Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку по теме

Бестаева Мавлуда Бердиевна

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._deyatelnost.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по программе дополнительного профессионального образования -

программе повышения квалификации «Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС»

Проектная деятельность  как средство реализации системно деятельностного подхода  на уроках немецкого языка

Ульяновск

 2014

Проектная деятельность  как средство реализации системно-деятельностного подхода  на уроках немецкого языка

Содержание

Введение............................................................................................      2 - 3    

Глава 1.  Особенности организации проектной деятельности

                 для реализации системно-деятельностного подхода

  1. Особенности организации процесса обучения в

          условиях внедрения ФГОС второго поколения..............       3 - 5

1.2.Место метода проектов современной школе........................       5 - 7

1.3. Виды проектов...........................................................................      7 — 9

Глава 2. Проектная деятельность  на уроках немецкого языка.....

                                                         ….................................................      9 - 12

2.1. Основные требования к проекту..........................................    13 — 15

2.2.  Этапы работы над проектом...................................................  15 — 22

  1. Использование проектной деятельности

          на уроках немецкого    языка...................................................  22 - 24

       Заключение..................................................................................  25 — 28

      Использованные источники......................................................... 29 - 30       

   

  1.  Введение.        

            Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему развитию, расширению кругозора и воспитания. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьника к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности. Изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Практическое владение иностранным языком стало восприниматься как личностно значимое. [5] Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре.[5].

Изучение иностранного языка в целом и немецкого в частности в основной школе в соответствии со стандартом направлено на достижение следующих целей:

  • развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности: понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.[4]

        Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и потому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения, на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета.

  Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;

с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.      

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной  школе.

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках немецкого языка в средней школе

Цель итоговой работы: проанализировать возможности и потенциал проектной деятельности для реализации системно-деятельностного подхода на  уроках немецкого языка.

Задачи итоговой работы:

 -  Изучив научно-методическую литературу конкретизировать и обобщить содержание  понятия  «метод  учебных  проектов»;                                                                 - определить особенности организации проектной деятельности   в обучении иностранному языку в  условиях внедрения ФГОС;

  -  определить место метода проектов современной школе.    

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение педагогического опыта.

Глава 1.  Особенности организации проектной деятельности для реализации системно-деятельностного подхода.  

  1. Особенности организации процесса обучения в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Федеральные государственные стандарты представляют собой

совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего   (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями.

     Федеральный образовательный стандарт предусматривает изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
-
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
-  
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
      -  
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
     -  
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

  1. формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
    2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
    3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
    4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. [6,7].

Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми [16].

        В результате изучения немецкого  языка согласно ФГОС  у обучающихся:

     -  формируется дружелюбное и толерантное отношение к проявлениям другой культуры, уважение к личности;

   -   формируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться на немецком  языке  в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе немецкого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

-  будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

- сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению немецким  языком на следующей ступени образования;                                                                                  -  более глубокое осознание культуры своего народа,  осознания себя гражданином своей страны и мира;

 -   готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.[4]                                                                          

  1. Место метода проектов в современной школе.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В новых стандартах основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.[16].

В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания иностранного языка, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий современной жизни и т.д.
Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. 
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

     [17].

     Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного и критического мышления.    

           Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно — ориентированной педагогической системы. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины и в воспитательной работе. Для типологии проектов предлагаются различные типологические признаки. Проектная деятельность делает учебный процесс для школьников личностно значимым, где есть возможность раскрыть творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Учитель выступает здесь в роли консультанта, координатора, помогает школьникам учиться, направляет их познавательную деятельность. Многие учащиеся уже овладели определёнными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, проводить социологические опросы, разрабатывать вопросы анкет, работать со справочной литературой, пользоваться компьютером, оформлять, документировать результаты работы. [9]

       Проект — это  нетрадиционная форма урока. Участвуя в совместной с учителем подготовке таких уроков, дети получают дополнительный стимул к изучению предмета. Доля таких уроков мала по сравнению с количеством традиционных уроков и определяется желанием и возможностями учителя. Подготовка и проведение таких уроков приносит учителю и ученикам удовлетворение, но требует от учителя значительных дополнительных затрат времени и душевных сил

  1. Виды проектов.

