Главные вкладки

    масленица
    методическая разработка по алгебре по теме

    Комкова Лариса Геннадьевна

    Бинарный урок по математике и технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon maslenica.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комкова Лариса Геннадьевна

    Петрова Ольга Николаевна

    Учителя ГБОУ школы  № 123 г. Санкт - Петербург

    Информация о себе: Несколько лет вместе работаем в одной школе. Очень часто проводим бинарные уроки и мероприятия. К работе привлекаем родителей учащихся. Совместное творчество позволяет активизировать деятельность учащихся.

    «ВСТРЕЧАЕМ МАСЛЕНИЦУ, ПЕЧЕМ БЛИНЫ»

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    Урок ведут:     Учитель технологии – Петрова Ольга Николаевна;

                              Учитель математики – Комкова Лариса Геннадьевна.

    Цель урока:

    1. Ознакомить учащихся с питательной ценность муки технологией приготовления блинов.
    2. Знакомство с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.
    3. Научить применять основное свойство пропорции при решении практических задач.
    4. Выявить общие закономерности в технологии и математике;
    5.  Рассчитать количество продуктов, необходимое для приготовления блинов.
    6. Воспитывать бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности.

    Задачи:

    Развитие логического и абстрактного мышления

    Развитие творческих способностей, воображения.

    Воспитание нравственных качеств у учащихся, а также трудолюбия и коллективизма.

    Осуществление межпредметных связей.

    Формирование эстетического мировоззрения.

    Оборудование: электрическая плита; миксер; блинница.

    – презентация «Масленица»

    Кухонный инвентарь: посуда, инструменты, приспособления.

    Продукты: мука, молоко, яйца, сахар, соль, мед, масло.

    Ход урока

    1. Организационный момент (рассадить гостей). Здравствуйте, учащиеся и гости нашего урока!

    Три человека в народных костюмах поют зазывную Масленице:

    Ой, Масленица, протянись!

    За белую березу зацепись!

    Сказали: Масленице семь годков,

    А нашей Масленице семь деньков.

    Ой, да Масленица на двор въезжает!

    Широкая на двор въезжает!

    Ой, да Масленица, широкая, погости недельку,

    А вы, люди, Масленицу встречайте, встречайте!

    Да к себе – то Масленицу зазывайте, зазывайте!

    1. Беседа. Учитель технологии и математики:

    Использование презентации : «Встречаем масленицу, печем блины»

    Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны – в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей. (слайд – 2)

    Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу. (слайд – 3)

    Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят россияне Масленицу – праздник веселый, озорной. (слайд – 4)

    Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками. Сжигали чучело зимы, ели блины.

     (слайд – 5)

    Блин – символ Масленицы и одно из основных обрядовых блюд.

    Стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и другим людям искусства. В Санкт-Петербурге и сейчас на Масленицу у Адмиралтейства строя высокую деревянную гору и заливают водой. С конца 19 века гулянья происходили на Марсовом поле. Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в сарафан, шапку, опоясывали  кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и возили с песнями. (слайд – 6)

    Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

    1. Понедельник – встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу – Масленицу, да наряжали ее.
    2. Вторник – заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов.
    3. Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали родных.
    4. Четверг – широкий четверток, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Сходились петь песни.
    5. Пятница – тещины вечерки. Зятья угощали блинами своих тещ, иногда и всю родню. Зять обязан был с вечера пригласить лично тещу.
    6. Суббота – золовкины посиделки.  Дети строили снежный городок. Затем ватага разделялась: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
    7. Воскресенье – проводы Масленицы, прощанья, целовник. В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение. (слайд – 7)

    - Что же является главным угощением на Масленицу? (блины) (слад – 8)

    Блины на Масленицу пекут каждый день:

    1день – блинища, 2 день – блины, 3 день – блинцы, 4 день – блинчики, 5 день – блинки, 6 день – блиночки, 7 день – царские блины. (слад – 9)

    Классификация теста.

    Тесто

    Дрожжевое,  без дрожжевое.

    Опарным способом:  сдобное, сдобное  пресное,  заварное.

