Программа предметного кружка
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Одним из основных видов внеклассной работы в 5-6 классах является математический кружок. Состояние математической подготовки учащихся  характеризируется умением решать задачи, т.к.  задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся.  Занимательные задачи, нестандартные задачи, познавательные задачи - все они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. Исторические экскурсии, теоретические вставки, игры, головоломки способствуют повышению интереса к предмету, развивают любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_programma_matematicheskogo_kruzhka_5_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Рассмотрена на МО

Протокол №_____от «___»_____2011г.

Согласована на НКМЦ

Протокол №_____от    

  «___»_____2011г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______________

Приказ №      от

«____»______2011  г.

Программа предметного кружка

 Математическая мозаика

 Для учащихся 5 класса

Вид документа:         Методическая разработка

Назначение документа:    педагоги
Область применения: Преподавание математики
Автор разработки: Королюк С.А. учитель математики

2011-2012уч.год.


Пояснительная записка

 С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады, внедряется ГИА в 9 класс. Это, безусловно, повышает интерес к математике.    Однако, в последнее время уровень вычислительных навыков, преобразований выражений, решение задач  имеет ярко выраженную тенденцию к снижению, учащиеся допускают массу ошибок при подсчетах, все чаще используют калькулятор, не мыслят рационально, что отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне математических знаний учащихся в целом. Одной из составляющих вычислительной культуры является устный счёт, который имеет большое образовательное, воспитательное и практическое, и чисто методическое значение. Умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме» необходимо для каждого человека. Состояние математической подготовки учащихся также характеризируется умением решать задачи, т.к.  задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся.  Занимательные задачи, нестандартные задачи, познавательные задачи - все они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. Исторические экскурсии, теоретические вставки, игры, головоломки способствуют повышению интереса к предмету, развивают любознательность. Включение в программу математического кружка заданий разнопланового характера именно с 5 класса создает условия, благоприятствующие формированию  набора ключевых компетентностей учащихся являющиеся  в настоящее время основным результатом деятельности образовательного учреждения. Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в середине сентября, а заканчивается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. В каникулы кружковые занятия не проводятся.

  Основные требования к программе кружка:

1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

2) использование занимательности;

3) использование исторического материала;

4) решение нестандартных, олимпиадных задач;

5) учет желаний учащихся;

6) особенности школы;

7) наличие необходимой литературы у учителя.

Данный курс примыкает к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Данная программа математического кружка  составлена  для учащихся 5 класса и рассчитана на систематические занятия   (1час в неделю всего - 35ч) в течение учебного года. Курс содержит небольшие исторические экскурсы, задачи олимпиадного характера, математические игры, упражнения на комбинации и расположения, юмористические страницы,  т. е. те упражнения,  которые вызывают у учащихся  желание заниматься одной из основных наук - математикой. Каждое занятие содержит решение устных задач, задач повышенной сложности, упражнения на смекалку, игры, занимательные задачи. Программа предусматривает подведение итогов работы кружка: игра – соревнование, творческие выступления  учащихся на занятиях, подготовка и проведение праздника в рамках предметной декады, награждение самых активных.  

Цель курса: Содействовать формированию  ключевых образовательных компетенций школьников.

Задачи курса:

  1. пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
  2. сформировать умения производить устные вычисления, необходимые в практической деятельности;
  3. научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  4. овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений;
  5. расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки.

               Учебно – тематический план



              Содержание  занятий

Всего часов

 (35часов)

Дата

1-2.

Приемы устного счета. Признаки делимости на 2 и 4,3и 9.

Историческая миниатюра (числа начинают получать имена)

Кроссворды. Ребусы

1ч.

3-4.

Приемы устного счета. Признаки делимости на 5, 10, 15.

Историческая миниатюра (как люди научились считать)

Кроссворды. Ребусы

3ч.

5-6.

Приемы устного счета. Признаки делимости на 6,12.

Историческая миниатюра (живая счетная машина)

Задачи в стихах

2ч.

7-8.

Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11.

Историческая миниатюра (системы счисления)

Игра «Не собьюсь»

2ч.

9-10.

Творческая  мастерская  ( участие в мероприятиях предметной декады)

2ч.

11-12.

Приемы устного счета.  Задачи в стихах

Историческая миниатюра (цифры у разных народов

2ч.

13-14.

Приемы устного счета.

 Историческая миниатюра (что такое квадриллион, из истории дробей)

Решение задач

2ч.

15.

Игра – соревнование. Игра «Не собьюсь»

Историческая миниатюра (из истории дробей)

1ч.



16-17.

Задачи олимпиадного характера (примеры – восстановление первоначального вида)

Историческая миниатюра (старинные меры )

2ч.

18-19.

Задачи. Шутки. Игры.

2ч.

20-21.

Задачи олимпиадного характера

2ч.

22-23.

Задачи олимпиадного характера (составление уравнений) Историческая миниатюра (Пифагор)

 

2ч.

24-25.

Задачи олимпиадного характера (составление уравнений)

Юмористические посиделки. «Только очень глупые люди не понимают шуток» П. Л. Капица

2ч.

26-27.

Задачи олимпиадного характера (деление фигуры  на части, прямые и точки)

Историческая миниатюра (Архимед)

  Лабиринты

2ч.

28-29,30.

Задачи олимпиадного характера (со спичками)

 Историческая миниатюра (П. Ферма)

Литературные страницы (чтение стихов о числах, о фигурах и т. д.)

3ч.

31-33.

Задачи олимпиадного характера

Китайская головоломка «Танграм»

3ч.

34.

Итоговае занятия.  Награждения.

 Предо мной вы все равны – все способны и умны.

2ч.

 

Литература

  1. Занятия школьного кружка. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004год
  2. Занятия математического  кружка. Методические рекомендации.   Департамент образования Москвы. 1991год
  3. За страницами учебника математики. Н. Я. Виленкин. Москва «Просвещение», 1998год.
  4. Материалы из журналов «Математика в школе».
  5. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.Ю. Шуба Москва «Просвещение», 1995год. 
  6. Дидактические игры в процессе обучения математике  /Методические рекомендации/. Урал.гос.пед.ун-т: Сост. Т.Л.Блинова  Ек-рг 2000г.
  7. Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей, Под ред. П.Н. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предметного кружка "Грамотей" по русскому языку.

Программа предметного кружка  " Грамотей" по русскому языку для обучающихся 5-6 классов....

Программа предметного кружка "Творческая мастерская"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика вокруг нас»

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика  вокруг нас»...

Рабочая программа предметного кружка "Клуб юных филологов" (9 класс)

Рабочая программа предметного кружка "Клуб юных филологов" (9 класс)для подготовки учащихся к ГИА...

Программа предметного кружка "Хоглуг ог"

Болгумнун кол сорулгалары: Ог – биле таныжылга.Огнун ишти – биле таныштырылга.Огге  келген аалчыларны уткуп хунделээри, удээри.Огбелернин чаагай ёзу чанчылдары – биле таныштыргаш, уругларга...

Рабочая программа предметного кружка «Юный филолог», 9 класс

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи, проблемы. Учащимся необходимо выработать умение...