Урок-сказка в 5 классе «Волшебная сила уравнений».
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Краснопёрова Лариса Александровна

Урок-сказка  «Волшебная сила уравнений» – урок комплексного применения знаний, который проводится в 5 классе в конце учебного года в рамках итогового повторения по теме «Десятичные дроби и действия с ними». На этом уроке повторяются все знания учащихся о действиях с десятичными дробями, проверяется умение  решать различные типы линейных уравнений. Урок разработан учителем по материалам самостоятельно и ориентирован на учебник: Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда  «Математика - 5 » – М.: Мнемозина, 2011.

Материалы, используемые при подготовке к уроку:

  1. В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1990.-96с.
  2. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Ю. Шуба.- М.: Просвещение,2012.-218с.
  3. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие / Л.И. Горохова и др.-2-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Глобус», 2010.-266с.
  4. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред.  шк. – М.: Просвещение, 1990.

Для проведения урока требуется предварительная подготовка:

  1. Оформляется компьютерная презентация с необходимыми материалами и заданиями. Смена слайдов иногда по ходу действия происходит автоматически. В остальных – происходит по щелчку. 
  2. На перемене класс делится на три разноуровневые команды по 6 человек, участники из одной команды рассаживаются на одном ряду.
  3. Каждому обучающемуся выдаётся карта контроля. (Приложение №1-3)
  4. Ребята знакомятся с правилами взаимопроверки:

Те, кто полностью справились со «своим» уравнением  получают 2 балла, те, кто допустили только одну вычислительную ошибку 1 балл. Если же ошибка допущена при нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого, делимого, делителя или множителя  то 0 баллов.

 

Тип урока:  урок комплексного применения знаний  в рамках повторения изученного.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение теоретического материала по теме: «Десятичные дроби и действия с ними»;
  •  закрепление навыков решения уравнений и вычислительных навыков.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие культуры устной и письменной математической речи;
  •  развитие творческого и логического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания навыков взаимодействия обучающихся;

 

  • создание условий для воспитания эстетических качеств, коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснопёрова Лариса Александровна

                                                                     учитель математики первой

                                                                 квалификационной категории «МОУ

 Колесниковская СОШ Вейделевского

                                                        района Белгородской области».

Урок-сказка  «Волшебная сила уравнений».

Пояснительная записка

        Урок-сказка  «Волшебная сила уравнений» – урок комплексного применения знаний, который проводится в 5 классе в конце учебного года в рамках итогового повторения по теме «Десятичные дроби и действия с ними». На этом уроке повторяются все знания учащихся о действиях с десятичными дробями, проверяется умение  решать различные типы линейных уравнений. Урок разработан учителем по материалам самостоятельно и ориентирован на учебник: Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда  «Математика - 5 » – М.: Мнемозина, 2011.

Материалы, используемые при подготовке к уроку:

  1. В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1990.-96с.
  2. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Ю. Шуба.- М.: Просвещение,2012.-218с.
  3. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие / Л.И. Горохова и др.-2-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Глобус», 2010.-266с.
  4. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред.  шк. – М.: Просвещение, 1990.

Для проведения урока требуется предварительная подготовка:

  1. Оформляется компьютерная презентация с необходимыми материалами и заданиями. Смена слайдов иногда по ходу действия происходит автоматически. В остальных – происходит по щелчку.

  1. На перемене класс делится на три разноуровневые команды по 6 человек, участники из одной команды рассаживаются на одном ряду.
  2. Каждому обучающемуся выдаётся карта контроля. (Приложение №1-3)
  3. Ребята знакомятся с правилами взаимопроверки:

Те, кто полностью справились со «своим» уравнением  получают 2 балла, те, кто допустили только одну вычислительную ошибку 1 балл. Если же ошибка допущена при нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого, делимого, делителя или множителя  то 0 баллов.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний  в рамках повторения изученного.

Цели урока:

Образовательные:

  1. повторение теоретического материала по теме: «Десятичные дроби и действия с ними»;
  2.  закрепление навыков решения уравнений и вычислительных навыков.

Развивающие: 

  1. развитие познавательного интереса учащихся;
  2. развитие культуры устной и письменной математической речи;
  3.  развитие творческого и логического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: 

  1. создание условий для воспитания навыков взаимодействия обучающихся;

  1. создание условий для воспитания эстетических качеств, коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

проверка домашнего задания, постановка целей урока.