     Без опарным способом: бисквитное,    слоеное,  не сдобное, песочное.                                                                                        Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блины?

    (дрожжевое и без дрожжевое) (слайд – 10)

    Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы горячий воздух при выпечки проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Что для дрожжевого теста является разрыхлителем? – дрожжи.

    Что для без дрожжевого теста? – питьевая сода, гашенная уксусом.

    Схема приготовления дрожжевого теста.

    ЗАМЕС         БРОЖЕНИЕ        РАЗДЕЛКА        РАССТОЙКА        ВЫПЕЧКА

    При замесе теста муку просеивают (обогащение кислородом, первичная обработка), соль и сахар растворяют, дрожжи размешивают в теплой воде (35- 37 гр). Все компоненты соединяют и оставляют для брожения. Белки муки впитывают воду  и,  набухая, образуют клейковину, которая придает тесту эластичность. При брожении теста дрожжи сбраживают вещества, называемые сахаридами с образованием углекислого газа, который улетучиваясь, создает пористую структуру. При брожении образуется еще и молочная кислота, которая улучшает эластичность клейковины. Избыток сахара, жира и яиц задерживает развитие дрожжей.

    Учитель математики:

    Прежде чем выпекать блины необходимо подумать по какому рецепту печь, на сколько человек хватит этих блинов, нужна ли начинка для блинов? Используя таблицу ответьте на эти вопросы (учащиеся работают по колонкам – рецепты выведены на экран):

    Продукт

    Стакан

    Расчет готовых блинов

    пшеничная мука

    160

    Из  500 г теста:

    16 – 18 блинов;

    Из  250 г теста:

    8 – 10 блинов;

    Из  170 г теста:

    5 – 7 блинов;

    гречневая мука

    180

    пшено

    200

    вода

    250

    соды

    ст. ложка – 28 г

    ч. ложка – 12 г

    сахар

    ст. ложка – 25 г

    ч. ложка – 8 г

    соль

    ст. ложка – 30 г

    ч. ложка – 10 г

    Блины постные.

    3 стакана пшеничной муки, 3 стакана воды, 1 столовая ложка сахара, 20 г дрожжей, соль, растительное масло.

    Блины пшенные.

    1 стакан пшена, 1 ½ стакана пшеничной муки, 1 ½ стакана гречневой муки, 20 г дрожжей, 1 ч. ложка сахара, соль.

    Блины русские.

    2 стакана гречневой муки, 4 стакана пшеничной муки, 25 г дрожжей, 1 ½ ч. ложки сахара, соль.

    Блины на соде.

    400 г гречневой муки, 400 г пшеничной муки, 4 – 5 стаканов воды, 1 ч.ложки соды, 2 ч .ложки сахара, лимонная кислота, соль.

    Блинчики на соде.

    2 стакана муки, 6 стаканов воды, по 1 – 2 ч. ложки соли и сахара, 1 ч. ложка лимонной или уксусной кислоты, 1 ч. ложка соды.

    Оладьи.

    2 стакана пшеничной муки, 1 ½ стакана воды, 30 г дрожжей, 1 ст. ложка сахара, соль, растительное масло.

    3. Практическая работа.

    Напомнить учащимся о безопасных условиях работы на кухне (прихватки, подставки при работе с горячими поверхностями, осторожность при работе с нагретым маслом и т.д.).

    Приготовление горячих напитков: чай, сбитень, выпечка блинов.

    Форма работы – бригадная (повара, официанты, дежурные по кухне).

    Какие национальные напитки вы знаете? (вопрос к учащимся).

    Сбитень появился на Руси очень давно, но особенно распространился в 18 веке. Готовили его в больших, похожих на самовар чайниках или в самоварах, а пили из специальных стаканчиков с выгнутыми наружу краями. Сбитень – это мед, прокипяченный в воде с различными пряностями.

    Чай на Руси стали употреблять с 6 в., но широкое распространение получил только в 18 в. Основную массу экстрактивных веществ составляют танины, т.е. дубильные вещества. Чем выше сорт чая, тем больше танинов.

