Конспект урока 6 класс Волшебная сила музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Сорокина Татьяна Николаевна

Волшебная сила музыки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx17.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Волшебная сила музыки

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).
  • А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Волшебная сила музыки

  1. Работа по теме урока.

Рихард Вагнер (1813 – 1883)

Он явился одним из крупнейших реформаторов оперного жанра в XIX в. его идеал – возвышенная  музыкальная драма, основанная на синтезе искусств, прежде всего поэзии и музыки.

С юных лет он во власти театра. Первые композиторские попытки 15-летнего мальчика возникли из желания написать музыку к трагедии собственного сочинения. С театром связана его дальнейшая жизнь, насыщенная событиями, полная резких контрастов. В 1849 г. дирижёр придворной оперы в Дрездене Рихард Вагнер участвует в дрезденском революционном восстании. После поражения его бежит в Швейцарию (за голову «государственного преступника» полицией обещана награда). Возвращение в Германию становится возможным лишь в 60-е гг. В 1876 г. в Байрейте (Бавария) закончено строительство театра, предназначенного специально для исполнения опер Вагнера. Театр этот , созданный на средства, собранные «вагнеровскими» обществами в разных странах мира, существует и поныне.

Вагнеру принадлежит 13 опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Сюжеты их большей частью связаны с романтическими легендами, а также древними мифами. Средь бурного моря не знает покоя моряк-скиталец («Летучий голландец»). Рыцарь томится в гроте Венеры, пленённый её чарами («Тангейзер»). В старинных преданиях Вагнер находил нити, связывающие их с современной ему жизнью. Особенно остро эта связь проявилась в грандиозном цикле из четырёх опер под общим названием «Кольцо нибелунга» (1854 – 1874). С огромной силой воплощена здесь трагедия мира, гибнущего из-за безудержной страсти его обитателей к золоту.

На протяжении жизни взгляды Вагнера менялись. Но до конца дней он остался художником, для которого искусство – великая сила, призванная «облагородить нравы народа». Вдохновенным гимном народному искусству является его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867).

В строении музыкальных драм Вагнера отсутствует принятое в традиционных операх деление на номера – арии, дуэты… Внутри сцен и действий музыка, тесно связанная со словом, течёт непрерывным потоком. Свободно развитые вокальные партии сплетаются с оркестром, роль которого, как никогда прежде в опере, велика. Симфонические картины из опер Вагнера нередко исполняются и в концертах: Вступление к «Лоэнгрину», Вступление «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», «Полёт валькирий» и «Шелест леса» из «Кольца нибелунга».

Мощь, красота и новизна музыки Вагнера побудили П. И. Чайковского назвать композитора одной из самых замечательных личностей второй половины XIX в.

  • Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).

В музыке слышатся грусть и смятение, скорбь или тревога, значит, такие чувства вложил в неё композитор, а мы вслед за ним испытываем их и ещё нечто большее, для чего и создано искусство, – чувство сострадания, сопричастности чему-то большому, что возвышает и облагораживает душу. В своём переживании музыки человек становится больше самого себя, он как будто забывает собственные горести и беды, собственное несовершенство, поднимаясь в чистые высоты бескорыстия и великодушия.

Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара: «Золотая лира, совместное достояние Аполлона и темнокудрых муз.  Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На Зевсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову чёрным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая ему вежды. Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».

Вокально-хоровая работа.

  • А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
  1. Итог урока.

Волшебные инструменты, заставляющие подчиняться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды. Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.

  1. Домашнее задание.

Выучить песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"

Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"...

Волшебная сила музыки

Итоговая курсовая работа с испоьлзованием здоровьесберегающих технологий...

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")

Урок литературы  с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...

Волшебная сила музыки.

Воспитание интереса к классической музыке, которая воспитывает эстетический вкус, духовно – нравственное воздействие на человека....

Презентация к уроку музыки 6 класс "Волшебная сила музыки"

Эта презентация - красониая  иллюстрация к уроку....

Презентация к уроку по музыке 6 класс "Волшебная сила музыки"

В презентации  расскрывается тема "Как музыка воздейтсвует на людей" на примере произвидений  Глюк "Орфей и Эввридика" и Дебюсси  Нактюрн "Сирены". Раскрыт...