  1. Актуализация знаний.

Слайды №1-2

Устный счет (числа в геометрических фигурах появляются по щелчку). 

Слайды №3-5

        Повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого и делителя.

        В процессе повторения учитель акцентирует внимание обучающихся на то, что неизвестным может быть не только одна переменная, но и целое выражение.

  1. Закрепление навыков решения уравнений.

Учитель: Ребята, чтобы проверить ваши знания, умения решать уравнения и выполнять действия с десятичными дробями, мы отправимся в сказку. Ваша задача не просто следить за развивающимися событиями, но и самим активно включиться в борьбу со злом и помочь главному героя преодолеть все трудности.

Итак, начнём нашу сказочную историю.

Слайд  №6:   (Название сказки).

Слайды  №6-11.  Происходит автоматическая смена слайдов.

Учитель начинает повествование:

«В некотором царстве в некотором государстве  жил-был Иван-царевич. Повстречал как-то Иван-царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.

Иван-царевич поехал выручать свою любимую. Вот подъехал он к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения.

Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Помогите Ивану-царевичу».

Слайд №12 . Смена происходит по щелчку.

Задания командам:

(Каждая команда решает «своё» уравнение).

  1. (у-3,71)-5,46=2,77              2) (12,7+m)-9,8=3,2        3) (х+3,79)-1,97=1,83

Проверка:  Слайд  №13.  

(участники одной команды, сидящие за одной, партой обмениваются картами контроля, происходит взаимопроверка).

  Учитель напоминает правила взаимопроверки.

Слайд  №14. 

Учитель  продолжает: « Долго ехал  Иван-царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу только при условии, если он решит уравнении, написанные на стенах избушки».

Слайд  №15.

Задания командам:

(Каждая команда решает «свои» уравнения).

  1. 6,5+2х=14,5                 2)12,4-3х=3,4                    3) 7,5+5х-1,5=16

 у · (5,8-3,8)=62                (12,5+2,5) · х =60               9,2-3у=3,92-3,72

Проверка: Слайд  №16.

(участники одной команды, сидящие за одной партой, обмениваются  картами  контроля, происходит взаимопроверка).

     Учитель напоминает правила взаимопроверки.

Слайды  №17-18

 Учитель  продолжает: «Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга посвятила его в тайну корней уравнения. «Коль нужно тебе, какой замок отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом  желание исполнится». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею Бессмертному. Тот подстерег Ивана-царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков, а ключи выбросил».

Слайд  №19.  Помогите Ивану-царевичу открыть все замки, без ключей. Решите уравнения.

Задания командам:

(Каждая команда решает «свои» уравнения).

  1. 35:х-1,2=3,8                 2) у : 2+3,7=7,7             3) 12 : m -0,2=3,8

(2,8+х) +3,7 =12,5              (5,6-х) +3,8=4,4              (х-5,4) +2,3 =5,2

Слайд  №20.  Учитель проверяет решения у тех детей, кто поднял руку. Выбирает тех, кто первым решил правильно от каждой команды. Этим ребятам доверяется право произнести эти корни вслух и открыть замки.

( за каждый правильно найденный корень ученик получает 1 балл).

Учитель: «Иван-царевич произнёс «волшебные слова», назвал все корни шести уравнений. Двери подземелья открылись».

Слайд  №21. 

Учитель: « И встал Иван-царевич перед воротами Кощеева царства. А на воротах написано уравнение:

(у+2,84) – 1,84 = 6,4.

Иван-царевич решил его устно.

А вы сложите?»

Учитель спрашивает всех детей первыми поднявших руку. Выслушав варианты ответа, учитель определяет правильный ответ 5,4 и просит ребят прокомментировать решение. (Ученик, который  первый назвал правильный ответ, получает дополнительный балл).  

Слайд  №22. 

Учитель: « Ворота открылись. Освободил Иван-царевич Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли они свадьбу».

Да здравствует математика!

  1. Подведение итогов урока.

Подводятся итоги урока, каждый ученик считает свои баллы и выставляет себе оценку по следующим критериям (11 и более баллов – оценка «5»; 10-8 баллов – оценка «4»; 7-6 баллов – оценка «3»).

Слайд  №23.

Затем складываются все баллы участников каждой из команд, определяется команда победитель, происходит награждение команд дипломами  I , II, III

степени. Дипломы вручаются представителю команды, набравшему больше всех баллов.

