Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke_v_6_klasse_po_teme.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»
Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк
САНДАКОВОЙ С.С.
ЦЕЛИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;
2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);
3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Организация творческой деятельности,
6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
7.Организация процесса анализа новой музыки;
8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;
2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
3.Обогащение духовного мира учащихся.
ОБОРУДЫВАНИЕ:
1.Портрет и фото В.А.Моцарта;
2.Кроссворд «Великаны музыки»;
3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;
4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Музыкальные произведения:
Попевки-упражнения:
«Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;
«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;
«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;
«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;
«Весенняя песня» В.А.Моцарт;
«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;
«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.
Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Весенняя песенка».
- Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?
Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.
- Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?
Преобразующая сила музыки.
- Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?
Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.
- Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.
Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.
- От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?
От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.
- Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)
1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)
2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).
3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).
4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).
5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).
6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).
7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).
8. Искусство звуков – МУЗЫКА.
1.Ч А Й К О В С К И Й
2. Ш О П Е Н
3. Г Л И Н К А
4. Р А Х М А Н И Н О В
5. Р И М С К И Й-К О Р С А К О В
6. Б А Х
7.С Т Р А В И Н С К И Й
8.М У З Ы К И
- МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?
Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.
2. НОВАЯ ТЕМА (Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта).
ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».
На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.
- Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».
- Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?
Ответы детей, выступление 3 учеников.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Д.Д.Шостакович.
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
А.Рубинштейн.
-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?
Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.
Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.
Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.
На фоне звучания «Симфонии№40»
-Что такое симфония?
Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.
«Симфония№40» - передает весь творческий путь В.А.Моцарта от телантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.
Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.
- Что такое сюита?
Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.
К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».
- Что такое рондо?
Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.
Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:
- поднять правую руку;
- поднять обе руки;
- сложить руки на парту;
- поднять руки над головой.
Слушание, показ смены частей, определение характера.
Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.
В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года
Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.
- МОЛОДЦЫ!
На фоне звучания «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.
РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.
ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.
Повторное слушание «Лакримозы».
«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.
«Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.
3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.
- Творчеству какого композитора посвящён наш урок?
Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?
- Назовите основные особенности музыки Моцарта?
- В чём бессмертие Моцарта?
Обращение к словам И.Тургенева: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».
Музыка не только радуется вместе с человеком, но и разделяет его горе, берет часть его на себя.
Исполнение песни «Где музыка берет начало?» Е.Крылатова, Ю Энтина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")
Урок литературы с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...
Конспект урока по предмету "Музыка" 5 класс. "Музыка и литература"
«Музыка – главный герой басни»...
Тема урока: «Преобразующая сила музыки»
Предмет: музыка класс 6 УМК В. Алеев, Т. НауменкоТема урока: «Преобразующая сила музыки»Обор...
Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки".
Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки"....
Модель урока "Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса"
Развёрнутая модель урока...
Модель урока "Преобразующая сила музыки Александра Скрябина"
Развёрнутая модель урока....