Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Сандакова Светлана Станиславна

Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke_v_6_klasse_po_teme.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«В чём сила музыки В.А.Моцарта?»

Урок №7 по теме 3 четверти  «В чём сила музыки?»

Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк

САНДАКОВОЙ С.С.

ЦЕЛИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;

2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);

3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

5.Организация творческой деятельности,

6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;

7.Организация процесса анализа новой музыки;

8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;

2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

3.Обогащение духовного мира учащихся.

               

ОБОРУДЫВАНИЕ:

1.Портрет и фото В.А.Моцарта;

2.Кроссворд «Великаны музыки»;

3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;

4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

5.Музыкальные произведения:

  Попевки-упражнения:

 «Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;

«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;

«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;

«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;

«Весенняя песня» В.А.Моцарт;

«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;

«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Исполнение музыкальных  попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.

Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Весенняя песенка».

- Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?

Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.

- Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?

Преобразующая сила музыки.

- Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?

 Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.

- Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Правда и красота – основные  качества музыки, в этом её сила.

Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.

- От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?

От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.

- Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)

1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой.   (П.И.Чайковский)

2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).

3. Основатель русской классической музыки  (М.И.Глинка).

4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).

5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).

6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки  (И.С.Бах).

7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор.                             ( И.Ф.Стравинский).

8. Искусство звуков – МУЗЫКА.

1.Ч А Й К О В С К И Й

                                                         2. Ш О П Е Н

               3. Г Л И Н К А

                                              4. Р А Х М А Н И Н О В

     5. Р И М С К И Й-К О Р С А К О В

      6. Б А Х

7.С Т Р А В И Н С К И Й

  8.М У З Ы К И

- МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?

Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.

2. НОВАЯ ТЕМА (Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта).

ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».

   На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.

- Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».

- Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?

Ответы детей, выступление 3 учеников.

На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

                                                                                                Д.Д.Шостакович.

             «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».

                                                                                             А.Рубинштейн.

-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?

    Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.

     Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.

    Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.

 На фоне звучания «Симфонии№40»

-Что такое симфония?

Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.

«Симфония№40» - передает  весь творческий путь В.А.Моцарта от телантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.

На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.

  Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания.  В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.

- Что такое сюита?

Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более  контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.

К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».

- Что такое рондо?

Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.

Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:

  1. поднять правую руку;
  2. поднять обе руки;
  3. сложить руки на парту;
  4. поднять руки над головой.

Слушание, показ смены частей, определение характера.

Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.

   В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года

 Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.

- МОЛОДЦЫ!

   На фоне  звучания  «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.

РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.

ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.

Повторное слушание «Лакримозы».

«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.

 «Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.

3. ИТОГ  УРОКА/ОЦЕНКИ.

- Творчеству  какого композитора посвящён наш урок?

 Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?

- Назовите основные особенности музыки Моцарта?

- В чём бессмертие Моцарта?

Обращение к словам И.Тургенева: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».

Музыка не только радуется вместе с человеком, но и разделяет его горе, берет часть его на себя.

Исполнение песни «Где музыка берет начало?» Е.Крылатова, Ю Энтина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")

Урок литературы  с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...

Тема урока: «Преобразующая сила музыки»

Предмет: музыка         класс  6      УМК  В.  Алеев, Т. НауменкоТема урока: «Преобразующая сила музыки»Обор...

Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки".

Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки"....