  1. Рефлексия. Слайд  №24. 

 

Приложение №1. Карта контроля.

Этапы урока

I команда.

Ф.И. ___________________________________________________________

1.

Устный счет

Баллы

2.

Повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого и делителя.

Баллы

3.

Помоги Ивану-царевичу убрать камень с дороги.

(у-3,71)-5,46=2,77  

  Решение:

Баллы

















































































4.

Уравнения на  стенах избушки.

Баллы

6,5+2х=14,5

Решение:



















































у · (5,8-3,8)=62

Решение:



















































5.

Открыть все замки, без ключей.

Баллы

35 : х-1,2=3,8

  Решение:

















































































(2,8+х) +3,7 =12,5

  Решение:

















































































6.

Уравнение  на воротах.

 (у+2,84) – 1,84 = 6,4

  Решение:

Баллы

















































































7.

Итоги урока.

Баллы

11 и более баллов –оценка «5»;       10-8 баллов – оценка «4»

7-6 баллов – оценка «3»

8.

Рефлексия.        Не забудь дорисовать солнышко!

Приложение №2. Карта контроля.

Этапы урока

II команда.

Ф.И. ___________________________________________________________

1.

Устный счет

Баллы

2.

Повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого и делителя.

Баллы

3.

Помоги Ивану-царевичу убрать камень с дороги.

(12,7+m)-9,8=3,2         

  Решение:

Баллы

















































































4.

Уравнения на  стенах избушки.

Баллы

12,4-3х=3,4                    

Решение:



















































(12,5+2,5) · х =60              

Решение:



















































5.

Открыть все замки, без ключей.

Баллы

у : 2+3,7=7,7            

  Решение:

















































































(5,6-х) +3,8=4,4              

  Решение:

















































































6.

Уравнение  на воротах.

 (у+2,84) – 1,84 = 6,4

  Решение:

Баллы

















































































7.

Итоги урока.

Баллы

11 и более баллов – оценка «5»;       10-8 баллов – оценка «4»

7-6 баллов – оценка «3».

8.

Рефлексия.        Не забудь дорисовать солнышко!

Приложение №3. Карта контроля.

Этапы урока

III команда.

Ф.И. ___________________________________________________________

1.

Устный счет

Баллы

2.

Повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого и делителя.

Баллы

3.

Помоги Ивану-царевичу убрать камень с дороги.

(х+3,79)-1,97=1,83

 

  Решение:

Баллы

















































































4.

Уравнения на  стенах избушки.

Баллы

7,5+5х-1,5=16

Решение:



















































9,2-3у=3,92-3,72

Решение:



















































5.

Открыть все замки, без ключей.

Баллы

12 : m -0,2=3,8

  Решение:

















































































(х-5,4) +2,3 =5,2

  Решение:

















































































6.

Уравнение  на воротах.

 (у+2,84) – 1,84 = 6,4

  Решение:

Баллы

















































































7.

Итоги урока.

Баллы

11 и более баллов – оценка «5»;        10-8 баллов – оценка «4»

7-6 баллов – оценка «3».

8.

Рефлексия.        Не забудь дорисовать солнышко!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

Урок-сказка в 5 классе по теме "Уравнения" ("Гуси-лебеди")

Нетрадиционная форма открытого урока - урок-сказка, способствующая развитию познавательного интереса к математике, увлекает детей в завораживающий мир математики. Урок сопровождает мультимедийная през...

Урок-сказка "Волшебные корни" по теме: Решение уравнений

"Горят причудливо краски и как ,И, как ни мудра голова,Вы все-таки верьте сказке,Сказка всегда права"  Э.АсадовЦель: развитие устойчивого интеререса к математикеЗадачи: отрабатывать навыки решени...

Презентация к уроку музыки 6 класс "Волшебная сила музыки"

Эта презентация - красониая  иллюстрация к уроку....

Тема урока: "Решение уравнений и задач по теме «Обыкновенные дроби»" (урок-сказка "Спасение похищенных чисел")

Тема урока: "Решение уравнений и задач по теме «Обыкновенные дроби»" (урок-сказка "Спасение похищенных чисел") ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правила сложения и вычита...

Презентация к уроку по музыке 6 класс "Волшебная сила музыки"

В презентации  расскрывается тема "Как музыка воздейтсвует на людей" на примере произвидений  Глюк "Орфей и Эввридика" и Дебюсси  Нактюрн "Сирены". Раскрыт...