТ на любом этапе урока:
-для обозначения темы урока;
-в начале урока с помощью вопросов для создания проблемной ситуации;
-как сопровождение  (презентации, формулы, видео, схемы, графики и т.д.);
- для контроля знаний;

-для проведения рефлексии.

          На уроках часто использую презентации, интерактивные диски к учебникам, тестирующие программы Краб2, VeralTest, MyTest, тесты созданные на платформах Учиюру, ЯКласс,  Скайсмарт.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

При работе с графиками  использую электронные таблицы или программу «Живая геометрия». Последнее время увлеклась использованием  технологий SmartNotebook. Уроки с использованием таких технологий  особенно запоминаются учащимся, поскольку содержат большое количество мультимедиа.

 Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Во внеурочной деятельности  компьютер применяем как средство поиска и обработки требуемой информации. И поиск и обработка информации, возможно,  будут ставить ученика в ситуацию, когда он осознаёт своё «незнание».  Это, как показывает практика, стимулирует учащихся к самостоятельному изучению дополнительного  материала, приобретению дополнительных умений и навыков.

       Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.

       Учитывая сказанное, в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии. Обязательно соблюдается  экологичность пространства (своевременная уборка, проветривание помещений, освещённость кабинета), объём домашнего выдаю с учётом возрастных особенностей. Во время урока стараюсь  создать  благоприятный психологический климат. Недаром говорят: «Хороший смех дарит здоровье».  Физкультминутки  на моих уроках выступают в роли психологической (эмоциональной) разгрузки. Организуются они  в форме игры  на этапе повторения пройденного материала.  Физкультминутки  положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. В своей работе часто наблюдаю, что большинство школьников имеют неправильную осанку  за партой. Поэтому среди учащихся класса часто объявляю конкурс, кто в течение недели  ни разу не нарушит правильной осанки при посадке за партой. Победителю «светят» бонусные баллы. Но как показывает практика, таких победителей очень мало. Поэтому кроме учебного домашнего задания задаю своим учащимся упражнения для коррекции осанки для домашнего исполнения. Кроме этого  практикую «минутные доклады» о том, как вредно долго засиживаться за компьютером, как важно вовремя ложиться спать и т. д..

        Я надеюсь, что мои старания сформируют у учащихся потребность  в соблюдении культуры здоровья.

Известно, что проектно-исследовательский метод как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Учебные проекты и исследования могут быть как персональными, так и групповыми. Единой точки зрения - что эффективнее, не существует. В своей работе я практикую  долгосрочные проекты или исследования, которые обычно идут как домашнее индивидуальное или групповое  задание.

        Целью таких проектов является способствование  развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её  и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к предмету, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся. Темы для проектов различны. Они касаются как предметных, так и внепредметных знаний: «Роль процентов в жизни человека»,  «Старинные единицы измерения»,  «Дроби», «Ремонт квартиры», «Большеигнатовский район в задачах» и т.д.  Особенно удался проект «Дроби», выполненный группами учащихся в формате видео. А ведь для этого   учащимся пришлось проявить инициативность, креативность, организованность, построить план преодоления своего незнания (как создать видео), чего и требуют новые стандарты ФГОС.

        Работа над учебными проектами обычно проводится поэтапно.

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Из моих наблюдений  за успехами моих учеников могу сделать вывод: в результате  выполнения таких проектов  у   школьников теряется страх перед совершением ошибки, появляется уверенность в выступлениях перед аудиторией, настойчивость в доказательстве своей точки зрения, появляется изобретательность  в способах доказательства и решения задач.

      На уроках информатики я использую различные творческие задания -проекты в графическом редакторе Paint «создать» мозаику; дерево родословной; создать визитную карточку; оформить титульный лист книги; создать БД, содержащую информацию о ваших одноклассниках, о вашей  семье; придумать (вспомнить) стихотворение (или рассказ), реализующее заданную алгоритмическую конструкцию; создать презентацию на заданную или свободную  тему; составить кроссворд. Если задание «задевает» детей,  соответствует их потребностям, тогда  и результат интересен, уникален, а порой, и непредсказуем.

Чтобы «завести» учащихся на создание проектов, даю открытые задания,  которые не имеют однозначных результатов выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.  Например, докажите, что Интернет – это сокровищница знаний (глобальная свалка); Изобразите на листе бумаги информационное общество;

Считаю, что сочетание нескольких технологий, применяемых на уроке, позволяет сделать урок увлекательным. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделиться своими знаниями - характерные показатели познавательного интереса в данном случае. Здесь многое зависит от эмоционального настроя учителя, его умения импровизировать.

Моя задача – создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться.  

Анализ результативности

  О результативности применения в моей педагогической практике   таких современных образовательных технологий как ИКТ, проектно-исследовательская работа, здоровьесбережение, говорят следующие  результаты:

1) стабильные положительные результаты по предмету: процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга 68,4% ;

2) Результаты участия в различных мероприятиях:

Всероссийская олимпиада школьников по математике( 1 победитель и 3 призёра  муниципального этапа). Внеурочная  деятельность  по предмету( в дистанционных конкурсах -3 победителя, 2 призёра; в очных муниципальных  мероприятиях: 4 победителя, 3 призёра; в очных региональных мероприятиях: 6 победителей, 4 призёра; в очных международных мероприятиях: 1 призер)

На основании анализа  результативности  моего педагогического опыта могу сделать вывод, что использование мною современных образовательных технологий в процессе обучения позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению математики и информатики и, как следствие, повысить  уровень  качества  знаний по предмету.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В ходе использования ИКТ затруднений  не возникло. А вот при использовании  проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе я столкнулась с определенными затруднениями, заключающимися  в необходимости продумывать педагогическую ситуацию с  опорой на возможности учащихся, учитывать их творческие способности.

      Трудность опыта  состоит в том, что учитель должен учитывать все условия в комплексе. Ему необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.

Адресные  рекомендации по использованию опыта

Предполагаю,  что опыт моей работы может пригодиться многим учителям, применяющим ИКТ,  занимающимся проектно-исследовательской деятельностью, небезразличным к вопросу сохранения здоровья школьников и формирования их культуры здоровья. Опытом  своей  работы я охотно  делюсь  с коллегами. Провожу  открытые уроки,  мастер-классы, выступаю на  педсоветах  и  методических  объединениях, дискуссионных площадках. Обобщение опыта моей работы размещено на сайте школы :

              https://bolign.schoolrm.ru/sveden/employees/37083/303148/

Ознакомиться с портфолио и моими разработками можете на сайте

https://nsportal.ru/dolgova-o-n-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....