Существуют следующие виды проектов:                                           исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные. Рассмотрим каждый из них.

     Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения

     Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, коллажа, альманаха, альбома и т.д.

     Ролево – игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево – игровая.

     Информационные проекты.

Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование,  проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     Практико-ориентировочные проект

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, агрохимии, истории, литературы и др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например,  обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.) . По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

      Глава 2.  Проектная деятельность на уроке немецкого языка.

 Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов. Очень большое значение для создания коммуникативной мотивации в процессе обучения имеет включение общения в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую. В этих целях широко используется проектная методика. Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Данная тема очень актуальна в наше время, поскольку метод проектов это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Это прогрессивная методика обучения и развития учащихся, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных  областей.                                                                                                                                                  Суть проектной деятельности при изучении иностранных языков – это прежде всего коммуникативная деятельность, хотя и сам процесс и его результат одинаково важны для школьников, поскольку воспитывают у учащихся чувство ответственности за свою работу и за общее дело.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

    Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

    Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

    Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.

    Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

   В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом  знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям  относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

       Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие  ребенка.  Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

 Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.  Большое значение для создания коммуникативной мотивации в процессе обучения имеет включение общения в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую. В этих целях широко используется проектная методика. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Это прогрессивная методика обучения и развития учащихся, обучение в сотрудничестве.  

Таким образом, учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

      2.1.  Основные требования к проекту.

Чтобы работа считалась  проектом,  к  ней  должны предъявляться следующие требования:

   1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения и др.).

   2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы

(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

    Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

  Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.

 Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач:

  -занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

 -учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

  -в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в  ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

 -в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

 -усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

 -совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, коллаж,  выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина,  концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

2.2.  Этапы работы над проектом.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный,  который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ.

2)Выдвижение идеи учителем на уроке.  Создание творческой атмосферы в группе. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно. Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение видеть проблему.

         3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

 Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся осуществляется на немецком языке.[18].

2.Организация работы:

 1)Формирование микрогрупп. При формирование групп для разработки различных проблем учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различными" интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре.

 Согласование общей линии разработки проекта. Составление подробного плана работы над проектом.

 2)Распределение заданий в микрогруппах;

3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

 Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе. Используя метод проектов при воспитании и обучении на уроках, педагог создает условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом - это самостоятельно планируемая деятельность учеников.

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

 Увеличение удельного веса автономного процесса овладения материалом предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая выражается в том, что ученики участвуют в определении целей и задач учения, в ситуациях планирования видов взаимодействия и выбора видов деятельности, запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям - принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа "выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения", а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

Для создания комфортных условий в процессе развития автономии ученику необходимо дать время для решения, исправления ошибок, поэтому на второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов. Первичный анализ необходим и для учителя. Он является показателем того, как в целом идет работа над проектом. Дневник ученика, эссе, творческие работы с высказыванием собственного мнения по проблеме являются одной из форм письменной рефлексии. Такое творчество заставляет учащихся впервые задуматься над предложенной темой, проблемой, учит обращаться к самому себе с вопросами.

 Разработка проекта  при необходимости может сопровождаться ведением дневника. Вести дневник может каждый член группы, каждая группа или целый класс. Ученик записывает в дневнике итоги своих изысканий, трудности, с которыми он столкнулся, пути решения проблем, свое мнение, отношение к разрабатываемой проблеме. Учитель знакомится с записями, индивидуально работает с каждым учеником и предлагает пути решения той или иной проблемы. Ведя записи, школьники учатся анализировать, критически относится к собственной деятельности.

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

3.Завершающий этап:

 1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);

 2) Обсуждение способа оформления проекта;

 3)Документирование проекта;

 4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;

 5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.[19]

Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование. Устные доклады могут вызвать затруднения у учащихся, поэтому учителю следует заранее обсудить с каждым учащимся тему выступления, его план и длительность. Во время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения. Учитель должен быть готов к тому, что в начале никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать. Он может сам начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель - включить в обсуждение учащихся.[10] После общей презентации учитель обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее, поощряет, деликатно высказывает замечания, индивидуально, если это необходимо, выражает свое отношение к ошибкам некоторых учащихся.

