Главные вкладки

    урок математики на тему "Решение задач на растворы, смеси, сплавы" "
    методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

    урок решения практико-ориентированных задач для обучающихся 9 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой

    г.Липецка

    Решение задач на растворы, смеси, сплавы

    Урок алгебры в 8 классе.

    Учитель: Алябьева Е.А. (высшая категория).

    Тема урока: «Решение задач на растворы, смеси, сплавы»

    «В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является сама природа»

    У. Сойер

    Тип урока. Комбинированный.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

    Методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, проблемный.

    Цели урока.

    Образовательные.

     Проверить и закрепить умения и навыки в решении задач на растворы, смеси, сплавы.

     Познакомить с нестандартным способом решения задач на смешивание двух растворов разной концентрации.

    Развивающие.

     Развитие интереса к предмету.

     Активизация мыслительной деятельности.

     Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.

    Воспитательные.

    Формирование навыков решения практических задач, используя математические знания.

    Выработка внимания.

     

    Оборудование: таблица 1 основных формул , таблица 2 к решению задачи на определение отношения смешиваемых растворов, проектор,

    раздаточный материал – анкеты рефлексии.

    Ход урока.

    1.  Организационно-мотивационный момент.

       

    Учитель объявляет тему и цели урока.

    Тема сегодняшнего урока «Задачи на растворы, смеси, сплавы». Вы уже знакомы с этими задачами, умеете решать многие из них, но сегодняшний урок необычный, потому что сегодня мы будем решать задачи на растворы, смеси, сплавы, которые ставит перед нами жизнь – практические задачи (прочесть эпиграф к уроку). Для решения этих задач вам необходимо будет сначала правильно сформулировать жизненную проблему как математическую задачу, а уже затем решить ее. Но так ли уж часто мы сталкиваемся с задачами на заданную тему в повседневной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим один день обычной домохозяйки, назовем ее условно Хозяйка, и поможем ей решить все возникающие у нее проблемы.

    2. Актуализация опорных знаний .

    Контрольные вопросы фронтального опроса:

    1. Какие типы задач на растворы, смеси, сплавы вы знаете?

    2. Перечислите основные этапы решения задач на растворы, смеси, сплавы.                                    

    3. Какие величины обозначены: M, m, k ?

    4. Назовите формулы для вычисления M, m, k –таблица 1(см. Приложение 1).

    3. Решение задач.

    3.1 Задача на соединение растворов, разбавление раствора.

    (учащиеся знакомы с этими типами задач и умеют решать их по известному алгоритму)

    Учитель: Итак, вернемся к нашей Хозяйке. День, о котором идет речь, случился в августе. С раннего утра Хозяйка решила заняться консервированием овощей.

    Проблема 1 :

    По рецепту Хозяйке  было необходимо 300 г 12% раствора уксусной кислоты. Но у нее было лишь 200г 96% уксусной эссенции и 100г 6% раствора столового уксуса. Помогите Хозяйке решить  эту проблему.

    1.1.Математическая постановка задачи(задача на соединение растворов).

    Сколько граммов 96% и 6% растворов уксусной кислоты необходимо соединить, чтобы получить 300г 12% раствора уксусной кислоты, если известно, что 96% раствора было 200г, а 6% – 100г?

    1.2.Самостоятельное решение задачи.

    1.3.Самопроверка результатов с обсуждением и анализом полученного ответа.

    Учитель: Такой способ решения проблемы не дал нужного результата, так как соединив растворы уксусной кислоты указанных концентраций невозможно получить раствор 12% . Есть ли другой способ решения этой задачи? Какой? Измените математическую  постановку задачи.

    1.1.1Математическая постановка задачи (задача на разбавление раствора).

    Сколько граммов воды нужно добавить к 200 г 96% раствора уксусной кислоты, чтобы получить 300г 12% раствора уксусной кислоты?

    1.1.2.Самостоятельное решение задачи.

    1.1.3.Взаимопроверка результатов с использованием готового решения на экране.

    Учитель: Можно ли получить 12% раствор уксусной кислоты, смешав 6% раствор этой кислоты и воду?

    3.2 Задача на нахождение пропорций смешиваемых растворов, сплавов.

    (Новый для учащихся тип задач)

    Учитель: После того, как консервирование было закончено, Хозяйка отправилась в салон красоты, где ей пришлось оказать помощь в решении новой проблемы.

