Статья из опыта работы "Использование на уроках географии электронного образовательного комплекса как средства реализации системно – деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО"
статья по географии (6 класс)

Тукаева Рамзия Рашитовна

Статья из опыта работы "Использование на уроках географии электронного образовательного комплекса как средства реализации системно – деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 5  г. Надыма»

г. Надым, ул. Набережная  им. Оруджева , 13/1

тел.: (3499) 52-32-71;  факс 52-32-71; Е-mail: sosh5ndm@mail.ru

Статья из опыта работы

Использование на уроках географии электронного образовательного комплекса как средства реализации системно – деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО

Автор: Тукаева Рамзия Рашитовна,

 учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

Использование на уроках географии ЭОК как средства реализации системно – деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО

Тукаева Рамзия Рашитовна, учитель географии МОУ СОШ №5

Я слышу – я забываю,  

 я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю

I. Актуальность опыта

 При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных   умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Например: определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией. 

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Системное применение в учебном году данных электронных ресурсов поможет сделать учебный процесс наиболее эффективным.

II Собственный опыт

На уроках географии электронные образовательные ресурсы (ЭОР) я использую в течение последних 5- х месяцев и могу оценить положительные и отрицательные стороны применения ЭОР. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования ЭОР в учебном процессе вместо печатных.

Электронный образовательный комплекс позволяет успешно реализовать такие цели как, формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, населения, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

  Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

При обучении географии  использую ЭОК как средства реализации системно – деятельностного подхода, который позволяет:

На 1 этапе: мотивировать учащзихся к учебной деятельности (самоопределение), организовать  положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); установить тематические рамки («могу»).

На втором этапе, на актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии, организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия (вопросы по изученным темам, тем самым подвела к цели и задачам урока).

На 3 этапе, постановка учебной задачи. На данном этапе после просмотра видео учащиеся с легкостью смогли поставить цели и задачи урока.

На этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

III Результаты

Считаю необходимым обратить внимание на основные преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии через использования ЭОК, т.е. на положительные результаты:

для учащихся

  • Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.
  • Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.
  • Формируется осознанная познавательная мотивация.
  • Формируется готовность к разрешению проблем.
  • Развивается технологическая компетентность,  готовность к  самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
  • Сокращается время, необходимое для изучения материала.
  • Автоматическое выставление оценок.

Для учителя (13 слайд)

  • Обеспечение всех компонентов образовательной деятельности с учётом индивидуальных предпочтений.
  • Реализация активно - деятельностных форм обучения.
  • Расширение функционала и повышение эффективности самостоятельной учебной работы.
  • Возможность при работе с сильными детьми можно использовать ЭОР, давая им более сложные, творческие задания.
  • Реализуются  развивающие цели урока.
  • Возможность дистанционного обучения.
  • позволяет минимизировать трудовые затраты учителя на подготовку к уроку за счет наличия справочных материалов, материалов для организации практических занятий, контрольно-оценочных материалов. При системном использовании ЭОК роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет к нему отношение обучающихся. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у учеников. 

Но вместе с тем отмечаю и отрицательные стороны реализации ЭОК(14 слайд).

  1. Однообразные уроки, уроки по одному алгоритму.
  2. Невозможность исправления оценок.
  3. Низкое качество видео, фотографий.

Учитывая отрицательные и положительные результаты использования ЭОК на уроках географии как средство реализации системно – деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО, я пришла к следующему выводу.  Использование ЭОК как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках географии  создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач. 

Таким образом, применение на уроке ЭОК в процентном соотношении удовлетворенность в 1 четверти среди учащихся составляло 30%, на данный момент 100%.

Фотографии с уроков с использованием электронного образовательного комплекса


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода

Из опыта работы учителя биологии. Методическая разработка .Уроки биологии с краеведческим компонентом...

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...