Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Барабанова Елена Александровна

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Здравствуй, сударыня Масленица»

(методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»)

Подготовила: Учитель русского языка и литературы

                                Е.А. Барабанова

Цели:

  • продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; формирование навыков анализа языковых авторских средств;
  • знакомить со старинным  народным праздником-Масленицей,  показать  традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию  народов нашей страны;
  • эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, интерактивная доска, кукла Масленицы, стол накрыт яркой скатертью, на столе: самовар, блины, сушки, конфеты, чайный сервиз.

Оформление доски:

Семь дней масленой недели записаны на доске:

Понедельник -  «Встреча»

Вторник – «Заигрыши»

Среда – «Лакомка»

Четверг – «Разгул» или «Широкий четверг»

Пятница – «Тещины вечерки»

Суббота – «Золовкины посиделки»

Воскресенье – «Прощеный день»

Эпиграф:

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир

П. Вяземский

  1. Обрядовые традиции праздника.

(слайд 1) На экране репродукция картины Б.М. Кустодиева «Масленица», звучит фрагмент музыкальной пьесы «Февраль. Масленица» (цикл «Времена года») П.И. Чайковского.

Учитель: Какое настроение охватило вас?

Учащиеся:  Праздничное, радостное настроение, будто мы оказались в гуще народного гулянья.

Учитель: С  каким праздником связана эта музыка?

Учащиеся:  Праздник Масленицы.

Учитель: Действительно, П.И. Чайковский этой музыкальной пьесе предпослал эпиграф: «Скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир».

Музыка П.И. Чайковского открывает нам искусство

Б.М. Кустодиева  весёлое, жизнерадостное, художник часто обращался к праздничной стороне народной жизни.

(слайд 2)Вот названия только некоторых его полотен: «Ярмарка», «Троицын день», «Праздник в деревне», «Гулянье на Волге», «Карусель», «Балаганы», «Масленица».

 По старому русскому обычаю на масленичной неделе провожали зиму, встречали весну.

- В каком месяце празднуется Масленица?

Учащиеся: Справляют Масленицу за семь недель до Пасхи, и чаще она приходится на период конец февраля-начало марта.

Учитель: Обрядовые традиции праздника помогут нам в описании картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Они пришли к нам из глубоких веков. Люди с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. Детишки вместе с взрослыми готовят ледяные горки, поливают их водой и при этом проговаривают: 

- Приезжай ко мне в гости,

Масленица,

На широкий двор:

На горках покататься,

Блинов объедаться,

Сердцем потешиться!

Масленицу встречают сытыми и довольными. Чем сытнее и богаче Масленицу празднуешь – тем богаче год будет.

Каждый день масленичной недели носит особые названия, и сегодня они пришли к нам в гости:

Понедельник - «Встреча»

Вторник – «Заигрыши»

Среда – «Лакомка»

Четверг – «Разгул» или «Широкий четверг»

Пятница – «Тещины вечерки»

Суббота – «Золовкины посиделки»

Воскресенье – «Прощеный день»

(слайд 3) «Встреча». В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, качались на качелях. Люди устраивали потехи над ряженными и скоморохами. Также ходили друг к другу в гости, делали подарки.

 (слайд 4) «Заигрыши». Во второй день Масленицы начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А вот и ряженые…

(ряженые исполняют хвалебные песни  Масленице, частушки, обращаются к детям с добрыми пожеланиями, угощают блинами, затем уходят).

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Всех нас масленица ждет.

Эх, топни нога,

 Топни правенькая.

Я пойду плясать,

Хоть и маленькая.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

По деревне я шла.

И Ванюшу видела

IIод кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки

Как на масляной неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару разбирайте!
Подхвалить не забывайте!

Длинным зимним вечерком

Хорошо сидеть рядком.

Мы и спели, и сплясали,

Весело погостевали,

Хорошо в гостях у Вас,

Только поздний нынче час.

Проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг  к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.

(слайд 5) «Лакомка».  “Что есть в печи – все на стол мечи”. Ну а королем на масленичном столе является блин. Ох уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны. Они пекутся всю неделю. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.

