Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Проект урока по теме "Проценты" в рамках ФГОС

    Павлова Инна Юрьевна

     

    Проект урока

    Предмет: математика

    Класс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применять полученные знания на практике, активны, умеют слушать и вести диалог, способны достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения целей.

    Тема урока: Проценты

    Номер урока в системе изучаемой темы: первый урок из пяти в данной теме

    Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Изучить понятие процент, в результате чего ученик должен:

    Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

    Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты»,  решать задачи.

    Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

    Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект урока по теме «Проценты» в рамках ФГОС

    Предмет: математика

    Класс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применять полученные знания на практике, активны, умеют слушать и вести диалог, способны достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения целей.

    Тема урока: Проценты

    Номер урока в системе изучаемой темы: первый урок из пяти в данной теме

    Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Изучить понятие процент, в результате чего ученик должен:

    Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

    Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты»,  решать задачи.

    Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

    Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Задачи

    Время урока

    Показатели выполнения задач (образовательный продукт, описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока)

    учителя

    учащихся

    Организационный этап

    Организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

    Осознание и принятие: знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

    2 мин

    Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Этап актуализация знаний

    Создание проблемной ситуации: вступительное слово учителя. Повторение действий с десятичными дробями. Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы

    Осознание и принятие: участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

    5 мин

    Смыслообразование:  поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено;

    постановка цели учебной задачи, синтез; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

    Этап изучение нового материала

    Добиться осмысления, выработать умение по нахождению процентов на основе приобретенных знаний: вместе с учениками определяет цель урока

    Научиться находить проценты и уметь объяснять решение: учащиеся выполняют в технологических картах  задание №1.

    7 мин

    Правильность ответов (не менее 85%) при нахождении процентов: поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний, анализ объектов; целеполагание, выдвижение гипотез, умение слушать и вступать в диалог.

    Этап первичное осмысление и закрепление знаний

    Определить уровень сформированности, обозначить проблемы урока: комментирует,   направляет работу учащихся

    Определяет уровень знаний (как понял): два ученика  на доске, а остальные в тетради выполняют задание №2-3.

    9 мин

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез,  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата,  умение слушать и вступать в диалог,

    коллективное обсуждение проблем (при необходимости);  Ориентация в межличностных отношениях.

    Физпауза

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

    2 мин

    Этап закрепление изученного материала

    Выступает в роли тьютора для слабых учащихся

    Определение уровня знаний: учащиеся выполняют задания 4-5 из технологической карты

    Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

    8 мин

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов;   планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция; умение слушать и вступать в диалог,

    интегрироваться в группу; профессионалное самоопределение,

    смыслообразование.

    Учащиеся самостоятельно выполняют задание №6. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

    5 мин

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ и синтез объектов; Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

    Этап подведение итогов. Домашнее задание

    Подведение итогов, организация. Задает дифференцированное домашнее задание 

    Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

    2 мин

    Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности; управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна; нравственно-этическая ориентация.

    Процессуальная часть урока

    Этапы урока

    Деятельность

    учителя

    учащихся

    Организационный этап

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листы. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания,  поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе.

    Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

    Этап актуализация знаний.

    1.  Мотивация

    Учитель: Ну-ка, в сторону карандаши!

                     Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

                     Устный счет! Мы творим это дело

                     Только силой ума и души!

    Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

    1)Вычислить:        (действия над десятичными дробями)          

     На интерактивной доске записано задания.  Учащиеся по очереди дописывают  ответы

    2,3+1,5=               4,1-2=             3,5: 0,7=                                  

    1,2- 0,9=               6,5:5=             4,8: 0,06=

    0.6*7=                  1- 0,4=            10:4=                                    

    2:5=                      5,1:51              6,363: 0,7=

    Проблемная ситуация:

    - Надежда Сергеевна подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20уч. Как же выяснить какой класс лучше учится?

    - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.  

    - А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали?

    - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты

     ( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.)

    Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ).  Тему процентов использовали в своих произведения в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов ит.д.)








    1 Учащиеся решают примеры устно.








    2.  Отвечают на вопросы:

    Предлагают свои решения


     


    - скидки, банки, кредиты…


    Этап изучение нового материала

    -Итак, тема урока сегодня «Проценты». ( Тема урока и план  записаны на специальной доске)

    -Сформулируйте цели урока

    -На уроке вы узнаете: что такое процент, откуда появилось это понятие, научитесь переводить проценты в дроби, и дроби в проценты, находить несколько процентов от числа.

    -На доске записаны дроби, как их можно прочитать разными способами

     ½ ,   , ¼ , 1/100    


    - Возможно, кто-нибудь догадался, как прочитать последнюю дробь?

    -Определение: сотая часть числа называется процентом.

    - Какого числа?