    Проблема 2:

    Стилист попросил Хозяйку помочь ему решить следующую задачу: у нас в салоне имеется два раствора перекиси водорода  30% и 3% . Нужно их смешать так, чтобы получился 12% раствор. Не поможете ли нам подыскать правильную пропорцию?

     2.1.Математическая постановка задачи

    В каком отношении нужно смешать 30% и 3% растворы перекиси водорода, чтобы получить 12% раствор?

    2.2.Обсуждение способа решения.

    2.3.Запись решения на доске(один из учеников).

    Учитель: Хозяйка решила эту проблему гораздо быстрее вас – всего за 1 минуту (демонстрация решения на доске):

    I  раствор:    30                    9

                                      12                                

    II раствор:      3                   18

    Учитель: Можно ли данный способ использовать для решения задач на нахождение пропорций смешиваемых растворов? Обоснуйте данный способ решения. Используйте для обоснования  Таблицу 2 (см. Приложение 2).

    3.3  Закрепление решения нового типа задач.

    (учащиеся познакомились  с новым  типом задач и умеют решать их по известной схеме)

    Проблема 3 :

    Из салона красоты Хозяйка отправилась к ювелиру, взяв с собой украшения из золота 375 и  750 пробы, и попросила ювелира изготовить ей кольцо 500 пробы. Помогите ювелиру определить пропорцию, в которой нужно соединить сплавы.

    Повторить понятие «проба» (процентное содержание золота в 1000г сплава).

    3.1.Математическая постановка задачи

    Имеется два сплава золота с медью. Содержание золота в первом сплаве 37,5%, а во втором 75%. В каком отношении необходимо взять эти сплавы, чтобы содержание золота в новом сплаве было равно 50%?

    3.2.Обсуждение способа решения.

    3.3.Самостоятельное решение задачи.

    4. Самостоятельная работа(задача от Хозяйки).

    Имеется 90 г 80% уксусной кислоты. Какое наибольшее количество 9% столового уксуса из нее можно получить?

    5. Подведение итогов урока.

             

    Учитель: Решение каких типов задач на растворы, смеси, сплавы повторили на уроке?

    Что нового узнали на уроке?

    Ответьте на вопросы анкеты (см. Приложение 3).

    6. Домашнее задание.

    Составить и решить двумя способами задачу на определение пропорций смешиваемых растворов (сплавов).

    Приложение 1.

    Таблица 1.


    M – масса всего раствора (сплава)      



    m – масса растворенного вещества    



     k – концентрация раствора                    






               

        Приложение 2.

    Таблица 2.


    I  раствор(х):    a                    b –c



                                         



                                          c                                                                        



                           



    II раствор(у):     b                   с– а






    Приложение 3.

    Анкета.

    1. Испытывали ли вы затруднения при решении задач на растворы, смеси, сплавы?

    а) да, решение задач на эту тему вызвало очень большие затруднения;

    б) да, при решении некоторых задач;

    в) нет.

    2. Какой из уроков по теме понравился больше остальных и почему?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. По пятибалльной системе оцените уровень ваших знаний по этой теме.

    _________________________________________________________

    4. Считаете ли вы, что умение решать задачи по этой теме пригодится вам в жизни:

    а) да;

    б) нет,

    в) затрудняюсь ответить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Табличный метод решения задач на концентрацию, смеси, сплавы

    При решении большинства задач  на концентрацию, смеси и сплавы, с моей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие о...

    Решение задач по теме растворы, смеси. сплавы.

    Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-либо водой.    Самый известный и главный сплав в истории цивилизации – это всем известная ст...

    Задачи на растворы, смеси, сплавы

    Продукт знакомит с системой подготовки учащихся к итоговой аттестации: решение задач «химического» характера математическими методами, что значительно повышает качество подготовки к ГИА по математике ...

    Раздаточный материал по теме "Задачи на растворы, смеси и сплавы"

    Обобщение и распространение педагогического опыта....

    Математический тренажёр по теме: «Задачи на растворы и сплавы»

    Метапредметные связи между математикой и химией...

    Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач на растворы и сплавы при подготовке к ОГЭ"

    Интегрированный урок по химии и математике по решению расчетных задач для 9 класса.Цель урока: Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смес...

    Готовимся к ЕГЭ задачи на растворы и сплавы

    Урок посвящен решению задач  типа №11 ЕГЭ математика профильный уровень и №27, №33  ЕГЭ по химии. Неважна, как задача решена- химическим или математическим способом, главное получить правиль...