Учитель: Лакомка,  символом чего является блин?

Еще с языческих времен блин был символом солнца, весны, счастливых браков, хороших детей.

(слайд 6) Четверг – «разгуляй» или «широкий четверг». Обильное застолье, катания с гор, катания на тройках под звон бубенцов и колокольчиков, ряженые, кулачные бои, песни и пляски достигали в этот день вершины.

(слайд 7)Пятница – «тёщины вечера», (Ребята, кто такие теща и зять?) 

Теща – мать жены, зять – муж дочери.

В этот день зятья угощают своих тещ блинами, всю родню, приглашают ряженых «Чем больше гостей, тем больше почести теще».  На этих вечерах матери наблюдали, как живется дочери, какая из нее получилась хозяйка.

(слайд 8) Суббота – «Золовкины посиделки». Ребята, а кто такая золовка? (сестра мужа). Молодая невестка приглашала своих родных к себе и ездила с ними по золовкам, дарила им подарки.

( слайд 9) В последний день Масленицы «Прощеное воскресенье» обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и разбрасывали по полям ее части, по верованиям селян это способствовало плодородию почвы.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ о масленичных днях.

Расскажите, как в Вашей семье встречают Масленицу? Какие обычаи на Масленицу характерны для нашего села? А, может быть, Вы принимали участие в них?

Учитель: А вы знаете приметы или пословицы, связанные с Масленицей?

Учащиеся: 1. Блины в первый день Масленицы отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство. Только детям разрешалось обходить дома и выпрашивать блины: «Подайте широкой Масленице!»;

2. "Масленица - объедуха, деньгам - приберуха";

3. "Масленица без блинов, что свадьба без невесты";

4. «Не все коту масленица, будет и великий пост»;

5. «Ай, Масленица, обманщица! До поста довела, а сама удрала!»

2. Анализ текста.

Учитель:

Не обошел вниманием масленицу в своей книге «Лето Господне» русский писатель Иван Шмелев.  В данном тексте автор использует достаточно яркие выражения при описании праздника. Они могут нам помочь при описании картины. Перед Вами отрывки из этого произведения. Прочитайте текст и выполните указанные ниже задания. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» (учитель раздает тексты в начале урока)

Работа с текстом в группах. Тексты по очереди высвечиваются на экране, дети подчеркивают слова.

Текст 1 (слайд 10)

  Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его  в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники.   

  Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищеты старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, мчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость...

  • Подчеркните языковые средства, которые  помогают автору передать чувство радости? (эпитеты) 
  • Найдите необычные сочетания в тексте? 

Текст 2 (слайд 11)

  Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся-звякают о ледышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», - и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, - Масленица идет.

  • Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Подчеркните языковые  средства, которые  помогают писателю  передать настроение праздника (сравнения, метафоры, олицетворение).

Текст 3 (слайд 12)

Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармонией. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами.

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Пар идёт от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четвёрку, макают в горячее масло в мисках и чавкают… Стоит благодатный гул: довольны.

  • С помощью каких выражений  писателю удалось показать широкий размах Масленицы?
  • Лексическое значение слова «стряпуха» ( Стряпуха – кухарка).

3. Развитие творческих способностей.

Составьте один синквейн на двоих по теме  «Масленица»

Под звуки мелодии Антонио Вивальди «Времена года» учащиеся выполняют творческую работу.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. СИНКВЕЙН обогащает словарный запас, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, и еще одно несомненное достоинство этого вида работы – синквейн  получается у всех. На первых порах можно предложить составить один синквейн на двоих, с которым оба участника будут согласны.

(слайд 13) ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

   1. Одно слово – имя существительное -  тема синквейна.

   2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

  3. Три слова – глаголы.

  4. Четыре слова – предложение, в котором автор синквейна  выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

  5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Примеры:

Масленица!

Яркая и веселая,

Манит, раззадоривает, гудит.

Люди радостно провожают зиму-матушку

Праздник солнца!

Встреча!