Поскольку большая часть старшеклассников начинает обдумывать свою будущую деятельность после окончания школы, на пороге ее окончания у них повышается мотивация к изучению предметов, необходимых для получения дальнейшей специальности: происходит дифференциация не только по интересам, но еще и по выбранным профессиям. Ведущее место начинают занимать мотивы, связанные с самоопределением и выбором своего будущего. Разработка проекта позволяет ученикам расширить и углубить свои интересы, обнаружить определенные пробелы в тех или иных областях знаний. Устранить существующие пробелы помогает стремление учащихся к получению информации в максимальном объеме по интересующей их проблеме в определенной области знания. Чтение специальной литературы не только расширяет лексический запас, но, прежде всего, расширяет знания в различных областях науки.[12]

         Итак, работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания – это поможет понять, каким должен быть продукт.                             Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.                                                         По своему виду проектные продукты могут быть:

  • материальным – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
  • действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
  • письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

4. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

Обучая детей работе над проектом, можно предложить им следующий алгоритм выполнения, выделяя следующие этапы работы над ним:

   1/.  Определите тему проекта.

  2/.  Определите проблему и цели проекта.

        3/.  Обсудите структуру проекта, составьте примерный план работы.

 4/. Соберите информацию: обратитесь к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работайте с источниками информации, создайте систему хранения информации.

   5/.  Работайте в группах.

 6/. Регулярно встречайтесь и обсуждайте промежуточные результаты, просите преподавателя комментировать проделанную работу, корректируйте ошибки.

 7/.  Анализируйте собранную информацию, координируйте действий разных групп, помогайте друг другу.

  8/. Подготовьте презентацию проекта - организуйте выставку, видеофильм, радиопередачу, театральное представление, школьный праздник и т.д.

  9/.  Продемонстрируйте результат проекта (кульминационная точка работы над проектом).

  10/.  Оцените проект.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо посоветовать каждому ученику, где лучше добыть информацию, как записать ее, как представить. Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применять пройденные грамматические явления и структуры.

   Однако основной характеристикой этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить, сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята работают в библиотеках, читают дополнительную литературу, стараясь найти интересные данные о Германии, которые не знают одноклассники. При этом они расширяют и совершенствуют свой лексический запас. У учащихся развиваются навыки написания сочинений на немецком языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему иностранным языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки каждого конкретного сочинения, даются советы, ставятся наводящие вопросы, обсуждаются предложения что-то изменить, добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает , и как много уже может рассказать своим друзьям на немецком языке.

   2.2. Использование проектной  методики на уроках немецкого языка

    При организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики важно иметь в виду следующее:

  1. Процесс работы не менее важен, чем ее результаты.
  2. Учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов.
  3. Опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути.
  4. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности учащихся.
  5. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника.
  6. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта — это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес
    учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

Практика показывает, что работа над проектами целесообразна в разных классах, на разных этапах обучения.  Для работы над проектом следует выбирать тему, наиболее интересную  и значимую для учащихся.

Так, например, в 4 классе интересен  проект  „Der Zoo. Wer wohnt hier?“ (Приложение 1)[8], в 5 классе “Unsere Stadt”? В 7 классе ”Unsere Reise nach Moskau” и т.д. Результаты работы над проектами можно использовать при проведении недели немецкого языка с приглашением на мероприятия учащихся других классов, учителей родителей.

  В условиях малокомплектной школы, когда в классах по 2-4 ученика, над некоторыми проектами можно работать не с одним классом. Так к работе  над проектом  ”Die Weihnachten in Deutschland”  можно привлечь учащихся  2,3,4,5 классов, над проектом «Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde»  5,6,7 классами. При этом  учитываются языковая подготовка, возможности и способности каждого ученика.

Большинство детей работают над проектами с полной отдачей и интересом, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. При работе на проектом  следует создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей, дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других, создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.                     Таким образом,  на уроке создаются условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.

