Конспект урока математики в 10 классе
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Белова Ольга Юрьевна

Конспект урока математики в 10 классе "Применение производной  в задачах на оптимизацию". Урок создан как урок интегрированного применения знаний из различных дисциплин. Кроме того, форма урока предполагает групповую работу школьников с применением и защитой экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_10_b.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики 

учителя первой категории

Беловой Ольги Юрьевны

«Применение производной в задачах на оптимизацию».

1. Урок алгебры в 10 классе

2.1 Урок по теме «Применение производной к решению задач на оптимизацию» является последним закрепляющим материал уроком.

2.2 Урок интегрированного применения знаний и умений.

2.3.1  К данному уроку учащиеся должны знать определение и правила вычисления производной, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции; геометрические, физические формулы, описывающие реальные процессы.

2.3.2 К данному уроку учащиеся должны уметь вычислять производные сложных функций, применять алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции, создавать математические модели реальных ситуаций, практически подтверждать теоретические расчеты опытом.

2.4 Триединая цель урока -

Образовательная – закрепить умения находить наибольшее и наименьшее значение функции с помощью производной в задачах практического содержания, в задачах физического содержания.

Развивающая - сформировать умение применять знакомые знания в нестандартной ситуации, развитие творческого мышления

Воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к математике.

2.5 Ожидаемый результат урока : интегрированный урок должен показать учащимся необходимость применения математического анализа (производной) в различных областях науки и окружающей действительности, алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значений функций как универсального метода решения различных задач на оптимизацию.

2.6 На уроке-исследовании учащиеся работают в группах, причем в группах делятся на подгруппы тех, кто делает теоретические расчеты, и тех, кто отвечает за эксперимент.

2.7  На уроке учащиеся работают в группах самостоятельно по инструкции учителя.

2.8 После решения задачи группа предоставляет теоретические расчеты и демонстрацию опытного подтверждения расчетов.

2.9 План урока

1) Организационный момент

2) Актуализация опорных знаний и способов действий

3)  Интегрированная работа в группах над задачами

4) Защита своих решений – опытов

5) Рефлексия

6) Домашнее задание

3. Необходимый реквизит к уроку:

Инструкции с задачами для работы учащихся в группах;

баллистический пистолет, металлический шарик, измерительная лента, копировальная бумага, флажки;

лампа накаливания мощностью 100 Вт, физический штатив, сетевой фильтр, метровая линейка, люксметр, модель крышки круглого стола радиуса 0,5м;

три листа картона размера А4, скотч, сыпучее вещество (например, соль), перчатки, совок.

Технологическая карта урока.

Номер

этапа

Деятельность учителя

Информационное пространство

Деятельность учащихся

1.

Организа-

ционный

Организация учащихся на занятие

Объявление темы, постановка задач занятия. Распределение учащихся по группам. Распределение задач по группам

Распределение между учащимися в группе теоретической и практической работы.

2.

Актуализация знаний

Консультация учащихся по вопросам организации работы

Распределение заданий по группам, знакомство с оборудованием, необходимым для опыта.

Ознакомление учащихся с заданием, с необычной формой урока.

3.

Интегрированная работа в группах над задачами

Консультация и необходимая помощь.

Задача №1.

Расстояние между шахтами А и В по шоссейной дороге 60 км. На шахте А добывается 200 тонн руды в сутки, на шахте В – 100 тонн руды в сутки. Где нужно построить завод по переработке руды, чтобы для ее перевозки количество тонно-километров было наименьшим?

Задача №2

Из данного листа картона, вырезав по углам квадраты, собрать открытую сверху коробку наибольшего объема.

Задача №3

На какой высоте h надо повесить лампочку мощностью 100 Вт над круглым столом радиуса R = 0,5 м, чтобы освещенность стола на линии окружности была наибольшей ?

Задача №4

Определите угол α, при котором дальность полета металлического шарика, выпущенного из баллистического пистолета будет наибольшей.

V – начальная скорость (км/ч)

Ɩ – дальность полета шарика (м)

ɡ - ускорение свободного падения (м/  )

Используйте формулы

                                                                   

Решение задач, подготовка опыта с помощью инструкции.

Заполнение результатов вычислений в таблицу.

(Приложение 1)

4.

Защита решений опытом.

Помощь в проведении опыта

Использование учащимися инструкции для проведения опыта (приложение 2)

Комментарии результатов опыта.

Проведение опыта, выводы учащихся по задаче.

5.

Рефлексия

Выводы учителя

Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды.

                              П.Л.Чебышев

Учащиеся определяют, какая задача заинтересовала их наиболее всего.

6.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Подобрать, найти интересные задачи на оптимизацию из других областей науки и техники.

Записывают дом. задание, прибирают рабочее место.

Приложение 1.

Таблица  полученных значений.

Оптимизируемая величина

Независимая величина

Ограничения независимой величины

Составленная функция

Производная функции

Стационарные точки

Критические точки

Рассматриваемый промежуток

Точки экстремума

Наибольшее, наименьшее значение функции

Приложение 2.

Инструкция к задаче №1.

Решите задачу с помощью производной.

Заполните данные в таблицу.

Подтвердите свои вычисления примерами для различных значений расстояний от шахты А до завода. Сделайте выводы.

Инструкция к задаче №2.

Решите задачу с помощью производной.

Заполните данные в таблицу.

Сконструируйте три коробки, вырезав квадраты разных размеров (один должен иметь расчетные размеры). Подтвердите опытным путем, что «ваша» коробка действительно имеет наибольший объем.

Инструкция к задаче №3.

Решите задачу с помощью производной.

Заполните данные в таблицу.

Закрепите лампочку и метровую линейку в штатив, расположите круглую крышку стола так, чтобы штатив был в центре.

Приготовьте для работы люксметр.

Включите лампочку в сеть.

Перемещая лампочку вдоль штатива, измеряя люксметром освещенность на линии окружности, найти точку высоты наибольшей освещенности. Сравните ее с расчетным значением.

Инструкция к задаче №4.

V– начальная скорость (км/ч)

Ɩ – дальность полета шарика (м)

ɡ - ускорение свободного падения (м/  )

Используйте формулы

                                             

Решите задачу с помощью производной.

Заполните данные в таблицу.

Выполните эксперимент по запуску шарика из баллистического пистолета для различных значений угла α, замеряя при этом дальность полета.

Для этого: 1) закрепите пистолет на краю стола, установив какое-либо значение угла α;

2) закрепите измерительную ленту на столе и копировальную бумагу для отметки точки приземления шарика

3) отметьте эти точки флажками

4) измерив расстояние, сделайте вывод, при каком α расстояние наибольшее.

5) сравните его с расчетным, сделайте вывод.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Конспект урока математики 6 класс

Тема урока "Понятие координатной плоскости"...

Конспект урока математики 1 класс

Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....

Конспект урока математики 0 класс

Числа 1 – 5 . Закрепление....

Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"

Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...