Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
статья по биологии на тему

Балькина  Кристина Анатольевна

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к представлению опыта работы по теме

Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии

Подготовила Балькина К.А.,

учитель биологии

МОУ «Александровская СОШ»

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

 Что же такое системно-деятельностный подход? Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали  Л.С. Выготский,  Л.В.Занков,  А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, и многие др. исследователи).

В основе системно-деятельностного подхода в обучении биологии   лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной  и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыты и опыта других людей.

Как учитель биологии, считаю, что, отвечая требованиям современного образования, необходимо воспитывать ученика, умеющего учиться. Необходимо дать возможность каждому ребёнку научиться аргументировано отстаивать свое мнение, проявлять инициативу в приобретении новых знаний. Самостоятельность мышления, познавательная активность ребенка формируется не только под руководством учителя, но и в сотрудничестве в группах.

В своей работе я широко применяю парную и групповую работу, так как считаю, что такая форма работы способствует формированию у обучающихся метапредметных и предметных УУД, способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который состоит в том, чтобы пробудить у каждого ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Ни для кого не секрет, что дети у нас сейчас не говорящие, не привыкшие выражать свою мысль и не слышащие, т.е. ни к какому диалогу они не готовы.

А ведь самое главное при работе в паре, группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. 

Цель групповой работы с позиции системно – деятельностного подхода:  активное включение каждого ученика в процесс усвоения и присвоения учебного материала.

Задачи групповой работы

  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  • Развитие умений успешного общения
  • Совершенствование межличностных отношений в классе

 Элементы групповой работы:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала; планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать
  • Ставить вопросы
  • Решать проблемы
  • Договариваться
  • Распределять роли и ответственность
  • Слушать других
  • Убеждать других
  •            Отвечать за себя

В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

А ведь это развитие как коммуникативных, так и личностных, и регулятивных УУД.

Существует несколько видов групповой работы: работа в парах, мозговой штурм, мозаичная группа (приём пазл), Игра «Продолжи», Охота за сокровищами, Снежный ком, Прием «Зигзаг»

Когда дети привыкают работать в паре, я предлагаю задание для  работы в группе «Ученик-ученики», т.е. вот эта конкретная пара и весь остальной класс, выступающие и слушающие. Моя задача – организовать эту работу так, чтобы никому было не страшно и не обидно.

        Постепенно перехожу  на немного измененную форму этой работы:, когда вопрос должен задать один ученик любому ученику в классе. Дети очень любят такую форму работы, активно в нее включаются все, даже самые слабые учащиеся.

Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.

Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе.  Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

                                Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Миша, ты не сказал, что…")

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. А групповая работа мне в этом помогает.
        Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  1. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  3. Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  4. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  5. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  6. Сплоченность класса возрастает;
  7. Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  8. В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  9. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
  10. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  11. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  12. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

В заключении отмечу положительные моменты групповой работы. При работе в группе:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.  
  • Рационально распределяется учебное время
  • Улучшается психологический климат в классе, вырастает чувство ответственности за проделанную работу
  • Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
  •  Дифференцируется  работа в классе
  • Развиваются коммуникативные умений детей.

К. Ушинский говорил, что одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию.

  Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и   потом, когда они станут взрослыми.  Ведь в ежедневной жизни мы  много «работаем» в группах.  Во многих профессиях успех  общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения  другого, от  умения сотрудничать.  Вот почему групповую технологию я считаю одной из самых важных.