 В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. Это не значит, что организация учебной деятельности должна строится исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.[3]

 Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой,  проект не содержит упражнений по введению и отработке лексических и грамматических явлений, предполагается, что эта работа уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выйдет за рамки имеющихся знаний и столкнется с трудностями лексического и грамматического характера. Ему придется обратиться за разъяснениями к учителю или справочной литературе. Восполнение недостающих знаний осуществляется педагогом с учетом наличных знаний и индивидуальных особенностей школьника. Технология выполнения проекта дается на русском языке, хотя реальная работа учащихся, общение их с учителем и между собой осуществляется на изучаемом языке. [3]

  Заключение.

Метод проектов, зародившийся ещё в 19 веке, является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение. Метод проектов также практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве. Кроме того, положительная специфика данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе учащихся в школе и дома, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. Учащемуся в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими учащимися организовать и планировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Учитель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта. Девиз и цель любого проекта - "помочь каждому ребенку развить свои личные и общественные склонности" и базируется на 3 основных принципах:

            -  свободе ребенка;

           -   взаимодействии его с группой детей;

           -   гибком распределениеи учебного времени.

Знакомство с примерами использования метода проектов в работе
учебных заведений позволяет выделить значимые для педагогики
положительные  стороны данного метода: направленность  на

индивидуализацию обучения, активизацию  учения,  стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Опираясь на различные критерии Российские и зарубежные педагоги выделяют различные виды проектов, но все они проводятся по единому плану и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним. Таким образом, в ходе проекта выделяют этап выбора темы и определения целей, этап сбора информации, этап основной работы над проектом и непосредственно этап защиты и презентации проекта. Кроме того, к проектам предъявляются определённые требования. Он имеет значимую в исследовательском, творческом плане проблему или задачу, практическую, теоретическую,  познавательную значимость предполагаемых результатов. Проект выполняется самостоятельно индивидуально, попарно, в группах по заранее составленному плану работы в определённых временных рамках.

Использование метода проектов в обучении языку также имеет много преимуществ: язык используется в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; происходит акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой); тема выбирается та, которая вызывает большой интерес для учащихся и непосредственно связанна с условиями, в которых выполняется проект; происходит тщательный отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; учащиеся могут представить свои творческие способности в наглядном представлении результата.

На нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Основная проблема, сдерживающая распространение метода проектов в наши дни, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов так как практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки при выполнении учениками этих заданий.

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:                                                 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.                                                                                                                                                2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.                                3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.                                                                                          4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании. Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:   -   действительно вносил вклад в цели обучения;                 -   имел реальный смысл;                                                                                                              -   был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий. [18]

Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по немецкому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой [11]. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание немецкого языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

 В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Как показывает практика, обучение в сотрудничестве позволяет значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, а также акцентрировать внимание на самостоятельное добывание учащимися информации, ее критическом осмыслении и усвоении.

 Использованные источники.

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.2003. №5;
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.;
  3.  Н.Г.Чанилова.Использование проектной методики на уроках немецкого языка. Иностранные языки в школе.2000, №4;
  4. Рабочие программы. Немецкий язык. И.Л.Бим, Л.И.Рыжова. Предметная линия учебников Бим И.Л. 2-4 классы.  Просвещение, 2014;
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5-9 классы. Просвещение, 2010.
  6. Федеральные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.
  7. Федеральные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.
  8. Академический школьный учебник. Немецкий язык. И.Л.Бим,Л.И.Рыжова, часть 2. Просвещение, 2013г.
  9. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library
  10. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа: Прошколу.ру; nsportal;
  11. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su;
  12. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. – Режим доступа:http://nemuch.ucoz.ru/publ/ fgos/;
  13. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/03/30/spetsifika-realizatsii-fgos-na-urokakh-nemetskogo:
  14. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://www.uchportal.ru/publ/;
  15. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://www.dioo.ru/podhod-k-obucheniyu.html;
  16. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/4807;
  17. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://pedsovet.su/load/31-1-0-4614;
  18. Социальная сеть работников образования [Интернет ресурс]. - Режим доступа:http://maroelena2008.rusedu.net/post/986/6559;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...