Главные вкладки

    Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Коновалова Лариса Абрамовна

    урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok__soch_po_kartine_Shishkina.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 5 классе

    Коновалова Л.А.

    Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

    Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

    Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали»

      2) запись части  Первой симфонии В. Калинникова.

    Ход урока           

    1. Вступительное слово учителя.

    - «Красота чувствуется, а не меряется аршином», - писал русский публицист Д.И. Писарев

    - «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» - это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

    - «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

    Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту, а вот где и в чем мы будем искать красоту, узнаем лишь тогда, когда разгадаем нашу мозаику

                       

    ВО           КЗАЛ                                                             О            ГАДКА                                              

    К          СТРЮЛЯ                                                         Ж        ВОПИСЬ

    КО          ИДОР                                                    УТРЕ                ИЙ

     

    Вы совершенно правы, мы будем искать красоту в картинах. А вот в чьих картинах, мы узнаем, прослушав фрагмент радиопрограммы «Хочу все знать»

    Радиоведущая: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! В эфире радиопередача «Хочу все знать», и я, ее ведущая Ахатова Гуля. Новость сезона: 30 августа 2007 года наш город  отметил свой тысячелетний юбилей. Вот и сегодня мы поговорим о людях, прославивших наш любимый город.  Елабуга… Удивительное слово. Елабуга… только здесь мог родиться Иван Иванович Шишкин - один из выдающихся художников мира. Здесь, посреди России. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

      Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
    Шишкин прославился как пейзажист.

    Ученик: Алло! Это радиопередача «Хочу все знать»? Вам звонит Илькин Радик. Дело в том, что моя сестра Лилия вышила крестиком картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», о которой я бы хотел рассказать в вашей программе. Можно?  

    «Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен,  возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

    Учитель:  Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа.  Что означают слова пейзаж, пейзажист?

    Ученик: В словаре С.И. Ожегова  и    Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

    Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

    Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

    Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция?

    Ученик: Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

     2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

    Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

    (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

    Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».– Вы согласны с мнением известного русского критика?

    Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей?  Почему?

    Ученик: Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению

    1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

    Учитель: Что изображено на картине?

     Ученик:  На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется,  что приятно пахнет созревающей рожью.

    – Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

    (Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».)

    – Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

    – Что можно сказать о колосьях?

     (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле.  От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

    – Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

    – Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

    – Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

    (Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое,  светлое небо,   по нему скользят легкие, воздушные облака.)

    – Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

    – Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

    (Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

    – Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

    – О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
    – Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

    Учитель: Дима подобрал стихотворение, которое зеркально отражает настроение автора картины.

    Ученик читает  стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

    И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

    И лазурь, и полуденный зной…

    Срок настанет – господь сына блудного спросит:

    «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

    И забуду я все – вспомню только вот эти

    Полевые пути меж колосьев и трав –

    И от сладостных слез не успею ответить,

    К милосердным коленам припав

    Учитель: Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, - он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

    .

    Учитель: Заполните таблицу «Лексика  к картине И.И. Шишкина «Рожь»

    Слова и словосочетания, передающие

    Звук

    Цвет

    Запах

    Вкус

    Расположение в пространстве и времени

    Золотистая рожь

    Благоухают

    Полдень

    Широкое поле

    Слова для справок:  золотистая рожь,  золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле,  колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы,  заросла травой, убегает вдаль,  сосны-богатыри,  мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие,  воздушные облака, легкое дуновение ветерка.

    Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

    «Композиционная схема сочинения – описания»

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    Приглашение к совосприятию

    Описание того, что изображено на картине

    Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод

    На переднем плане картины мы видим…

    … начинается у края холста…

    Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался)

    На фоне…(выделяются, показаны)

    Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

    Ученики:

    -  Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Лесные дали» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

    - В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел прежде всего как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

    Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

    Ученик: можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

    Учитель: Игра слова – магниты. Верните слова на свои места.

    Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

    Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

    Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

    С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

    Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

    Художник сумел передать в картине «Рожь»  то…………..настроение

    Слова для справок: сочной яркой манере живописи;   непревзойденный;   русской провинции; поэзии, свежести, воздуха;   восторженное;    поэтом русской природы

    (Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

    Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

    Как можно называть       И.И. Шишкина в сочинении

    Как можно заменить слово «нарисовал»?

    Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?

    Слова для справок:

    1. Художник,  автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской    

         природы.

    1. Изобразил,  запечатлел,  создал,  воплотил,  отразил, сумел передать,  воспел, добивается передачи, вложил в картину.
    2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
    3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

    Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь памяткой

    Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

    1. Кто написал картину «Рожь»?
    2. Какие еще картины этого художника вы знаете?
    3. Что изображено на этой картине?
    4. Какими красками изображен осенний пейзаж?
    5. Чем написана картина: маслом или акварелью?
    6. Какие чувства будит в вас эта картина?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

    Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

    Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

    Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

    Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

    Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

    Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

    Цели: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представ...

    Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

    Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

    Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

    Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....