Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
статья по биологии на тему
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к представлению опыта работы по теме
Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии
Подготовила Балькина К.А.,
учитель биологии
МОУ «Александровская СОШ»
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Что же такое системно-деятельностный подход? Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, и многие др. исследователи).
В основе системно-деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыты и опыта других людей.
Как учитель биологии, считаю, что, отвечая требованиям современного образования, необходимо воспитывать ученика, умеющего учиться. Необходимо дать возможность каждому ребёнку научиться аргументировано отстаивать свое мнение, проявлять инициативу в приобретении новых знаний. Самостоятельность мышления, познавательная активность ребенка формируется не только под руководством учителя, но и в сотрудничестве в группах.
В своей работе я широко применяю парную и групповую работу, так как считаю, что такая форма работы способствует формированию у обучающихся метапредметных и предметных УУД, способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который состоит в том, чтобы пробудить у каждого ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Ни для кого не секрет, что дети у нас сейчас не говорящие, не привыкшие выражать свою мысль и не слышащие, т.е. ни к какому диалогу они не готовы.
А ведь самое главное при работе в паре, группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Цель групповой работы с позиции системно – деятельностного подхода: активное включение каждого ученика в процесс усвоения и присвоения учебного материала.
Задачи групповой работы
- Активизация познавательной деятельности
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
- Развитие умений успешного общения
- Совершенствование межличностных отношений в классе
Элементы групповой работы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала; планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Чему учит групповая работа?
- Сотрудничать
- Ставить вопросы
- Решать проблемы
- Договариваться
- Распределять роли и ответственность
- Слушать других
- Убеждать других
- Отвечать за себя
В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
А ведь это развитие как коммуникативных, так и личностных, и регулятивных УУД.
Существует несколько видов групповой работы: работа в парах, мозговой штурм, мозаичная группа (приём пазл), Игра «Продолжи», Охота за сокровищами, Снежный ком, Прием «Зигзаг»
Когда дети привыкают работать в паре, я предлагаю задание для работы в группе «Ученик-ученики», т.е. вот эта конкретная пара и весь остальной класс, выступающие и слушающие. Моя задача – организовать эту работу так, чтобы никому было не страшно и не обидно.
Постепенно перехожу на немного измененную форму этой работы:, когда вопрос должен задать один ученик любому ученику в классе. Дети очень любят такую форму работы, активно в нее включаются все, даже самые слабые учащиеся.
Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.
Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- реагировать жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- обращаться друг к другу по имени. ("Миша, ты не сказал, что…")
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. А групповая работа мне в этом помогает.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- Сплоченность класса возрастает;
- Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
- В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
- Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
- Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
В заключении отмечу положительные моменты групповой работы. При работе в группе:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- Рационально распределяется учебное время
- Улучшается психологический климат в классе, вырастает чувство ответственности за проделанную работу
- Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
- Дифференцируется работа в классе
- Развиваются коммуникативные умений детей.
К. Ушинский говорил, что одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию.
Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технологию я считаю одной из самых важных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Презентация к выступлению на семинаре. Методическая разраотка урока биологии в 6 классе на тему "Вегетативное размножение растений". Работа в группах....
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...