«Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)
материал

Степанова Елена Михайловна

  «Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  «Мультипликация – волшебная страна»

 (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)

                                                                                                     

Степанова Е.М.   преподаватель

МБОУ ДО «ДХШ»

г. Мегион

     С раннего возраста ребенок оказывается вовлеченным в мир экранных искусств: кинематограф, телевидение, разнообразные видеоигры становятся спутниками человека. Однако наиболее понятным и интересным видом искусства для ребенка является мультипликация.  «Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. Она представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, построенный на объединении областей нескольких видов.  Именно мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические знания, результатом которого является продукт самостоятельного и коллективного творчества труда детей.

      Характерной особенность современного времени является активизация процессов в образовании, поиск новых и современных приемов и методов, которые интересны и детям, и педагогам. Межведомственный проект «Культура для школьников» реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Идея проекта заключается в реализации комплекса мероприятий, включающего в себя разнообразные виды освоения произведений искусства и художественной культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и формирования собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников разных возрастных групп.  

В рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников» в МБОУ ДО «Детская художественная школа» г. Мегион проводится комплекс мероприятий, одним из которых является проведение мастер-класса «Мультфильм за час» для учащихся общеобразовательных школ. Проходит он в студии «ТаЁЖкина» на базе двух мастерских анимации.

      Основная цель мастер-класса – съемка короткого фильма (видеоролика), составленного из этюдов (упражнений), выполненных учащимися в ходе его проведения.

      Основные задачи:

-  Мотивация интереса к изучению анимации;  

- Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

- Формирование представлений о процессе создании мультфильма;

- Формирование коллективных навыков общения;

- Раскрытие воображения, фантазии учащихся, стремления к самостоятельному творчеству.

Проведение мастер-класса по анимации «Мультфильм за час»

Вводная беседа

     Знакомство с учащимися, чаще всего начальных классов общеобразовательных школ, проходит в одной из мастерских студии «ТаЁЖкина». В ходе короткого рассказа ребята узнают краткие сведения о студии  и фестивале анимации «ТаЁЖкины сказки» (просмотр  фильма, снятого на мастер-классе фестиваля (https://cloud.mail.ru/public/g9kV/3vyjxDkeq)), об истории анимации, ее видах, профессиях. Для этого ребятам показывается оборудование для съемки фильма, персонажи фильмов, созданных на студии «ТаЁЖкина», презентация о профессиях в анимации (https://cloud.mail.ru/public/EDsP/xVyGmrq8k). Время беседы не более10 минут.

Практическая работа над фильмом

    После постановки целей и задачи мастер-класса для комфортной и результативной работы над фильмом   детский коллектив делится на две части и трудится в разных мастерских анимации.  За короткое время - один час (60 минут) - школьники  должны создать фильм  на предложенную им тему с использованием разных анимационных технологий, о которых они узнали в ходе вводного рассказа. 

    Основной сюжет ролика, название обсуждается с ребятами в форме беседы, результатом которой является выбор героев сюжета, вида мультипликации, обдумывание движения персонажей.

    Затем происходит деление на более мелкие группы и выбор задания:

- Работа за учебным столом (художники);

- Съемка на мультимедийном станке (аниматоры);

- Работа за компьютером (операторы) в программе анимации Dragonframe – для Stop Motion.  

      Для   успешного проведения мастер-класса лучше всего предложить детям знакомство с одной или несколькими техниками анимации в зависимости от их сложности выполнения.  Пока одни из ребят работают над рисованием названия  (работа над отдельными словами или буквами), другие придумывают и рисуют  персонажей фильма и обдумывают траекторию их движения (появления).   Часть детей работает на съемочном столе  с предметами, приводя их в движение, а также рисуют с помощью сыпучих  материалов или  выполняют красками живопись  на стекле.

     Съемочный процесс проходит практически одновременно с процессом создания героев фильма, так как создание героя фильма из предметов или песка выполняется быстрее, чем его рисование на бумаге или лепка   из пластилина.

     Знакомство с записью звуков и голосового текста происходит всей группой. Это может быть запись шумов, отдельных слов или фраз по сюжету фильма. А может быть общая запись какого-то текста или фразы из него.