    Все сорта чая содержат кофеин, стимулирующий сердечную деятельность. Эфирные масла придают чаю аромат. В чае содержатся витамины С, Р, В, РР. На качество напитка влияет вода. Чем мягче вода, тем вкуснее чай. Соли кальция и магния, содержащиеся в жесткой воде, вступают в реакцию с танинами, и качество чая снижается. Жесткость воды можно уменьшить при кипячении ее в самоваре, т.к. у него большая поверхность нагрева, на которую и оседает накипь. Заваривают чай в керамических чайниках, которые обладают малой теплопроводностью. В металлических чайниках чай не заваривают, т. к. железо, взаимодействуя с танинами, дает соединения темного цвета. На один стакан чая полагается 50 мл заварки и 150 мл кипятка (50 мл заварки соответствует 1—2 г сухого чая). Какие травы можно использовать для приготовления лесного чая?

    Учитель математики:

    Вам выданы карточки с различными рецептами – необходимо посчитать на какое количество человек можно приготовить данный напиток? (из расчета на 1 человека – 200 мл) Учащиеся класса работают по колонкам.

    Карточка № 1: Сбитень обыкновенный.

    150 г меда, 150 г сахара, 700 мл воды, гвоздика, корица, имбирь, кориандр.

    Карточка № 2: Сбитень с вареньем.

    150 г ягодного варенья, 40 г меда, по ½ г имбиря и гвоздики, 1 г корицы, 1 л воды.

    Карточка № 3: Сбитень гранатовый.

    100 г осветленного гранатового сока, 100 г меда, 900 г воды, 0,3 г молотой корицы, 0,2 г гвоздики.

    Карточка № 4: Сбитень ароматный.

    50 г меда, 3 г корицы, 2 г гвоздики, 150 г сока брусники или клюквы, 1 л воды.

    Карточка № 5: Сбитень облепиховый.

    100 г облепихи, 100 г меда, 3 г гвоздики, 5 г корицы, 5 г кардамона, 900 г воды.

    Карточка № 6: Сбитень на патоке.

    80 г меда, 125 г белой патоки, 5 – 10 г пряностей( корицы, гвоздики, хмеля, мяты), 1 л воды.

    Текущий инструктаж по технике безопасности: при работе с горячими жидкостями, при работе с электроплитой.

    Сервировка стола.

    Праздничный стол начинается с парадной скатерти. В словаре С. И. Ожегова читаем: скатерть кусок ткани особой выработки, которой покрывали стол. В старину скатерть на Руси называли «столешник». Делали ее из домотканого полотна и всегда прямоугольной формы. Учитывая, что за праздничным столом обычно предполагается несколько смен блюд, обилие столовых и чайных приборов, под скатерть хорошо подложить мягкую ткань. Это приглушит стук тарелок, вилок, меньше будет биться посуда, а блюда с горячей закуской не оставят следов на полированном столе.

    Учащимся можно показать, как правильно расстилать скатерть, это очень важно, особенно если за столом будет много гостей. Так, если скатерть прямоугольная или квадратная, ее углы должны закрывать ножки стола, если круглая или овальная – центр скатерти должен совпадать с центром стола. Края ее должны быть спущены не менее, чем на 25 см и не более чем до сидения стула.

    4. Итог урока.

    Стадия рефлексии

    1. Что нового узнали на уроке?
    2. Какие блины можно приготовить на Масленицу?
    3. Что можно подавать к блинам?
    4. Связь, с какими учебными предметами прослеживалась на уроке?
    5. Можно ли производить расчет продуктов с помощью пропорции?
    6. А что такое пропорция?
    7. Необходимо ли знание  математики  для кулинарии?
    8. А будут ли вкусными блины, если нарушить пропорцию их приготовления?
    9. Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
    10. Анализ характерных ошибок и их причин.

    Сообщение оценки работы каждого учащегося.

    Уборка кабинета, мытье посуды (дежурные).

    5. Задание на дом. Сосчитайте, сколько понадобится продуктов, чтобы спечь блины для вашей семьи. Предполагается, что человек в среднем съедает 3 – 5 блинов. Оформите свою работу на альбомном листе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

    Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

    ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

    Сценарий праздника в ДОУ...

    сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

    В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

    сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

    В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

    Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

    Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....