Веселая и лакомая

Гудит, шумит, зазывает

Народ приглашает родных в гости.

Масленица!

4.(слайд 14) Словесное рисование.

Рассмотрите репродукцию картины «Масленица». Как вы думаете, какой из дней масленицы изобразил на картине художник Б.М. Кустодиев? (широкий четверг). Дети выходят к доске, показывают, что видят на картине.

  • Как художнику удалось показать широкий размах праздника?

Катание на тройках, песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц, веселые, румяные от мороза люди, ярмарочные балаганы, народные лакомства, забавы, красочно веселое гулянье.

  • Каким настроением наполнена картина Б.М. Кустодиева? 

Нас охватило праздничное, радостное настроение, будто мы оказались в гуще народного гулянья. 

  • Как в народе именовали Масленицу? (честная, широкая, веселая боярыня – Масленица, госпожа Масленица). Народ любил ее и величал ласковыми словами: "касаточка", "перепелочка", "переберуха", "ясочка".
  • Что выражает этот жанровый сюжет?

Буйным ликованием красок художник выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, все богатство и щедрость русской души, характер народа. Любуясь многоцветьем снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!

  • Какие краски и тона преобладают? 

Снег: перламутровый, палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой.

Небо: изумрудно-зеленое.

Облака: золотые, розовые, закатные.

Сани: ковровые, пестрые, желтые, с яркими цветами.

(учащиеся формируют устный связный рассказ на основе описания картины).

5.  Рефлексия. Итак, ребята, подведем итог нашей работе. Кто самый смелый и может дать полное описание картины.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ

Слушая музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я представил себя едущим в санях. Это были великолепные расписные сани. И вот мы подъехали к главной площади. Там все ели блины, пели, играли, и у всех на душе было так весело, так радостно! Воздух пропах маслом и блинами, снег отливал желтым, синим и светло-фиолетовым цветом. Небо похоже на восхитительный, необъятный витраж. Кажется, что неизвестный мастер использовал все самые яркие, приветливые и веселые краски: голубую, бирюзовую, ярко-зеленую, красную, золотую. А вот и балаган. Видны приветливые, радостные лица. Вдруг звонит колокол и призывает к вечерне. Все заканчивают свое веселье и идут в церковь. Так вот и закончился последний день гуляний.

Михаил З.

Когда я услышал первые звуки этой музыки, мне представилось, как люди разъезжают на красочных тройках лошадей. Люди едут, поют песни, веселятся, а в стороне происходит взятие снежного городка. На площади разворачивается красочное зрелище, слышны шутки, смех. Слушая музыку, я вспоминаю ребят, которые кубарем катятся с горок, и горки от этого кажутся не белыми, а черными. В воздухе чувствуется запах блинов. В завершение праздника все едут за город сжигать чучело. Когда жгут чучело, люди водят вокруг него хороводы, поют, танцуют.

Мне очень понравилась музыка П.И. Чайковского.

Дмитрий Е.

«Скоро Масленицы бойкой / Закипит широкий пир!» – этот эпиграф выбрал Чайковский к своей пьесе. Мне кажется, что эти слова очень подходят к музыке. Я думаю, что если совместить происходящее на картине Б.М. Кустодиева «Масленица» с музыкой П.И. Чайковского, то получится очень красивая сказка или мультфильм.

Когда я слушал музыку Чайковского, мне представлялись люди, которые катались на расписных санях, на тройках, украшенных бубенцами и колокольчиками. Люди все были довольные, веселые, с румянцем на щеках. «И Бог на небе с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте!».

Музыка не может передать цвет, но, когда я слушал Чайковского, я видел небо, раскрашенное красными, желтыми, зелеными красками, деревья в снегу, который переливался на солнце. На розовых от легкого мороза лицах людей были улыбки.

Мне кажется, что П.И. Чайковский правильно подобрал музыку к Масленице и выразил в ней веселье, радость, праздник.

6. Исполнение песни «Ярмарка». Приглашение детей в хоровод вокруг Масленицы. Угощение блинами, чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...