      В завершении ребята могут просмотреть работу монтажера, на примере предварительного монтажа фильма в монтажной программе.

        Посмотреть результаты съемки можно в режиме предпросмотра.  Окончательный просмотр проходит после монтажа фильма преподавателем в программе VEGAS Pro. В конце мастер-класса все участники собираются в одной из студий,   высказывают свое мнение о проделанной работе и делают общее фото на память.  Информация и  отзывы о мастер-классе распространяются в интернет пространстве.

     Преподаватель выступает в роли режиссера, направляющего работу в группах, дающего советы и контролирующего результат работы. Важно вовлечь каждого ребенка в работу над фильмом, перераспределяя роли и задания. Ведь съемка фильма – это коллективный творческий труд.

      Краткое описание хода работы на мастер-классе над созданием мультфильма «Россия»

Студия №2 (кабинет №223) Степанова Елена Михайловна

Этапы работы  

Краткое описание процесса работы 

1

Идея, сценарий

Объяснение задания: «Мы все дружно живем в России». Цель – передать основное содержание песни «Россия».

Варианты идей изображения и изготовления персонажей предлагаются преподавателем, которые в ходе беседы могут меняться.

2

Изготовление изображений или выбор готовых.

–  готовые типографские бумажные фигурки детей в костюмах разных народов России.

– буквы в технике аппликация или нарисованные буквы, одушевленные, декорированные узором или без него.  

Появление изображения на экране.

Буквы, фигурки могут постепенно появляться с разных сторон  или накладываться друг на друга. Появляться и исчезать.

Вести хоровод в разную сторону (по кругу, по линии влево, вправо…). И т.д.

С детьми обсуждается:

- какие ключевые слова песни выбрать,

- как можно из предложенных материалов сделать буквы,

- как буквы и фигурки будут появляться на экране, что будут делать.

3

Выбор техники   анимации

- Бумажная перекладка (поэтапное передвижение изображения из бумаги).

- Пикселяция — разновидность  техники «stop-motion».   Покадровая съёмка объектов фотоаппаратом с последующим соединением кадров в видеоряд.

4

Составление плана работы,  

-  Обсуждение идеи, плана работы согласно  основному  тексту песни.

- Выполнение раскадровки  демонстрируется преподавателем в ходе обсуждения для каждой идеи.

5

Распределение заданий по группам

- Группа художников для изготовления  слов из песни в технике аппликация.

- Группа художников для рисования фломастерами слов из песни,

- Группа аниматоров и оператора для съемки готовых персонажей – бумажные фигурки в костюмах в технике «бумажная перекладка».  

- Группа аниматоров и оператора для съемки в технике «пикселизация».

6

Съемка

- Съемка с готовыми персонажами (бумажные фигурки в костюмах).

- Съемка сцены единства рук в технике «пикселизация» и появление выполненного  художниками слова.

По мере готовности букв к съемочному столу приглашается следующая группа детей для съемки движения слов. Предыдущая группа аниматоров выступает в роли консультантов-помощников или наблюдателей.

7

Озвучивание

Для озвучивания приглашаются желающие произнести выбранные слова из песни по одному или хором.   Можно придумать свое короткое высказывание.

      Проведение нескольких мастер-классов  в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников»  для учащихся общеобразовательных школ позволяет проанализировать полученный опыт работы и сделать выводы:

      Создать полноценный мультфильм за один час задача невыполнимая. А  вот выполнение анимационных этюдов (упражнений) на одну тему и последующий их монтаж – это задача, с которой можно справиться при условии тщательного продумывания мастер-класса и подготовки к нему. Подготовка:

 - оборудования, художественных материалов, инструментов и приспособлений;

-  материала, иллюстрирующего вступительную беседу;

- презентации об анимации, образцов анимационных техник и т.д..

     А также, выбор темы и определение основной  идеи мультфильма, вариантов  героев мультфильма, их количества, образов, материалов и техники выполнения; выполнение вариантов предварительных раскадровок сцен мультфильма; продумывание распределения заданий по небольшим группам; подготовка музыки, шумов к мультфильму, вариантов речевого сопровождения фильма, для пробного ознакомления с актерским мастерством.