    - Запишем в тетрадь :        

    1% = 1/100 или  1%- 0,01  

    1% = 1/100   = 0,01

    - В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например:

    1 коп- 1/ 100 часть рубля

    1см  - 1/100 часть метра

    1кг  - 1/100 часть центнера и т.д.

    1ар - ? га

    Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби

    - какой?

    Совместно с учителем выполняют первое задание

    Задание №1

    1%=1/100=0,01          

    2%=2/100=0,02

    5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3

    -Записывают тему урока в технологических картах.

    - что такое процент и использовать данное понятие на практике



    - одна вторая, одна третья, одна четвертая, одна сотая;

    - половина, треть, четверть,…

    - процент

    - Любого, любой величины.










    - обыкновенной и десятичной


    (Учащиеся отвечают на вопросы,  заполняют таблицу в технологических картах:

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал




    Этап первичное осмысление и закрепление знаний

    - Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот.

    0,05 = 0,05*100=5%                  

    15/100=15% (ищут совместно с учителем)

    - Давайте вернемся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока.

    - Составьте план решения задачи.

    -Решите данную задачу (через некоторое время появляется решение на слайде)

    -  Делают задания из учебника №1561, №1562 (задание №2, №3)


    - составляют план решения

    (один из учеников читает, остальные дополняют)

    - Учащиеся, используя определение, находят лучший класс по успеваемости

    - два ученика на доске, а остальные в тетради самостоятельно выполняют задание №2-3, затем сверяют, ищут ошибку, аргументируют (на закрытой доске)

    Физпауза

    Мы славно потрудились и славно отдохнем.

    Я даю задание и ответы. Если ответ правильный руки – вперед, нет – руки вверх, голову вверх, хлопок

    1)процент- это десятая часть числа   нет

     2)2,5* 3=7,5               да

    3)50+1,17=1.67          нет

    4) 7%=0,7                  нет

    5)1/8=0,125               да

    6)0,34=34%               да

    7)32,5: 0,095= 325:95 нет

    Выполнят упражнение

    Этап закрепление изученного материала

    -Если мы можем найти 1% от числа, значит, сможем найти и 2% и3% и т. д.

    Примеры      2% от числа 300

                         5% от числа    40

                         10% от числа 7   (три способа:   7:100*10;   10%=0,1 10*0,1; 10%=1/10 7:10= 0,7)                            

    Решение задач. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

    № 1567, № 1569 (задание №4-5)



    Заполнить таблицу (самостоятельно с последующей проверкой)

    №1564 (задание под №6)

    - Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока.

    - Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

     - Давайте еще раз вспомним определение процента, нахождение процента от числа.

    - записывают в тетрадь новый алгоритм, осмысливают и приступают применять его на практике.




    -учащиеся выполняют задания 4-5 из технологической карты

    Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

    - решают самостоятельно, сверяют с доской.


    - проводят самоанализ, вспоминают определение процента.

    Этап подведение итогов. Домашнее задание.

    -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями (критерии на доске):

    - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

    -Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

    - Дифференцированное д/з (на доске)

    Выполняют в зависимости от уровня подготовленности:

    п. 40, № 1599, 1600(на три);

    п. 40, № 1599, 1600, 1601(на четыре);

     п. 40, № 1599, 1600,1601, Творческое задание (на пять).

    В данном уроке я использовала методику организации самостоятельной работы в малых группах. В результате чего обучающиеся учатся слушать друг друга, анализируют (выбирают верный ответ), задавать друг другу вопросы, осуществлять контроль и взаимоконтроль, отстаивать свою точку зрения, публично выступать, аргументировать, взаимооценивать. Использование ЗУН - ой модели обучения с личностно-ориентированной.[ 2, с.17]

    Список используемой литературы:

    .Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений[текст] / Н.Я.Виленкин и др./ - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009

    Терновая Г.В.,  Теоретические основы и практика проектирования современного урока[текст]/Г.В. Терновая/ Барнаул: «ПРЕСС-Т», 2012.-116с.

    Заир-Бек Е., Технология развития критического мышления через средства чтения и письма[текст]/ Е.Заир-Бек/, М:2010

    Б.М. Абдрашитов, Учитесь мыслить нестандартно: книга для учащихся[текст]/ Абдрашитов Б.М /М: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

    А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя[текст] / Под ред. А.Г. Асмолова/. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-0228312.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

    Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

    Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

    Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...

    План-конспект урока "Алюминий" в рамках ФГОС

    Формирование УУД в рамках ФГОС на уроке в 9-м классе "Алюминий, его физические и химические свойства"...

    Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

    Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

    Проект урока по теме «Проценты» в рамках ФГОС

    Проект урока по теме «Проценты» в рамках ФГОС...

    Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

    Курсовая работа по теме "Формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС"

    На примере урока геометрии в 11 классе по теме "Конус" показано формирование всех групп универсальных учебных действий на каждом этапе урока....