  1. От количества съемочного оборудования, материалов зависит результат объема и качества съемки. Чем больше   мест для съемки и материалов, тем лучше;
  2. Желательно делить  больной коллектив детей на более мелкие группы. Это позволяет всем детям стать  участником на каждом этапе творческой работы над фильмом;
  3. Преподаватель выполняет направляющую роль, перераспределяя  работу между участниками мастер-класса, объясняя, что работа над фильмом – это коллективная и творческая задача. Ребенок на мастер-классе выступает как в роли созидателя, так в роли наблюдателя и  контролера процесса съемки.
  4. Новая интересная коллективная работа объединяет ребят и активизирует творческий, мыслительный  процесс, познавательный интерес для дальнейшего изучения основ анимации. 
  5.    Ценным достижением этого мероприятия является установление  взаимосвязи между школами общего и дополнительного образования и распространение результатов мастер-классов в пространстве интернета.

  Фильмы, выполненные на мастер-классах

Название

фильма

Ссылки на фильмы

Место проведения, дата

Школа, класс

Кол-во человек

1

  «Россия»  

https://vk.com/video-210233552_456239162

МБОУ ДО «ДХШ»

19.10. 2022

Ученики 3-в класса МАОУ «СОШ № 2»

20 человек

2

  «Быть здоровым – это модно»  

https://vk.com/video-210233552_45623916

МБОУ ДО «ДХШ»

 16.11. 2022

Ученики 4-в класса МАОУ «СОШ № 4

23 человека

3

  «Моя Югра»

https://vk.com/video-210233552_456239161

МБОУ ДО «ДХШ»

 26.12. 2022

Ученики 4-а класса МАОУ «СОШ № 1»

23 человека.

Отзывы и информация  о мастер-классе

Распространение в интернет пространстве (ссылка)

1

https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_2035 

2

https://vk.com/video-187412516_456239410?list=da8485cc3b39a64f96

3

https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_1974

4

https://vk.com/wall-187412516_1960

5

https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_1963

6

https://vk.com/album-161549592_288118738

7

https://vk.com/club187412516?w=wall-187412516_1914

8

https://vk.com/club173623450?from=quick_search&w=wall-173623450_2943%2Fall

     

         Видеоролики, созданные на мастер-классах «Мультфильм за час», демонстрируются в художественной школе, открытом доступе интернет пространства, являются участниками разных конкурсов:    

- Всероссийский  конкурс социальных роликов «Будущее России - без наркотиков»

- Всероссийский конкурс  сочинений и видеороликов
«Будущее России - без наркотиков!» в рамках III Всероссийского фестиваля-форума «Я люблю Россию. Патриотизм. Инновации. Творчество»

 - Городской конкурс  социальной рекламы «Мой взгляд» в рамках антинаркотической акции «Не преступи черту».

Заключение

Таким образом, внедрение анимационных технологий (анимации) в учебную деятельность становится одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке. Знакомство с анимацией, даже в рамках короткого времени,  помогает сделать первые шаги и раскрывает перед ребенком огромные возможности для творческой самореализации и развития.

                                                    Литература:

1. Анофриков П.И. «Полет «Жар-птицы», СО РАН, Новосибирск, 2014.

2.  Красный Ю., Курдюкова Л., «Мультфильм руками детей». - Днепропетровск, 1990 г.

Интернет ресурсы:

  1.  http://infomania.rumult/sbornik_MultRemeslo.pdf
  2.  stranatalantov.comuploads/publishing/77388…
  3. vk.comtopic-43525339_33191297

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

Мастер класс « О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»

МАСТЕР-КЛАСС« О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»...

Сценарий мастер-класса на тему «Путешествие в волшебную страну эмоций»

Создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе; сформировать у них представление об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста; познакомить с содержанием обра...

Работа с родителями в рамках реализации проекта «ГТО-это мы, это будущее нашей страны!» (из опыта работы)

Приоритетное направление деятельности детского сада № 257 - укрепление и сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решает многие пробл...